Информация для родителей

 Групповой интеллектуальный тест В марте –апреле педагоги –психологи проводят ГРУППОВОЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ТЕСТ (ГИТ) обучающихся 4 классов. Групповой интеллектуальный тест используется для диагностики умственного развития при переходе из младшего школьного возраста в подростковый. ГИТ - многоцелевой критериальноориентированный тест, позволяющий решить такие задачи как: 1) контроль над влиянием разных методов обучения на умственное развитие учащихся, индивидуализация методов обучения; 2) выявление учащихся, нуждающихся в коррекции умственного развития; 3) определение причин школьной неуспеваемости. После знакомства с рекомендациями по обеспечению успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального общего образования - на основную, становится очевидным необходимость еще в начальной школе до перехода учащихся в пятый класс, выявить группу риска, группу учащихся, которые с наибольшей вероятностью столкнутся при обучении в 4 - 6 классах с большими трудностями. Причиной таких трудностей кроме повышенной тревожности может оказаться несоответствие уровня интеллектуального развития отдельных учащихся требованиям учебных программ. Для определения учащихся с такими трудностями и составления психологических рекомендаций для коррекции этих трудностей  используем  Групповой Интеллектуальный Тест (ГИТ). Основные цели, с которыми может применяться данный тест, таковы: контроль за эффективностью школьного обучения; выявление неблагополучных в плане умственного развития учащихся, нуждающихся в коррекции умственного развития; определение причин школьной неуспеваемости; сравнение эффективности разных систем и методов преподавания; сравнение эффективности работы разных учителей и преподавательских коллективов; отбор учащихся с высоким уровнем умственного развития в специальные классы и школы, а также способных обучаться по углубленной индивидуальной программе.     Жестокое обращение с детьми - действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка.       Выделяют несколько видов жестокого обращения: физическое, сексуальное, психическое (эмоционально дурное обращение) насилие, отсутствие заботы (пренебрежение основными потребностями ребенка).       Во исполнение Всеобщей декларации прав человека и Декларации прав ребенка необходимо принять все необходимые меры для защиты ребенка от любых форм физического или психологического насилия, отсутствия заботы или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке. Такие меры должны включать поддержку ребенка и лиц, которые о нем заботятся, предупреждение, выявление, информирование, передачу на рассмотрение, расследование, лечение в связи со случаями жестокого обращения с ребенком, а в случае необходимости возбуждение судебной процедуры.Актуальность профилактики жестокого обращения с детьми связана с тем, что насилие в отношении детей или пренебрежение их основными потребностями оказывают негативное влияние на психическое развитие ребенка, нарушают его социализацию, порождают безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних. В ГБУ ЦППМСП м.р.Большечерниговский  проводится   работа педагогов в О. О . по вопросам выявления и профилактики  жестокого обращения с несовершеннолетними.  В анкетировании  по выявлению жестокого обращения приняли участие 172 ребенка  Анкетирование проводилось в  О. О. района,  ответы детей распределились следующим образом  :       Чаще всего наказывают детей за:      
  • за плохие отметки в школе –  50%
  • за позднее возращение домой- 5% ученика
  • когда оговариваюсь – 4 % учеников
  • за лень и ложь – 4 % учеников
  • за курение-0,5  %
Самые популярные меры наказания:
  1. кричат –  20 %
  2. обзывают -  14%
  3. Вообще не наказывают –  65%
13 % подвергались наказанию со стороны родителей, но это наказания касались лишения прогулок, компьютера и телевизора, общения с друзьями Методические рекомендации для родителей Рекомендации для родителей, чьи дети постоянно подвергаются моральному унижению со стороны педагогов или сверстников
  1. Не упрекайте ребенка за то, что он не рассказал об этом раньше, или ничего не сделал, чтобы предотвратить случившееся.
  2. Поговорите с ребенком, определите источник конфликта, стресса, напряжения в отношениях.
  3. Дайте понять ребенку, что вы понимаете его и верите.
  4. Поставьте в известность классного руководителя и администрацию школы.
Психолого-педагогические правила организации общения между учителем и учениками
  1. Будьте внимательны к своим ученикам, отмечайте малейшие изменения в их поведении, любые отклонения от нормы. Пристального внимания учителей и родителей требуют резкие “вдруг” возникшие изменения в поведении.
  2. Обратите внимание на изменение работоспособности ученика (не может продолжительное время работать без отвлечений и ошибок из-за быстро нарастающего утомления).
  3. Нельзя торопиться с выводами, проявляйте терпение, доброжелательность по отношению к ученику. Понаблюдайте, побеседуйте с родителями.
  4. Будьте объективны не только в оценке ученика, но и в сложившейся ситуации. Не поддавайтесь эмоциям, чувствам, которые мешают решению проблемы.
  5. Всегда чувствуйте психологическую атмосферу в классе. Для этого необходимо:
- наблюдать за детьми и обращать внимание на их поведение; - понимать выражение глаз ребят, их мимику, жесты; - уметь сопоставлять психологическую атмосферу сегодняшнего дня со вчерашней.
  1. Искренне интересуйтесь жизнью своих учеников. Относитесь сочувственно к мыслям и желаниям детей: не придирайтесь, не пытайтесь переделать, не критикуйте, чаще хвалите!
Как консультантам “Телефонов Доверия”, так и близким взрослым нельзя забывать о физических и эмоциональных травмах, которые получают дети от направленной против них злобы, ненависти. Так давайте подходить к детям, нуждающимся в психологической помощи и поддержке с открытой душой, горячим сердцем, добротой, вселяя в детские души надежду, веру в завтрашний день!
Информационно –мотивационная работа с родителями Социально-психологическое тестирование обучающихся (далее – СПТ) является необходимой мерой социального контроля и предупреждения распространения немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ в подростковой и молодежной среде. Полученные результаты СПТ позволяют определить обучающихся с повышенной вероятностью вовлечения в зависимое поведение на основе соотношения факторов риска и факторов защиты. Результаты СПТ используются для разработки дополнительных адресных мер и оценки эффективности профилактической деятельности в образовательной среде. От качества проведения информационно-разъяснительной работы с обучающимися, родителями (законными представителями), педагогами, зависит то, с каким отношением субъекты образования подойдут к процедуре тестирования, каковы будут результаты и количество участников СПТ. Для усиления мотивационного воздействия рекомендуется:
  • разместить на сайте образовательной организации информацию о тестировании, где будут обоснована актуальность СПТ как психопрофилактической меры;
  • просветить принципы (конфиденциальности, ненаказуемости, добровольности);
  • разъяснить тезис о том, что СПТ выполняет роль социального контроля за соблюдением общепринятых социальных норм, обеспечивающих стабильность общества;
  • привлекать волонтерские группы или советы старшеклассников к мотивационным мероприятиям, т.к. работает принцип «равный равному»;
  • провести тематические классные часы, индивидуальные беседы, родительские собрания и обучающие семинары;
Опыт проведения социально-психологического тестирования свидетельствует о том, что охват обучающихся профилактическими мероприятиями достигают высокие показатели образовательных организаций, в которых при проведении информационно-мотивационной работы с обучающимися и их родителями (законными представителями) используются принципы «командной работы»: Необходимо подчеркнуть, что мотивация строится на личностно-профессиональном отношении педагогов к тому процессу, в который они предлагает включиться обучающимся и их родителям. Работа с родителями (проведение тематических родительских собраний, мотивационных бесед с родителями) является одним из важнейших направлений подготовки к тестированию. Реагирование подростка на процедуру тестирования во многом обусловлено отношением его родителей к данной процедуре. Несмотря на актуальность проблемы наркомании в подростковой и молодежной среде многие родители до сих пор остаются некомпетентными, как в вопросах наркозависимости, так и в вопросах профилактики. И несмотря что социопсихологическим проводится не первый раз, тестирование по-прежнему возникают множество вопросов, связанных с процедурой проведения СПТ. Разъяснительная работа с родителями по поводу СПТ проводится на родительских собраниях.
  1. Приглашение родителей для проведения родительского собрания.
  2. Привлечение педагога-психолога, социального педагога, нарколога (в качестве консультанта) для проведения родительского собрания.
  3. Знакомство с формами согласий обучающихся достигших возраста 15 лет, а также согласий для родителей/ законных представителей, обучающихся в возрасте от 13 лет.
  4. Сбор информированных согласий.
В рамках информационно – пропагандистских мероприятий образовательным организациям необходимо создать на своих официальных сайтах раздел «Социально-психологическое тестирование», который включает в себя новостную ленту по реализации этапов (подготовительного, аналитического, заключительного), консультационные, информационные материалы для родителей, обучающихся, тематический форум по обсуждению вопросов и трудностей, возникающих на этапах СПТ, телефоны горячих линий СПТ. Цели родительского  собрания
  1. Формирование мотивационной готовности родителей к участию их детей в СПТ.2.В начале собрания необходимо обозначить важность проведения СПТ, и личное отношение к тому, что эта мера введена в вашей ОО.3.Затем перейти к информированию . Информирование — это когда обозначаются все феномены, которые имеют место быть.4.Показать тревожные тенденции в подростковом мире 5.Диалог с родителями. Пусть родители выскажут свое отношение к тестированию и свои страхи, касающиеся результатов и последствий для ребенка. 6.Обозначить задачи тестирования. Задача тестирования – выявить у детей личностные (поведенческие, психологические)7.Особенности, которые при определенных обстоятельствах могут стать значимыми факторами риска употребления ПАВ. 8.Тестирование является добровольным. В тестировании принимают участие только учащиеся в возрасте 13 лет и старше, которые дали письменное информированное согласие.
Психолого-педагогическая поддержка должна быть направлена на формирование уверенности в себе и своих силах, повышение самооценки, мотива достижения успеха. Необходимо обучать планированию, целеполаганию, умению достигать поставленные цели . Учить доводить начатые дела до конца. Оказывать помощь в формировании личных стратегий достижения целей. Развитие ресурсных возможностей.         Как реагировать, если учитель жалуется на ребенка     Беседы, консультации для родителей При конфликте с учителем все родители действуют по-разному. Одни постоянно скандалят с педагогом, другие идут жаловаться директору школы или в управление образования, третьи забирают ребенка и уходят в другую школу. Большинство конфликтов учителей с родителями начинаются с конфликта учителя с учеником. Как реагировать, если учитель жалуется на ребенка? Внимательно выслушайте педагога Первичную информацию о конфликте с учителем родители в основном узнают от своих детей. Ребенок в рассказе опирается на свои эмоции и может исказить действительность. Попросите педагога назначить время для беседы с вами. Врываться в класс без предупреждения не стоит. Скорее всего, учитель будет в этот момент занят и не сможет уделить вам внимание. Разговаривать с педагогом о проблемах ребенка при первой встрече лучше наедине. Если учитель жалуется на учащегося в его присутствии, в момент, когда вы пришли забирать ребенка из школы, – попросите педагога уединиться. Выслушайте учителя. Контролируйте свои эмоции и не воспринимайте отрицательный отзыв о ребенке как утверждение, что вы плохой родитель. Разговаривайте с педагогом спокойным, уважительным и твердым голосом. Ваша задача – понять, о какой проблеме ребенка говорит учитель. Задавайте уточняющие вопросы. Спрашивайте о подробностях поведения ребенка, о трудностях, с которыми он не справляется, о его взаимоотношениях с одноклассниками. При первой беседе с учителем не торопитесь делать выводы и что-либо предпринимать. Поблагодарите педагога за информацию и попрощайтесь. Попросите ребенка рассказать свою версию После того как вы поговорите с педагогом, не спешите сразу за давать вопросы ребенку и тем более его критиковать. Обдумайте то, что вам сказал учитель. Сформулируйте вопросы, которые вы хотите задать ребенку, чтобы прояснить ситуацию. Разговор лучше всего начать в спокойной обстановке вечером перед сном. Обсуждая проблему, сразу дайте понять ребенку, что вы на его стороне. Если он почувствует вашу поддержку, то сможет лучше раскрыться в разговоре. Поддержать не значит говорить об учителе в негативном свете. Так вы только усугубите ситуацию и настроите ребенка против педагога. Совет Не все дети могут рассказать родителям о своем конфликте с учителем. Внимательно следите за резкими изменениями в его поведении и физическом состоянии Не торопитесь сразу давать ребенку готовые рекомендации. Сначала спросите его мнение, как можно решить проблему и избежать конфликта с учителем. Если ребенок затрудняется с ответом, предложите свои варианты развития событий. Совместно обсудите, что может сделать учащийся сам, а чем сможете помочь вы или учитель. Расскажите ребенку, что хотите вместе с ним сходить к учителю и обсудить возможные решения проблемы. Если ребенок уже достаточно взрослый и против вашего дальнейшего вмешательства в конфликт, то не настаивайте. Предоставьте ему возможность проявить самостоятельность и решить свою проблему лично. Только в том случае, если физическому или психологическому состоянию ребенка что-то угрожает, можете вмешаться в конфликт. Важно Чем длительнее конфликт, тем сложнее его завершить. Необходимо приложить все усилия, чтобы не доводить дело до перевода в другую школу При необходимости привлеките школьного психолога или директора школы При решении конфликта помните, что ваша задача – помочь ребенку справиться с проблемой, а не выиграть битву с учителем. Погружаясь в конфликт, вы можете не заметить, как из обсуждения проблемы школьника переключились на критику личностей. Постарайтесь вовремя остановиться и обратиться за помощью к третьей стороне – педагогу-психологу или руководству образовательной организации. Если вы понимаете, что ваши взгляды с педагогом расходятся, запишитесь на консультацию к школьному психологу. Он поможет рассмотреть ситуацию с нейтральной позиции: поговорит с каждым участником и даст рекомендации. Если все шаги были выполнены, решения, которые вы приняли, реализованы, а проблема не ушла, поговорите с директором школы. Опишите ему ситуацию. В том случае, если конфликт с учителем затянулся и вы понимаете, что не найдете с ним компромиссных решений, попросите руководство перевести ребенка в другой класс. Самый кардинальный способ – перевести ребенка в другую школу. Но частая смена образовательной организации не пойдет ученику на пользу. Поэтому, прежде чем это сделать, попробуйте разрешить конфликт. Подключите к решению проблемы других родителей из класса, если это требуется и они сами изъявляют желание. Возможно вы не единственные у кого возникла конфликтная ситуация с данным педагогом.     4 рекомендации, как вести себя с ребенком, если у него конфликт с учителем
  1. Если ваш ребенок уже закончил пятый класс, то не стоит вмешиваться в его конфликт с учителем, если он против. Дайте ему возможность решить проблему самостоятельно. 2. Не обсуждайте с ребенком учителя в негативном тоне. Это только еще больше настроит его против педагога и усугубит ситуацию. 3. При любом конфликте вы должны быть всегда на стороне ребенка. Но постарайтесь разобраться в ситуации и выслушать всех участников конфликта. 4. Не наказывайте и не осуждайте ребенка за правду. Иначе он решит, что говорить правду небезопасно для него и перестанет вам доверять.
Как реагировать, чтобы разрешить проблему и сохранить отношения с ребенком и педагогом? Шаг 1 Если учитель жалуется на вашего ребенка в его присутствии, попросите педагога уединиться. Публичная мораль может нанести вред самооценке ребенка. Шаг 2 Спокойно выслушайте жалобы учителя, не торопитесь с выводами и действиями. Поблагодарите за информацию и попрощайтесь. Шаг 3 После разговора с педагогом не спешите задавать вопросы ребенку и тем более его критиковать. Вам нужно сначала обдумать то, что сказал учитель. Шаг 4 Дома в спокойной обстановке сформулируйте вопросы, которые хотите задать ребенку, чтобы узнать его мнение о том, что происходит. Например: «Тяжело ли тебе общаться с этим педагогом, если да, то почему?». Для удобства можете записать вопросы на бумаге. Шаг 5 Вечером перед сном, в доверительной обстановке поговорите со своим ребенком. Обсуждая ситуацию, дайте ему понять, что вы на его стороне. Откажитесь от критики и негативных оценок. В данном случае вы его адвокат, а не обвинитель. Попросите ребенка объяснить, что происходит с его точки зрения. Возможно, он сам предложит идеи, как разрешить проблему, которая возникла. Продумайте вместе, что школьнику нужно сделать в данной ситуации самому, а чем можете помочь вы. Шаг 6 После разговора с ребенком запишите уточняющие вопросы, которые хотите задать учителю. Например: «Информацию какого рода ребенок плохо понимает? В какой момент он начинает отвлекаться? Как педагог реагирует на его поведение? Что педагогу может помочь в решении проблемы?» Шаг 7 Назначьте встречу с педагогом, который обратился к вам с жалобой на ребенка. Задайте ему уточняющие вопросы, которые вы сформулировали дома. Спросите, какой он видит выход из ситуации, которая сложилась. Расскажите учителю о решениях, которые вы приняли вместе с ребенком. Узнайте, согласен ли он с ними. Вторая встреча с педагогом может проходить в присутствии учащегося. Так обе стороны конфликта смогут попробовать договориться. Шаг 8 Если вы понимаете, что ваши взгляды с педагогом расходятся, запишитесь на консультацию к школьному психологу. Он поможет рассмотреть ситуацию с нейтральной позиции: поговорит с каждым участником и даст рекомендации. Шаг 9 Если все шаги были выполнены, решения, которые вы приняли, реализованы, а проблема не ушла, поговорите с директором школы. Опишите ему ситуацию и попросите о помощи разрешить проблему. В том случае, если конфликт с учителем затянулся и вы понимаете, что не найдете с ним компромиссных решений, попросите руководство перевести ребенка в другой класс. Вы можете также перевести учащегося в другую школу – но это кардинальные меры и перед этим лучше попробовать разрешить конфликт.     4 рекомендации, как вести себя с учителем, если у него конфликт с вашим ребенком
  1. Перед тем как поговорить с учителем, попросите его назначить вам встречу. Педагог может быть занят, если вы придете без предупреждения, и не сможет уделить вам достаточно времени. 2. Обсуждайте с педагогом не его личность или личность ребенка, а проблему. Постарайтесь совместно найти выход из ситуации. 3. Разговаривайте с педагогом спокойным, уважительным и твердым голосом. Если вы будете кричать на него, хамить или мямлить, конструктивного разговора не получится. 4. Если вы выслушали все доводы учителя и понимаете, что ваш ребенок действительно виноват, извинитесь перед педагогом. Извинение не признак слабости.
При решении конфликта помните, что ваша задача – помочь ребенку справиться с проблемой, а не выиграть битву с учителем!     икты в семье: как с ними справиться? 1. Прояснение конфликтной ситуации. Постарайтесь успокоиться, проанализируйте конфликт с ребенком - установите, чего и кого конкретно он касается. Лучше начинать разговор в подходящий момент, когда у вас есть время и ребенок ничем не занят. Пригласите ребенка к сотрудничеству - скажите, что хотите совместно найти решение, которое будет приемлемым для обеих сторон. Родитель выслушивает ребенка, уточняет, в чем состоит его проблема, а именно: что он хочет или не хочет, что ему нужно или важно, что его затрудняет и т.д. Часто мы не даем другим высказаться, привести аргументы, защищая свою точку зрения. Помните, что: вы не убедите ребенка изменить мнение, если не понимаете, на что оно опирается; создайте ситуацию, способствующую обмену информации. Постарайтесь не атаковать, тогда ребенок не будет чувствовать себя под угрозой, его сопротивление будет меньшим, а готовность поиска взаимно выгодных решений - намного больше; покажите ребенку, что заинтересованы в том, чтобы его понять, что вы также можете изменить свое мнение. Здесь используется активное слушание, то есть родитель обязательно озвучивает желание, потребность или затруднение ребёнка. После этого он говорит о своем желании используя форму «Я-сообщения». Активно слушать ребенка — значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство. если вы хотите послушать ребенка, обязательно повернитесь к нему лицом. Очень важно также, чтобы его и ваши глаза находились на одном уровне; желательно, чтобы ваши ответы звучали в утвердительной форме; очень важно в беседе «держать паузу». После каждой вашей реплики лучше всего помолчать; в вашем ответе также иногда полезно повторить, что, как вы поняли, случилось с ребенком, а потом обозначить его чувство. Я-сообщения: Когда вы говорите о своих чувствах ребенку, говорите от ПЕРВОГО ЛИЦА. О СЕБЕ, О СВОЕМ переживании, а не о нем, не о его поведении: коротко скажите, что вы чувствуете, какие ваши потребности были нарушены или не выполнены, напр. "Я нервничаю, когда я должен напоминать об уборке". В таких высказываниях не используются слова ты, тебя, тебе, так как они унижают или обвиняют ребенка, напр. "Ты опять не убрал комнату, сколько раз можно тебе напоминать"; «Я-сообщение» позволяет: вам выразить свои негативные чувства в необидной для ребенка форме; дает возможность детям ближе узнать родителей; высказывать свое чувство без приказа или выговора, мы оставляем за детьми возможность самим принять решение. Помните, что когда мы открыты и искренни в выражении своих чувств, дети становятся искреннее в выражении своих. 2. Сбор предложений. Этот этап начинается с вопроса: «Как же нам быть?», «Что же нам придумать?», или «Как поступить?». После этого надо обязательно подождать, дать ребёнку первому предложить решение (или решения), и только затем предлагать свои варианты. При этом ни одно, даже самое неподходящее, с вашей точки зрения, предложение, не отвергается сразу. Не выражайте пренебрежения. Сначала предложения просто набираются «в корзинку». Если предложений много, их можно записать на листе бумаги. 3. Оценка предложений и выбор наиболее приемлемого. На этом этапе проходит совместное обсуждение предложений. Принимая предложения, не оценивайте их даже словом " хорошее" (это может означать, что другие заявленные предложения плохие). «Стороны» к этому времени уже знают интересы друг друга, и предыдущие шаги помогают создать атмосферу взаимного уважения. Стоит учитывать чувства ребенка, спросить его: " Ты согласен с этим решением?", "Устраивает ли это решение всех?". Не нужно обозначать ни одно решение как окончательное, невозможное к пересмотру. Лучше сказать: "Хорошо, мы попробуем сделать это и посмотрим, что получится". Окончательные решения можно написать на бумаге, письменная форма уменьшает риск недоразумений в будущем, а также облегчает повторные ведения переговоров. Если в выборе лучшего решения участвует несколько человек, то лучшим считается то, которое принимается единодушно. 4. Детализация решения. После того, как выбрано решение, необходимо подробно обсудить, как оно будет воплощаться в жизнь: - кто, что выполнит и когда? - что нужно, чтобы это сделать? - когда мы начинаем и так далее. Принятие согласованных решений является окончанием спора, однако без гарантии, что конфликт будет устранен. Эту гарантию дает именно разработка способов реализации решения. Без этого полностью правильно разобранные конфликты могут внезапно возобновляться. 5. Выполнение решения, проверка. Воплощенные в жизнь решения позднее требуют переоценки: как они были выполнены и довольны ли ими члены семьи. Не все принятые решения могут оказаться действенными на практике. Поэтому стоит иногда спрашивать ребенка, "Как оправдывает себя наш замысел?", или «Ты доволен нашим соглашением"? Если необходимо, то соглашение следу ПАМЯТКА ДЛЯ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ   ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ (по материалам Е.М. Вроно о предотвращении самоубийства подростков)   Что нужно знать о суициде? Прежде чем оказать помощь человеку, который собирается совершить суицид, важно располагать основной информацией о суициде и о суицидентах. Кто совершает самоубийства? Почему? Каким образом? Мы знаем, что тема суицида внушает страх. Страх этот может быть еще большим, если Вы знаете кого-то, кто предпринял попытку уйти из жизни или же покончил с собой, или если Вам самому приходили в голову мысли о суициде. Мы знаем также, что суицид является запретной темой, о нем не принято говорить с родителями, учителями или друзьями. Возможно, Вы знакомы с кем-то, кто совершил суицидальную попытку или суицид. Если это так, то Вы, вероятно, слышали, как кто-то задавал вопрос: "Зачем было умирать?" или "Зачем было так поступать со своей семьей?" Вопросы эти вполне естественны, но большей частью на них не получишь однозначного ответа. Какая же проблема или проблемы могли возникнуть у этого человека? Может показаться странным, но большинство подростков, совершающих суицид, на самом деле умирать не хотят. Они просто пытаются решить одну или несколько проблем. Трагедия состоит в том, что проблемы временные они решают раз и навсегда. Они хотят избежать проблем, которые, на их взгляд, им не по плечу. Эти проблемы причиняют им эмоциональную и физическую боль, и суицид представляется им надежным средством эту боль остановить. Большей частью молодые люди совершают суицидальную попытку у себя дома между четырьмя часами пополудни и полночью. Иными словами, они пытаются покончить с собой именно там, где их, скорее всего, найдут, и делают это в такое время дня, когда кто-то из членов семьи большей частью находится дома. Шанс прийти им на помощь велик, тот же, кто надеется, что будет спасен, на самом деле убивать себя не хочет. Столкнувшись с неотвратимостью смерти, почти все, кто выжил после попытки суицида, говорили, что неожиданно начинали понимать: проблемы их не столь велики, чтобы их нельзя было решить. Им вдруг становилось ясно: не так уж все плохо. За секунду до смерти они осознавали, что хотят жить. Для того чтобы удержать друга или знакомого от самоубийства, надо немного разбираться в человеческой психологии. Потребность любви. Для того чтобы ценить себя и свою жизнь, все мы должны ощущать любовь к себе. Потребность любви – это: потребность быть любимым; потребность любить; потребность быть частью чего-то. Если эти три "потребности" присутствуют в нашей жизни большую часть времени, мы в состоянии справляться с жизнью, решать встающие перед нами проблемы. Подросткам, которых не любят, которые сами не испытывают симпатии к своим одноклассникам и учителям, которые чувствуют себя чужими и дома, и в школе, и во дворе, справляться с неприятностями гораздо сложнее. Из-за того, что они плохо учатся, не ладят с родителями, друзьями и учителями, их самооценка снижается, они ощущают свою никчемность, одиночество, "невовлеченность". Отсюда и неспособность решать многие наболевшие проблемы. Некоторые подростки сравнивают это тревожное, неприкаянное состояние с ощущением тонущего, который захлебнулся и идет ко дну, или же человека, у которого судорожно сжимается от тоски сердце. Самооценка – это то, как ты оцениваешь себя сам. На чем основывается наша самооценка? Наша самооценка – это наше самоощущение. То, как мы воспринимаем себя, нашу жизнь, наши чувства по отношению к друзьям. Наша самооценка – это и то, каким мы представляемся другим. Наша самооценка зависит от того, как к нам относятся наши друзья, учителя, родители или воспитатели, что они о нас говорят.   Суицид – одна из основных причин смерти у сегодняшней молодежи. Суицид является "убийцей № 2" молодых людей в возрасте от пятнадцати до двадцати четырех лет. "Убийцей № 1" являются несчастные случаи, в том числе передозировка наркотиков, дорожные происшествия, падения с мостов и зданий, самоотравления. По мнению же специалистов, многие из этих несчастных случаев в действительности были суицидами, замаскированными под несчастные случаи. Иногда смертный случай признается суицидом лишь в том случае, если покончивший с собой оставил предсмертную записку, однако большинство тех, кто решил расстаться с жизнью, записок, как правило, не оставляют. Иногда нельзя точно сказать, явилась та или иная насильственная смерть самоубийством, поэтому в графу "суицид" попадают лишь те случаи, которые не вызывают никаких сомнений. Как правило, суицид не происходит без предупреждения. Большинство подростков, которые пытаются покончить с собой, почти всегда предупреждают о своем намерении: говорят либо делают что-то такое, что служит намеком, предупреждением о том, что они оказались в безвыходной ситуации и думают о смерти. О своих планах расстаться с жизнью не делятся с окружающими лишь немногие. Кто-то из друзей оказывается в курсе дела всегда. Суицид можно предотвратить. Есть мнение, что если подросток принял решение расстаться с жизнью, то помешать ему уже невозможно. Считается также, что если подростку не удалось покончить с собой с первого раза, он будет совершать суицидальные попытки снова и снова, до тех пор, пока не добьется своего. В действительности же, молодые люди пытаются, как правило, покончить с собой всего один раз. Большинство из них представляют опасность для самих себя лишь в продолжение короткого промежутка времени – от 24 до 72 часов. Если же кто-то вмешается в их планы и окажет помощь, то вероятнее всего, снова покушаться на свою жизнь они не будут.

Суицид не передается по наследству

 Суициденты, как правило, психически здоровы. Но часто они находятся в состоянии острого эмоционального конфликта, от чего в течение короткого промежутка времени думают о самоубийстве. Лишь у очень небольшого числа молодых людей, в определенном возрасте, наблюдаются серьезные химические и физические нарушения мозговой деятельности, в связи с чем их поступки и ощущения могут в течение долгого времени отличаться неадекватностью. Психически нездоровые люди уходят из жизни из-за резких перепадов настроения и неадекватного поведения. Тот, кто говорит о суициде, способен совершить суицид. Из десяти покушающихся на свою жизнь подростков семь делились своими планами. Поэтому большинство подростков, которые говорят о суициде, не шутят. Не рискуйте жизнью своего друга: раз он заговорил о самоубийстве, значит это серьезно. Суицид – следствие не одной неприятности, а многих.  "Последняя капля, которая переполнила чашу терпения". Причины, ведущие к суициду, подобны капающим в чашу терпения каплям. Каждая капля – ничто, двум каплям, десяти каплям ни за что не заполнить чашу доверху. А теперь представьте, что капель этих не десять и даже не сто, а многие тысячи. В какой-то момент чаша терпения будет переполнена. Обычно люди не совершают самоубийство из-за одной какой-то неприятности. Большей частью они пытаются уйти из жизни не из-за одной неудачи, а из-за серии неудач. Кто склонен к суициду?  Предотвращать суицид было бы проще всего, если бы его совершали только определенные подростки. К сожалению, такой тип установить сложно. Подростки из богатых семей подвержены суицидальным настроениям ничуть не меньше, чем подростки из семей нуждающихся. Суицид совершают не только те подростки, которые плохо учатся и ни с кем не ладят, но и молодые люди, у которых нет проблем ни в школе, ни дома. На первый взгляд может показаться, что вашей подруге не грозит суицид, потому что у нее все есть, но благополучие – вовсе не гарантия от суицида. Важно то, что твои друзья говорят и делают, а не то, сколько у них денег и что они, по-твоему, чувствуют. Чем лучше настроение у суицидента, тем больше риск. Самоубийство подростка, который вроде бы уже выходит из кризиса, для многих является полной неожиданностью. Большинство молодых людей пытаются покончить с собой всего один раз в жизни; для тех же подростков, которые могут совершить вторичную суицидальную попытку, самое опасное время – 80–100 дней после первой попытки. После первой попытки расстаться с жизнью подростки ощущают постоянную поддержку окружающих. Друзья, родители, учителя уделяют им повышенное внимание, и у них возникает чувство, что все их любят. Однако спустя три месяца жизнь возвращается в прежнее русло. Друзья, родители и учителя по-прежнему окружают совершившего суицид немалой заботой, однако жизнь, как говорится, "берет свое", появляются у них дела и поважнее. Тем более что настроение у подростка отличное – вот всем и кажется, что худшее позади. Однако совершивший суицидальную попытку подросток возвращается в нормальное состояние медленнее, чем может показаться. Страхи и неприятности, подтолкнувшие его к суициду, еще не прошли окончательно, еще дают о себе знать. Вот почему этот этап наиболее опасен: все опекавшие подростка занялись своими делами, у него же возникает впечатление, что от него отвернулись, и ему может прийти в голову мысль совершить еще одну суицидальную попытку, чтобы "вернуть" к себе внимание окружающих. Иногда на то, чтобы окончательно изжить в себе суицидальные намерения, подросткам требуется не меньше трех месяцев. За это время может выясниться, что ситуация к лучшему не изменилась: любимая девушка к нему не вернулась, отметки лучше не стали, пристрастие к наркотикам или к алкоголю такое же сильное. Тут-то им и приходит в голову мысль, что единственный выход из положения – повторная попытка расстаться с жизнью. Они находятся в неплохой форме и начинают планировать суицидальную попытку номер два с удвоенной энергией. В этом случае их друзьям следует быть настороже. Тебе может показаться, что твой друг после первой попытки одумался и "пошел на поправку", – он же в это самое время задумал второй суицид активно приступил к осуществлению своего намерения. Вид у него при этом совершенно счастливый, ведь про себя он думает: "Ничего, скоро все это кончится". Коренная причина детских самоубийств непонимание их как взрослыми (родителями, учителями), так и ровесниками. Основанием для ухода из жизни могут стать плохие отношения между родителями, их развод, смерть близких, унижение ребенка родителями, боязнь перед жестоким наказанием, не сложившиеся взаимоотношения в школьном коллективе, неудачная ("разбитая") первая любовь и другие кризисные (экстремальные) стрессовые ситуации. Именно в эти моменты они ищут родительской поддержки и понимания, доброго слова и ласкового взгляда. Как предотвратить трагедию? При исследовании множества подростковых самоубийств – специалисты, занимающиеся данной проблемой, обнаружили одно сходное обстоятельство: у этих детей очень сильно нарушаются эмоциональные взаимодействия с семьей, в частности отношения с матерью. Как бы подросток не был ориентирован на ценности своей возрастной группы, острота его переживаний становится несовместимой с жизнью, если он отвергнут в родной семье. Формы отвержения всегда бывают разные и далеко не всегда это – подчеркнутое равнодушие. Поэтому пересмотрите свои отношения с ребенком, больше ему доверяйте, воспринимайте его как самостоятельную взрослую личность с его индивидуальным мировоззрением, мнением, ценностями и убеждениями, желаниями и требованиями. Отнеситесь всерьез к любому намеку на суицид в его словах, даже если он просто выкрикнет сгоряча: "Я не хочу с вами жить!" Самое главное – покажите своему ребенку, что он вам небезразличен. Дайте ему почувствовать, что он любимый и желанный. Постарайтесь уверить его, что все душевные раны со временем заживут. Убедите его в том, что безвыходных ситуаций не бывает! Помогите ему увидеть этот выход. Е.М. Вроно пишет о том, что сейчас все "шлюзы раскрылись", причем для всего – не только для хорошего, но и для плохого (например, для наркотиков и препаратов, которые у подростков вызывают очень быстрое привыкание и тяжелую зависимость). Доступность детям интернет-пространства, также таит в себе угрозы. Например, тема интернет-самоубийств широко обсуждается во всём мире. Большое количество сайтов предлагают своим посетителям информацию о "добровольном уходе из жизни"  активно подталкивая к самоубийству. Специалисты отмечают, что подобная реклама во многих случаях приводит к трагическим последствиям, так как в основном в чатах и на сайтах данной тематики ищут общения молодые люди, которые имеют серьёзные личностные проблемы. Например, давно известно, что человек в стрессе, испытывающий острое чувство душевной боли и отчаяния или  находящийся в изменённом состоянии сознания под воздействием психоактивных веществ легко внушаем и поддаётся на уговоры, которые к тому же обещают избавление от боли и уход от проблем, снимают ответственность за происходящее в жизни. Посетители суицидальных чатов и интернет-клубов самоубийц знакомятся, обсуждают свои проблемы (которые склонны преувеличивать, особенно в подростковом возрасте), делятся своими намерениями и согласовывают свои действия. В результате деятельности этих социальных сетей существует опасность бесконтрольного саморазрушительного поведения. Так как все формы проявлений такого поведения тесно связаны между собой (суициды, алкоголизм, наркомания, проституция, экстремизм, сатанизм, противоправные действия и другие асоциальные явления) уместно будет затронуть тему обеспечения безопасного пользования интернет-ресурсами несовершеннолетними, в частности с некоторыми общими рекомендациями родителям и (или) значимым взрослым, для детей разного возраста.     ПРИЗНАКИ, СВИДЕТЕЛЬСТВУЮЩИЕ О СУИЦИДАЛЬНОЙ УГРОЗЕ  
Поведенческие Словесные Эмоциональные
Любые внезапные изменения в поведении и настроении, особенно, отдаляющие от близких людей Уверения в беспомощности и зависимости от других Амбивалентность (двойственность) переживаний ("люблю-ненавижу")
Склонность к опрометчивым и безрассудным поступкам Прощание Беспомощность, безнадежность
Чрезмерное употребление алкоголя или таблеток Разговоры или шутки о желании умереть Переживание горя
Посещение врача без очевидной необходимости Сообщение о конкретном плане суицида Признаки депрессии
Расставание с дорогими вещами или деньгами Двойственная оценка значимых событий Вина или ощущение неудачи, поражения
Приобретение средств совершения суицида Медленная, маловыразительная речь Чрезмерные опасения или страхи
Подведение итогов, приведение дел в порядок, приготовления к уходу Высказывания самообвинения Чувство собственной малозначимости
Пренебрежение внешним видом Рассеянность или растерянность
        ПРИЗНАКИ ДЕПРЕССИИ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ  
Дети Подростки
Печальное настроение Печальное настроение
Потеря свойственной детям энергии Чувство скуки
Нарушения сна, соматические жалобы Чувство усталости
Изменение аппетита или веса Нарушения сна, соматические жалобы
Ухудшение успеваемости Неусидчивость, беспокойство
Снижение интереса к обучению Фиксация внимания на мелочах
Страх неудачи, чувство неполноценности Чрезмерная эмоциональность
Самообман - негативная самооценка Замкнутость
Чувство "заслуженного отвержения" Рассеянность внимания
Заметное снижение настроения при малейших неудачах Агрессивное поведение
Чрезмерная самокритичность Непослушание, склонность к бунту
Сниженная социализация Злоупотребление алкоголем или наркотиками
Агрессивное поведение Прогулы в школе, колледже, плохая успеваемость
                Родителям о жестоком обращении с детьми . Дети, являясь самой незащищенной, уязвимой социальной группой, часто становятся жертвами физического, сексуального, эмоционального насилия. Жестокое обращение с детьми в семье травмирует их психику и является причиной многих психологических проблем, которые в дальнейшем могут оказывать негативное влияние на различные сферы жизни ребенка. Кроме того, оно имеет не только психологический, но также социальный и юридический аспекты. В случае ослушания или при наличии признаков трудного поведения родители считают, что вправе наказывать ребенка, ошибочно полагая это нормой. Опасность представляет непросвещенность взрослых о том, что жестокое обращение – это не только грубое и очевидно травмирующее применение силы, но и привычные «традиционные» формы наказаний и воздействий на детей. Призываем родителей использовать в своей практике только приемлемые способы дисциплинарного воздействия. Перед тем, как наказать ребенка, необходимо встать на его место и понять, почему он совершил этот поступок. Нет ли Вашей вины в том, что ребенок совершил проступок? Возможно, Вы не объяснили ему, что так делать нельзя, и он просто не видит в своем поступке ничего плохого и не понимает последствий? В этом случае все наказание должно свестись к разъяснительной беседе, почему так делать нельзя. Если Вы не будете объяснять ребенку, что хорошо, а что плохо, он будет усваивать это крайне медленно, а может и вовсе посчитать, что такое поведение – норма. Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому. Оно не должно затрагивать вещей, важных для развития ребенка, например, еды, сна или спортивных занятий. Наказание должно соответствовать тяжести провинности. Поэтому будьте осторожны и объективны. Прежде чем наказывать, подумайте, а не будет ли это слишком сурово за этот конкретный проступок, и соблюдайте во всем меру. Кроме того, есть виды наказания, которые к ребенку никогда и ни при каких условиях применять нельзя. Оставлять проступки без внимания вовсе – это также плохо, как и излишне сурово наказать ребенка. Ребенок должен знать, что вслед за недостойным поведением обязательно наступят последствия. Самое эффективное воспитание – это воспитание личным примером. Если родители наказывают ребенка за то, что не исполняют сами, это вызывает у него протест и порождает чувство неуважения к ним.Помните, что плох тот родитель, который наказывает не воспитывая. Поэтому Вам понадобится: терпение, любовь, последовательность, адекватность. Алгоритм наказания
  1. Наказывать следует, когда Вы наедине с ребенком, и никто не наблюдает за вами.
  2. Заранее сообщите ребенку, что Вы собираетесь сделать ему выговор за плохое поведение.
  3. Наказание должно следовать сразу за проступком.
  4. Посмотрите ребенку в глаза и прямо скажите о том, что он натворил, указывая конкретные факты. Данный пункт помогает не срываться на своих детях из-за плохого настроения, т.к. перечисление фактов сильно отрезвляет, и родитель может выбрать адекватный способ наказания.
  5. Потом расскажите о том, что Вы чувствуете. Важно не обманывать себя и ребенка. Если Вы чувствуете презрение, гнев или ненависть – так и скажите. Спорить по поводу чувств не надо. Вы просто сообщаете своему ребенку, что Вы чувствуете, как факт, который нужно принять.
  6. Теперь надо сделать глубокий вдох и успокоиться.
  7. Когда Вы будете готовы – посмотрите на своего ребенка и прикоснитесь к нему как к своему самому любимому человеку.
  8. Спокойно скажите: «Твое поведение нельзя назвать хорошим, но ты у меня хороший. Именно поэтому я расстроен (а). Ты ведь лучше, чем твое поведение. Я знаю. Что ты хороший человек. И я тебя люблю».
  9. Обнимите своего ребенка.
  10. Выговор закончен. Больше к этой ситуации не возвращаетесь и не упоминаете.
Приемлемые методы дисциплинарного воздействия на ребенка
  1. Метод естественных последствий– один из видов наказания, исходящий от самой жизни. Когда малыш обожжется, прикоснувшись к горячей чашке, или уколется, схватив иголку, он, может быть, впервые почувствует смысл и жизненную необходимость родительского требования. Такой метод, несомненно, поможет ребенку сделать самостоятельный вывод из случившегося. Наказание может исходит и от взрослого. Такие наказания называют условными следствиями непослушания, потому что они не вытекают естественным образом из действий ребенка, а назначаются родителями по их усмотрению. Все начинается с предупреждения: «Если ты не…, то…», а кончается выполнением обещанного. Например: «Если ты не уберешь игрушки, то не пойдешь гулять».
  2. Лишение удовольствия. Лучше наказывать. Лишая хорошего, чем делая плохое. Такой способ может использоваться с первого года жизни ребенка. К примеру, когда годовалый малыш бьет маму по лицу ладошкой, проверяя «можно или нет», она должна тут же спустить драчуна на землю и строго сказать «нельзя». В этом случае ребенок лишается любимых рук и маминого тепла. И для него это очень существенная потеря. Нескольких повторений будет достаточно. В семье, где заведено, что перед сном мама или папа читают малышу книгу, чтение отменяется. Для детей постарше может быть наложен запрет на просмотр телевизора, игры за компьютером. Однако не стоит перегибать палку и наказывать слишком длительным лишением чего-либо. Так как ребенок может просто почувствовать себя несчастным. А этого допускать нельзя.
  3. Лишение внимания. Поверьте, для детей самое важное – это Ваше внимание. Нужно знать, что большинство плохих поступков они совершают именно из-за желания быть замеченными. Поэтому ребенка можно наказать отсутствием внимания, то есть просто не обращать на его выкрутасы никакого внимания, чтобы он понял, что подобная тактика не принесет никаких результатов. Но, перед тем, как начать игнорировать, ему обязательно нужно объяснить, что это Вы делаете, так как решили его наказать, а не потому, что у Вас плохое настроение. Также необходимо определиться и поставить ребенка в известность, сколько Вы будете наказывать его подобным образом. Например: «Я не буду с тобой разговаривать до тех пор, пока ты не соберешь все свои игрушки (не перестанешь кричать). Все, просто занимайтесь своими делами. Конечно, ребенок тут же захочет проверить, и после нескольких попыток, убедившись, что вы не отступите, перестанет делать то, за что наказан.
  4. Наказание детей – пауза. Данный метод отлично подойдет в тех случаях, когда дети пытаются манипулировать родителями, чтобы привлечь их внимание. Собственно это даже не является способом наказать ребенка, а просто способ прекратить детские капризы или шалости. Метод крайне прост – отправьте ребенка в уединенную комнату подумать о своем поведении (пресловутое: иди к себе в комнату или угол). Только помните, что наказывать малышей так нельзя. В случае, если ребенок очень мал, можно самим выйти из комнаты. Наказывать надолго таким образом маленького ребенка тоже не стоит, так как через некоторое время он просто забудет, за что его наказали.
Хотелось бы предупредить Вас, если Вы пробуете новый метод. Помните, что все новое сначала испытывается детьми на крепость и только потом принимается. Т.В. Шубина  

Актуально для родителей будущих первоклассников.

Помимо базовых знаний, полученных на подготовительных занятиях, важно обратить внимание на психологическую готовность ребенка к школе. Итак, на что следует обратить внимание:
  1. Умеет ли ребенок себя обслуживать. Сюда отнесем вопросы из разряда: сможет ли ребенок сам переобуться в сменку? Сможет ли найти нужное в портфеле и сложить после уроков обратно? Сможет ли сам отыскать кабинет, если задержался в столовой или раздевалке? Сможет ли переодеться перед физкультурой? Все это очень важные моменты, и если вы не на все вопросы можете с уверенностью дать положительный ответ, то есть о чем задуматься.
  2. Умеет ли ребенок просить о помощи, если что-то случается. В рамках одного и того же кабинета первокласснику может быть все понятно, но не растеряется ли он, если попадет  в непредвиденную ситуацию?!
  3. Вопросы безопасности. Знает ли ребенок как вести себя с незнакомцами? Будет ли он выполнять просьбы постороннего человека? Не сядет ли в чужую машину? Легко ли его обмануть? Знает ли он номера телефонов родителей?
  4. Способность управлять своим телом: спокойно сидеть за партой и делать то, что нужно в нужный момент. Дети, плохо владеющие телом, тратят много сил на то, чтобы сидеть спокойно, писать, доставать предметы, поэтому быстро устают и плохо усваивают материал.
  5. Самое главное - желание самого ребенка. Хочет ли он сам в школу? Если мечтает и просится, то отказывая ребенку, вы снижаете его мотивацию. Если не хочет, попытайтесь разобраться в причинах.
Уважаемые родители, ознакомившись с материалом, проанализируйте поведение своего ребенка, после чего можете делать вывод о его готовности к обучению в школе. Информация с портала @turboread

Уважаемые родители выпускников!

Советы психолога при подготовки к экзаменам 2018 года

Вы, вероятно, почувствовали, что этот учебный год особенный для вас и ваших детей. Особенный он тем, что вам предстоит определиться в выборе экзаменов, будущей профессии ребёнка, тем, что ваши дети сдают ЕГЭ!.  Экзамены – это испытание для личности в любом возрасте, особенно – в подростковом. Психологическая подготовка и поддержка ребенка со стороны семьи – важнейшая составляющая его успеха на экзаменах.

      Примите к сведению несколько простых рекомендаций.

  • Учитывая особенности вашего ребёнка, помогите ему выбрать наиболее оптимальную тактику подготовки к экзаменам.
  • Помогите отрегулировать режим дня, режим сна, режим питания. В экзаменационный период ребенку нужен хороший отдых: прогулки на свежем воздухе, чередование умственной деятельности с двигательной активностью (танцы, игры, катание на велосипеде). И полноценный сон. Установлено, что одна бессонная ночь снижает интенсивность работы мозга на 9%.
  • Чтобы снять тревожность ребенка перед экзаменом, не увлекайтесь успокоительными лекарственными средствами. Лучше предложить ребенку крепкий чай с лимоном, немного шоколада и банан, в котором содержатся вещества, успокаивающе действующие на организм.
  • Психологи подчеркивают, что детям свойственно «настраиваться» на эмоциональную волну своих родителей. Они копируют не только поступки, но и чувства. Поэтому постарайтесь строже контролировать не только слова, но и свои эмоциональные «всплески». Иногда разногласия в семье порождают стрессовое состояние ребенка.
  • Постарайтесь быть терпимыми друг к другу и сохранять мир и согласие в семье. Проявите чуть больше, чем обычно, внимания к ребенку. Дружеское похлопывание по плечу, прикосновение рукой вызывает успокаивающий эффект. Недаром в народе говорят: «Любую беду рукой разведу!»

Поведение родителей

        В экзаменационную пору основная задача родителей - создать оптимальные комфортные условия для подготовки ребенка и... не мешать ему. Поощрение, поддержка, реальная помощь, а главное - спокойствие взрослых помогают ребенку успешно справиться с собственным волнением. Не запугивайте ребенка, не напоминайте ему о сложности и ответственности предстоящих экзаменов. Это не повышает мотивацию, а только создает эмоциональные барьеры, которые сам ребенок преодолеть не может.Не повышайте тревожность ребёнка накануне экзаменов, это отрицательно скажется на результате тестирования. Очень важно скорректировать ожидания выпускника. Объясните: для хорошего результата совсем не обязательно отвечать на все вопросы ЕГЭ. Гораздо эффективнее спокойно дать ответы на те вопросы, которые он знает наверняка, чем переживать из-за нерешенных заданий. Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребёнок получит на экзамене. Внушайте ему мысль, что количество баллов не является показателем его возможностей.Независимо от результата экзамена, часто, щедро и от всей души говорите ему о том, что он (она) - самый(ая) любимый(ая), и что все у него (неё) в жизни получится! Вера в успех, уверенность в своем ребенке, его возможностях, стимулирующая помощь в виде похвалы и одобрения очень важны, ведь "от хорошего слова даже кактусы лучше растут".

Организация занятий

      Помните: главное — снизить напряжение и тревожность ребёнка и обеспечить ему необходимые условия для занятий. Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал. Очень важно разработать ребёнку индивидуальную стратегию деятельности при подготовке и во время экзамена. Именно индивидуальную, так как все дети разные (есть медлительные, есть очень активные, есть аудиалы, кинестетики, тревожные, есть с хорошей переключаемостью или не очень и т. д.)! И вот именно в разработке индивидуальной стратегии родители должны принять самое активное участие: помочь своим детям осознать свои сильные и слабые стороны, понять свой стиль учебной деятельности (при необходимости доработать его), развить умения использовать собственные интеллектуальные ресурсы и настроить на успех! В процессе работы с заданиями приучайте ребёнка ориентироваться во времени и уметь его распределять.Если у ребёнка нет часов, обязательно дайте их ему на экзамен. Помогите распределить темы подготовки по дням. Ознакомьте ребёнка с методикой подготовки к экзаменам (раздел - логические приёмы изучения материала в буклете "Советы выпускникам")

Питание и режим дня

     Позаботьтесь об организации режима дня и полноценного питания. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т. д. стимулируют работу головного мозга. Кстати, в эту пору и "от плюшек не толстеют!"Для активной работы мозга требуется много жидкости, поэтому полезно больше пить простую или минеральную воду, зеленый чай. Не допускайте перегрузок ребенка. Через каждые 40-50 минут занятий обязательно нужно делать перерывы на 10-15 минут.Меняйте умственную деятельность на двигательную (занятия спортом, прогулки на свежем воздухе),стоит увеличить время сна на час.Накануне экзамена ребенок должен отдохнуть и как следует выспаться. С утра перед экзаменом дайте ребёнку шоколадку... разумеется, это не баловство, а просто глюкоза стимулирует мозговую деятельность!

РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОЛОГА.

       Психологическая поддержка – один из важнейших факторов, определяющих успешность Вашего ребенка в сдаче единого государственного экзамена. Как поддержать выпускника? Существуют ложные способы, так называемые «ловушки поддержки». Так, типичными для родителей способами поддержки ребенка является гиперопека, создание зависимости подростка от взрослого, навязывание нереальных стандартов, стимулирование соперничества со сверстниками. Подлинная поддержка должна основываться на подчеркивании способностей, возможностей – положительных сторон ребенка. Поддерживать ребенка – значит верить в него. Поддержка основана на вере в прирожденную способность личности преодолевать жизненные трудности при поддержке тех, кого она считает значимыми для себя. Взрослые имеют немало возможностей чтобы продемонстрировать ребенку свое удовлетворение от его достижений или усилий. Другой путь – научить подростка справляться с различными задачами, создав у него установку: »Ты можешь это сделать». Чтобы показать веру в ребенка, родитель должен иметь мужество и желание сделать следующее:
  • Забыть о прошлых неудачах ребенка;
  • Помочь ребенку обрести уверенность в том, что он справится с данной задачей;
  • Помнить о прошлых удачах и возвращаться к ним, а не к ошибкам.
Существуют слова, которые поддерживают детей, например: «Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо», «Ты делаешь это очень хорошо». Поддерживать можно посредством отдельных слов, прикосновений, совместных действий, физического соучастия, выражения лица. Итак, чтобы поддержать ребенка необходимо: 1.Опираться на сильные стороны ребенка; 2.Избегать подчеркивания промахов ребенка; 3.Проявлять веру в ребенка, сочувствие к нему, уверенность в его силах; 4.Создать дома обстановку дружелюбия и уважения, уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку; 5.Будьте одновременно тверды и добры, но не выступайте в роли судьи; 6.Поддерживайте своего ребенка. Демонстрируйте, что понимаете его переживания. Подростки с низкой переносимостью стрессов и неразвитой способностью к учебе нуждаются в особой и непрерывной поддержке родителями и в длительной подготовке к ЕГЭ. Сущность такой подготовки – повышение у детей способности переносить стрессы, быть самостоятельными и организованными (сразу отметим, что в действительности помощь подобным детям в подготовке их к экзаменам, в том числе и к ЕГЭ, следует начинать гораздо раньше – с переходом в 5-6-й классы). Укажем основные направления психофизической помощи:  · удлинение сна до 9-10 часов в сутки, можно с выделением из него 2-3 часов дневного сна. ·учащение вашего физического контакта с ребенком – обниманий и ласки.
  • приготовление ребенку его любимых блюд. ·получение у врача (детского невропатолога, психотерапевта, психиатра) лечения, укрепляющего и успокаивающего нервную систему ребенка (отметим, что современное успокаивающее лечение не только не тормозит нервную систему, а, наоборот, способно стимулировать интеллект и работоспособность); начинать лечение следует за 1-3 месяца до ЕГЭ.

Полезные интернет-ресурсы

https://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/ – Министерство образования и науки Российской Федерации http://www.ege.edu.ru/ -Официальный информационный портал ЕГЭ http://www.fipi.ru/– Сайт Федерального института педагогических измерений: КИМ к ЕГЭ по различным предметам, методические рекомендации.

 Наказывая, подумай: «Зачем?».

  • Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому.
  • Если есть сомнение, наказывать или не наказывать, - не наказывайте. Никаких наказаний в целях «профилактики».
  • За один раз – одно. Не лишайте ребенка заслуженной похвалы и награды.
  • Срок давности. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало.
  • Наказан – прощен.
  • Наказание без унижения.
  • Ребенок не должен бояться наказания.

Памятка родителям "Программа здоровья для семьи".

  • Собрать дома простейший инвентарь для занятий: санки, лыжи, коньки, гантели, обруч, скакалку, мяч, эспандер.
  • Каждое утро начинать с гигиенической гимнастики, закаливающих процедур: обтирания, обливания, душа.
  • В выходные дни отправляться в туристские походы, на лыжные или пешие прогулки, экскурсии. Игры на свежем воздухе — ежедневно!
  • По возможности организовать занятия детей в спортивных секциях.
  • Контролировать систематически домашние задания по физической культуре.
  • Знать результаты тестирования физической подготовленности ребенка.
  • Составить и соблюдать режим дня для ребенка.
  • Научить детей плавать.
  • Участвовать в семейных соревнованиях по различным физическим упражнениям, подвижным и спортивным играм.
  • Помогать детям в чтении учебников физической культуры, литературы о здоровом образе жизни, о самостоятельных занятиях и самоконтроле при занятиях физической культурой и спортом.
  • Помнить, что следование в быту всем правилам здорового образа жизни — задача не на один год, а результат — здоровая семья, деятельные дети, взаимопонимание поколений.

Памятка родителям «Какие родители -такие и дети».

Авторитетные родители - инициативные, общительные, добрые дети.

Авторитетны те родители, которые любят и понимают детей, предпочитая не наказывать их, а объяснять им, что хорошо, а что плохо, не опасаясь лишний раз похвалить. Они требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. Вместе с тем такие родители не потакают детским капризам.

Дети у таких родителей обычно любознательны, стараются обосновать, а не навязать свою точку зрения, они ответственно

относятся к своим обязанностям. Им легче удается освоение со­циально приемлемых и одобряемых форм поведения. Они более энергичны и уверены в себе, у них лучше развиты чувство собст­венного достоинства и самоконтроль. Им легче наладить отноше­ния со сверстниками.

Авторитарные родители —раздражительные, склонные к конфликтам дети.

Авторитарные родители считают, что ребенку не следует пре­доставлять слишком много свободы и прав, что он должен во всем беспрекословно подчиняться их воле и авторитету. Они стремятся выработать у ребенка дисциплинированность, не оставляя ему возможности для выбора вариантов поведения, ограничивают его самостоятельность, лишают права возражать старшим, даже если ребенок прав. Жесткий контроль за поведением - основа их вос­питания, которое не идет дальше суровых запретов, выговоров и нередко - физических наказаний.

У детей при таком воспитании формируется лишь механизм внешнего контроля, развивается чувство вины и страха перед наказанием и, как правило, слаб самоконтроль, если он вообще появляется.

Снисходительные родители - импульсивные, агрессив­ные дети.

Как правило, снисходительные родители не склонны контроли­ровать своих детей, позволяя им поступать как заблагорассудится, не требуя у них ответственности, самостоятельности. Такие родители разрешают детям делать все, что они хотят, вплоть до того, что не об­ращают внимания на вспышки гнева и агрессивности поведения. Все это приводит к тому, что у детей не возникает желания усваивать социальные нормы поведения, не формируется само­контроль и чувство ответственности. Они всеми силами избегают чего-то нового, неожиданного, неизвестного из страха избрать не­правильную форму поведения при столкновении с этим новым.


Правила пожарной безопасности.

  • Прежде чем уйти из дома, необходимо по­ручить наблюдение за ре­бенком старшим детям или кому-нибудь из взрос­лых.
  • Не оставлять на виду спички, зажигалки.
  • Не позволять детям покупать спички, зажигал­ки, сигареты.
  • Следить, как дети про­водят свободное время, чем интересуются, отвлекать их от пустого времяпрепровож­дения.
  • По возможности не оставлять детей без присмотра в запертых квартирах или комнатах.
  • Не доверять малень­ким детям наблюдать за топящимися печами и на­гревательными приборами, пользоваться газовыми приборами.
  • Запрещать игры, связанные с разведением костров.

20 самых интересных способов занять ребенка летом

Лето - лучшая пора для проведения как можно больше времени на улице, особенно это касается детей - ведь растущему организму нужен воздух. Впрочем, не только этот вопрос заботит многих родителей, а еще и вопрос, чем занять ребенка летом, чтобы было не скучно, полезно и развлекательно! Есть масса идей для проведения досуга детей разных возрастов, как дома - так и на природе, или даже просто в парке, главное - чтобы понравилось вашему любимому ребенку! Для вас - 20 самых интересных способа занять ребенка летом!

1. Помогите найти ребенку новое хобби. Летнее время - самое удачное для начала занятий чем-то новым, ведь нет никакой спешки, и можно посвятить интересному делу больше времени.

2.  Предложите своему ребенку каждые выходные устраивать тематические вечеринки! Это может быть герои из любимых мультиков или фильмов, а могут быть и простые вечеринки - например, пенную вечеринку совсем не сложно сделать, если у вас есть надувной бассейн. 3. Научите играть в подвижные игры на улице - увы, но современные дети совсем не знают, что такое салочки, казаки-разбойники, а девочкам напомните старую добрую игру - прыгать в резиночку. Такие подвижные игры подойдут детям практически всех возрастов, ну и польза от них огромная - как физизческая, так и плане социализации ребенка в коллективе.

 4. Твистер на природе - а почему бы и нет! И даже не обязательно брать с собой коврик с цветными кругами для твистера - достаточно просто раскрасить полянку быстросохнущими красками. Идея отличная для небольшой компании детей, играть в такую игру можно как на площадке во дворе, так и на даче.

5.Извлеките пользу летом даже из ваших ежедневных прогулок на природе. Подготовьте рассказ о каких-то природных явлениях, или занимательные факты о природе - летом, когда все цветет и развивается, проще всего показать на примере интересные растения и насекомых. 6. Если ваш ребенок очень любит писать сочинения, стихи или просто любит литературу - предложите ему необычное занятие на лето: каждый день в небольшом дневнике описывать самые интересные моменты, которые произошли за прошедшие сутки.

7. Этот же способ применим и к фото - сейчас у ребенка начиная с начальной школы имеется мобильный, а в нем - фотокамера, или просто купите ему недорогой фотоаппарат. Пусть ваше чадо фотографирует интересные случаи и пишет к ним небольшие пояснения-заметки. А в конце лета создайте вместе коллаж, можно его повесить в комнате у ребенка, чтобы он всю осень, зиму и весну вспоминал события теплого лета!

8. Возможно, у вас есть возможность ходить с детьми в поход на выходных - то походы тоже можно делать тематические.

9. Когда ваш ребенок домосед - то нет смысла гнать его на улицу против его желания. Но провести время с пользой и интересом можно и дома. Есть много конструкторов, которые можно собирать длительное время, и при этом собрать целый завод или станцию.

10. Если ваш ребенок любит рисовать или увлекается дизайном, то предложите ему отличную идею - преобразовать ваш дом! Пусть он будет ответственен за какую-то часть каждой из комнат, ванную, кухню, при этом сам создаст проект-описание, как ему хотелось бы разнообразить интерьер, вы тоже должны принять минимальное участие, а потом помочь воплотить эти идеи в жизнь!

11. Увлечение географией - отличное занятие для детей! И если вы родители такого любознательного ребенка - то поиграйте с ним в “научную конференцию”: дайте задание выбрать страну и найти как можно больше информации о ней, создать доклад, и когда он будет готов - соберите всю семью на интересное обсуждение.

12. Игра в пиратов может быть интересна как дома, так и на улице. Помогите компании детишек найти сокровище - нарисуйте карту с секретами и головоломками, спрячьте на территории площадки какую-то важную мелочь. Дети будут заняты увлекательным поиском целый день, а вечером устройте пиратский пир.

13. Девочкам разного возраста очень понравится такое задание, как моделирование разных нарядов. Для совсем маленьких подойдет бумажная кукла, а вот девушкам постарше предложите создать свой, эксклюзивный гардероб! 14. Лето - отличное время для начала занятий спортом! Позаботьтесь о здоровье своего ребенка - начните летом посещать спортивные кружки и секции. В летний период оздоровление идет полным ходом, а времени, чтобы привыкнуть к новому занятию - больше. К следующему учебному году ребенок уже будет иметь определенные привычки и не всплывет проблема правильного распределения времени с новыми занятиями.

15. Отличное время года для заготовок различных материалов для поделок и различных интересных занятий. Прогулки в лесу и парке будут способствовать этому, найдите время, чтобы заняться увлекательными поисками необычных травинок и растений, соберите свой домашний гербарий! 16. Летом лучше всего осуществить мечту многих детей - это завести домашнее животное. Осенью и зимой, из-за садика или школы, ухаживать полноценно за животным проблематично, но если вы заведете зверушку летом, то есть все шансы, что к осени ребенок научится совмещать свои занятия и уход за домашним любимцем.

17. Еще одно занятие, которое может понравиться детям на свежем воздухе - это свой мини-огород. Причем, можно устроить его прямо во дворе, и поручить своему ребенку, вместе с другими детишками выращивать там полезные и интересные растения. Ваша небольшая помощь понадобится тоже - подберите для деток быстрорастущие цветы, чтобы им не пришлось долго ждать плоды своих трудов!

18. Дети обожают активные игры на природе, и одна из таких - это пускание воздушных змеев. Помогите ребенку сделать змея самостоятельно, пусть выберет цвет и материал, а так же украшение змея. Кстати, к этому занятию можно и подключить друзей вашего ребенка - после изготовления змеев они смогут устраивать турниры и соревнования по запуску!

19. Соберитесь всей семьей на выходные в зоопарк, аквапарк, лунопарк  или просто городской парк. 20. Выходные посвящайте ребенку. Пусть летом это будут полностью ваши дни! Есть вещи, которые родители и дети могут делать только вместе - например, пойти на рыбалку, или устроить велопрогулку.

Какого возраста бы ни были ваши дети - внимания к ним никогда не будет чересчур много!


Рекомендации на лето от учителя - логопеда

Чтобы лето не прошло даром, а ребенок не потерял приобретённые за год навыки,  предлагаем вам потренировать дыхание и мелкую моторику некоторыми из описанных способов:

Начнём с дыхания. Можно предложить ребёнку игры, которые тренируют силу и длительность выдоха:

  • Обдувать одуванчики несколькими короткими, а потом одним долгим выдохом;
  • Пускать мыльные пузыри через соломинку (разводить детский шампунь);
  • Надувать воздушные шарики;
  • Стараться надувать надувные игрушки, круги, мячи;
  • Учиться плавать, выдыхая в воду, нырять;
  • Дуть на детские флюгера.

Развитию мелкой моторики способствуют следующие действия:

  • Самообслуживанию (молнии, кнопки, пуговицы, шнурки);
  • Собирать, перебирать ягоды;
  • Помогать взрослому полоть грядки;
  • Выкладывать рисунки из камней (шишек, спичек, круп);
  • Играть с глиной, мокрым песком;
  • Играть с мячами и мячиками (бросать, ловить, бить в цель)

В дождливые дни можно:

  • Собирать мозаики, конструкторы, пазлы;
  • Перебирать крупы;
  • Раскрашивать раскраски цветными карандашами;
  • Складывать простые игрушки из бумаги (оригами);
  • Вышивать (крупным крестиком);
  • Завинчивать гайки (игрушечные и настоящие);
  • Плести из бисера;
  • Лепить из пластилина, пластика, теста.

Очень важно продолжать развивать мышцы речевого аппарата (неспецифического)

  • Жевать мясо (а не только сосиски и котлеты);
  • Жевать сырые овощи (морковь, редис, огурцы) и фрукты (яблоки, груши…);
  • Лизать языком с блюдца варенье, сметану, йогурт – для распластывания языка;
  • Полоскать рот;
  • Жевать боковыми зубами;
  • Сосать сухарики из хлеба, булки (солёные);
  • Лизать эскимо.

Конечно, мы занятые люди. И проще всего отдыхать, усадив ребёнка перед телевизором или компьютером…   Но:

Просмотр боевиков, «ужастиков», даже мультипликационных (особенно в кино), как правило, не несут в себе обучающего момента. «Бегалки» и «стрелялки» провоцируют агрессию, приучают к мысли, что насилие – это форма поведения и дети могут переносить весь этот негатив в свои игры. И вряд ли агрессивное поведение сделает вашего ребенка желанным партнером для других детей.

Уделяйте своему ребенку больше внимания, чаще находитесь на свежем воздухе, посещайте игровые площадки, парк.


Профилактика насилия в семье

Мотивы проблемного поведения детей:

  1. борьба за внимание - если ребенок не получает нужного количества внимания, которое ему так необходимо для нормального развития и эмоционального благополучия, то он находит его через такой способ, как непослушание. Лучше внимание с замечаниями, чем никакого.
  2. борьба за самоутверждение - поведение направлено против чрезмерной власти или опеки (общение в форме указаний, замечаний, опасений) выражается в упрямстве, своеволии, действии наперекор.
  3. желание отомстить - в случае несправедливого отношения: вы мне сделали плохо, пусть и вам будет плохо.
  4. потеря веры в собственный успех - из-за сформированной низкой самооценки, ребенок приходит к выводу: "нечего стараться, все равно ничего не получится", и внешним поведением показывает: мне все равно, пусть я буду плохой.

При использовании  родителями суровых наказаний, возрастает склонность детей  к агрессивному поведению!!!

Следует учитывать  следующие недостатки наказаний:

  1. Наказание часто может считаться несправедливым, особенно если ребенок видит, что подобные действия сходят с рук другим лицам, чьими руками осуществляется наказание, зачастую становятся моделями агрессивного поведения.
  2. Наказание может играть роль подкрепления отрицательного поведения ребенка.( Например, если на ребенка повышают голос  дома -  это может ему понравиться, так как он своим поведением привлекает внимание родителей или других родственников, т.е. выделяет его).
  3. Наказание может вообще разрушать поведение, так как оно вызывает панику или обиду ребенка. У него может возникнуть ощущение постоянной тревоги.

Поощрение и наказание в процессе воспитания ребенка

Во все времена родителей волновали вопросы по оптимальному воспитанию детей - каким образом поощрять и наказывать, чтобы это способствовало развитию гармоничной личности.

Поощрение - сильный регулятор поведения, с его помощью научение происходит быстрее. Но не всякое поощрение может приносить пользу, как и наказание не всегда вредно – в воспитании нет плохих или хороших приемов, а есть уместные или неуместные.

Поощрение и наказание могут осуществляться в двух формах: материальной и психологической (духовной). Современное общество предпочитает материальную форму поощрения и наказания, т.е. "Куплю конфету – не куплю конфету". Это характерно и для семьи, и для школы. Редко используется психологическая форма, т.е. такие особенности взаимодействий и взаимоотношений людей, в которых проявляется одобрение (внимание к ребенку, сопереживание ему, поддержка, вера и т.д.) и наказание (огорчение, обида, показное равнодушие, сердитость, в крайних вариантах гнев). Естественно, что использование психологических средств требует не только больше душевной отдачи, но и вполне определенного актерского мастерства. Недаром А.С. Макаренко писал, что учителем нельзя стать до тех пор, пока не научишься произносить слова "Подойди сюда" с 20 разными оттенками в голосе. Использование только материальных форм поощрения и наказания воспитывает человека зависимого, с низким самоконтролем,  который, в основном, ориентируется по обстановке: "Попадусь – не попадусь". Использование психологической формы воздействия формирует совесть как внутренний механизм контроля поведения.

Правила поощрения

По своему действию похвала похожа на наркотик, т.е. привыкший к похвале будет всегда в ней нуждаться. Передозировка похвалы вредна.

Ограничители:

·         не хвалить ребенка за то, что достигнуто ребенком не своим трудом (красота, ум, сила, здоровье и т.д.);

·         не хвалить больше двух раз за одно и то же;

·         не хвалить из жалости;

·         не хвалить из желания понравиться.

Человеку в день нужно не менее 8 "поглаживаний", желательно, разных по способу и степени проявления.

Индивидуальные требования к норме похвалы

Особенно в похвале нуждаются следующие категории детей:

·         дети с комплексом неполноценности, основанным на их действительных    недостатках. Без похвалы такие дети страдают. Эта похвала – пособие и подарок для неимущих;

·         дети с обоснованным комплексом "сверх полноценности" (действительно талантливые дети). Для них похвала – гормон роста, они знают о своих преимуществах, но нуждаются в признании окружающих. Если детей не хвалить, они не завянут, но и не расцветут;

·         самолюбивые дети с повышенной чувствительностью к оценке. Им похвала в принципе вредна, но без нее они не могут обходиться. Выход: не хвалить открыто, но сообщать ребенку безоценочные сведения о его реальных достоинствах, избегая сравнений с другими детьми.

Типы похвалы

  1. "Компенсация". Используется для тех детей, у которых чего-то серьезно не хватает (физический недостаток, плохой характер, неудачи в жизни). Их надо хвалить за то, что есть у них хорошего, не обязательно достигнутое ими самостоятельно (лучше не злоупотреблять такой похвалой, ибо такие дети могут превратиться в избалованных деспотов).
  2. "Аванс" – это похвала за то, что будет, опережающий тип. Он внушает человеку веру в себя. Наша вера превращает возможность в действительность. Похвала за то, чего нет – это далеко не всегда то же самое, что говорить неправду.

Надо обязательно хвалить утром и на ночь. Хвалить за малейшую попытку совершенствования себя.

Можно выделить следующие типы аванса:

a)    утверждать, что ребенок что-то делает лучше, независимо от реальности;

b)    одобрять за малейшие попытки преодолеть себя и не ругать, если не получается;

c)    не замечать дурных проявлений, если они находятся на одном и том же уровне, а когда дело стало лучше, то заметить и похвалить.

Используя аванс как тип похвалы, следует не переступать черту возможного и не вводить ребенка в заблуждение.

  1. "Подъемная" похвала. Если мы собираемся повышать требования к ребенку, то начинать их надо с похвалы, как вдохновения на новые подвиги.
  2. Косвенное одобрение. Похвала, при которой вроде бы не хвалят, т.е. попросить помощи, совета и т.п. В разговоре с другим человеком как бы между прочим сказать добрые слова о ребенке, но так, чтобы он слышал их. Эти слова должны быть на уровне констатации достоинств ребенка, но нельзя задевать при этом его отрицательные качества.
  3. "Взрыв любви" (скорая психологическая помощь). Используется в крайних случаях, когда у ребенка кризисное состояние.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *