Информация для родителей

Уважаемые родители выпускников!

Вы, вероятно, почувствовали, что этот учебный год особенный для вас и ваших детей. Особенный он тем, что вам предстоит определиться в выборе экзаменов, будущей профессии ребёнка, тем, что ваши дети сдают ЕГЭ!.  Экзамены – это испытание для личности в любом возрасте, особенно – в подростковом. Психологическая подготовка и поддержка ребенка со стороны семьи – важнейшая составляющая его успеха на экзаменах.

      Примите к сведению несколько простых рекомендаций.

  • Учитывая особенности вашего ребёнка, помогите ему выбрать наиболее оптимальную тактику подготовки к экзаменам.
  • Помогите отрегулировать режим дня, режим сна, режим питания. В экзаменационный период ребенку нужен хороший отдых: прогулки на свежем воздухе, чередование умственной деятельности с двигательной активностью (танцы, игры, катание на велосипеде). И полноценный сон. Установлено, что одна бессонная ночь снижает интенсивность работы мозга на 9%.
  • Чтобы снять тревожность ребенка перед экзаменом, не увлекайтесь успокоительными лекарственными средствами. Лучше предложить ребенку крепкий чай с лимоном, немного шоколада и банан, в котором содержатся вещества, успокаивающе действующие на организм.
  • Психологи подчеркивают, что детям свойственно «настраиваться» на эмоциональную волну своих родителей. Они копируют не только поступки, но и чувства. Поэтому постарайтесь строже контролировать не только слова, но и свои эмоциональные «всплески». Иногда разногласия в семье порождают стрессовое состояние ребенка.
  • Постарайтесь быть терпимыми друг к другу и сохранять мир и согласие в семье. Проявите чуть больше, чем обычно, внимания к ребенку. Дружеское похлопывание по плечу, прикосновение рукой вызывает успокаивающий эффект. Недаром в народе говорят: «Любую беду рукой разведу!»

Поведение родителей

        В экзаменационную пору основная задача родителей - создать оптимальные комфортные условия для подготовки ребенка и... не мешать ему. Поощрение, поддержка, реальная помощь, а главное - спокойствие взрослых помогают ребенку успешно справиться с собственным волнением. Не запугивайте ребенка, не напоминайте ему о сложности и ответственности предстоящих экзаменов. Это не повышает мотивацию, а только создает эмоциональные барьеры, которые сам ребенок преодолеть не может.Не повышайте тревожность ребёнка накануне экзаменов, это отрицательно скажется на результате тестирования. Очень важно скорректировать ожидания выпускника. Объясните: для хорошего результата совсем не обязательно отвечать на все вопросы ЕГЭ. Гораздо эффективнее спокойно дать ответы на те вопросы, которые он знает наверняка, чем переживать из-за нерешенных заданий. Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребёнок получит на экзамене. Внушайте ему мысль, что количество баллов не является показателем его возможностей.Независимо от результата экзамена, часто, щедро и от всей души говорите ему о том, что он (она) - самый(ая) любимый(ая), и что все у него (неё) в жизни получится! Вера в успех, уверенность в своем ребенке, его возможностях, стимулирующая помощь в виде похвалы и одобрения очень важны, ведь "от хорошего слова даже кактусы лучше растут".

Организация занятий

      Помните: главное — снизить напряжение и тревожность ребёнка и обеспечить ему необходимые условия для занятий. Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал. Очень важно разработать ребёнку индивидуальную стратегию деятельности при подготовке и во время экзамена. Именно индивидуальную, так как все дети разные (есть медлительные, есть очень активные, есть аудиалы, кинестетики, тревожные, есть с хорошей переключаемостью или не очень и т. д.)! И вот именно в разработке индивидуальной стратегии родители должны принять самое активное участие: помочь своим детям осознать свои сильные и слабые стороны, понять свой стиль учебной деятельности (при необходимости доработать его), развить умения использовать собственные интеллектуальные ресурсы и настроить на успех! В процессе работы с заданиями приучайте ребёнка ориентироваться во времени и уметь его распределять.Если у ребёнка нет часов, обязательно дайте их ему на экзамен. Помогите распределить темы подготовки по дням. Ознакомьте ребёнка с методикой подготовки к экзаменам (раздел - логические приёмы изучения материала в буклете "Советы выпускникам")

Питание и режим дня

     Позаботьтесь об организации режима дня и полноценного питания. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т. д. стимулируют работу головного мозга. Кстати, в эту пору и "от плюшек не толстеют!"Для активной работы мозга требуется много жидкости, поэтому полезно больше пить простую или минеральную воду, зеленый чай. Не допускайте перегрузок ребенка. Через каждые 40-50 минут занятий обязательно нужно делать перерывы на 10-15 минут.Меняйте умственную деятельность на двигательную (занятия спортом, прогулки на свежем воздухе),стоит увеличить время сна на час.Накануне экзамена ребенок должен отдохнуть и как следует выспаться. С утра перед экзаменом дайте ребёнку шоколадку... разумеется, это не баловство, а просто глюкоза стимулирует мозговую деятельность!

РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОЛОГА.

       Психологическая поддержка – один из важнейших факторов, определяющих успешность Вашего ребенка в сдаче единого государственного экзамена. Как поддержать выпускника? Существуют ложные способы, так называемые «ловушки поддержки». Так, типичными для родителей способами поддержки ребенка является гиперопека, создание зависимости подростка от взрослого, навязывание нереальных стандартов, стимулирование соперничества со сверстниками. Подлинная поддержка должна основываться на подчеркивании способностей, возможностей – положительных сторон ребенка. Поддерживать ребенка – значит верить в него. Поддержка основана на вере в прирожденную способность личности преодолевать жизненные трудности при поддержке тех, кого она считает значимыми для себя. Взрослые имеют немало возможностей чтобы продемонстрировать ребенку свое удовлетворение от его достижений или усилий. Другой путь – научить подростка справляться с различными задачами, создав у него установку: »Ты можешь это сделать». Чтобы показать веру в ребенка, родитель должен иметь мужество и желание сделать следующее:
  • Забыть о прошлых неудачах ребенка;
  • Помочь ребенку обрести уверенность в том, что он справится с данной задачей;
  • Помнить о прошлых удачах и возвращаться к ним, а не к ошибкам.
Существуют слова, которые поддерживают детей, например: «Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо», «Ты делаешь это очень хорошо». Поддерживать можно посредством отдельных слов, прикосновений, совместных действий, физического соучастия, выражения лица. Итак, чтобы поддержать ребенка необходимо: 1.Опираться на сильные стороны ребенка; 2.Избегать подчеркивания промахов ребенка; 3.Проявлять веру в ребенка, сочувствие к нему, уверенность в его силах; 4.Создать дома обстановку дружелюбия и уважения, уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку; 5.Будьте одновременно тверды и добры, но не выступайте в роли судьи; 6.Поддерживайте своего ребенка. Демонстрируйте, что понимаете его переживания.   Подростки с низкой переносимостью стрессов и неразвитой способностью к учебе нуждаются в особой и непрерывной поддержке родителями и в длительной подготовке к ЕГЭ. Сущность такой подготовки – повышение у детей способности переносить стрессы, быть самостоятельными и организованными (сразу отметим, что в действительности помощь подобным детям в подготовке их к экзаменам, в том числе и к ЕГЭ, следует начинать гораздо раньше – с переходом в 5-6-й классы). Укажем основные направления психофизической помощи:  · удлинение сна до 9-10 часов в сутки, можно с выделением из него 2-3 часов дневного сна. ·учащение вашего физического контакта с ребенком – обниманий и ласки.
  • приготовление ребенку его любимых блюд. ·получение у врача (детского невропатолога, психотерапевта, психиатра) лечения, укрепляющего и успокаивающего нервную систему ребенка (отметим, что современное успокаивающее лечение не только не тормозит нервную систему, а, наоборот, способно стимулировать интеллект и работоспособность); начинать лечение следует за 1-3 месяца до ЕГЭ.
 

Полезные интернет-ресурсы

https://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/ – Министерство образования и науки Российской Федерации http://www.ege.edu.ru/ -Официальный информационный портал ЕГЭ http://www.fipi.ru/– Сайт Федерального института педагогических измерений: КИМ к ЕГЭ по различным предметам, методические рекомендации

Фактический адрес: 446290, Самарская область, с.Большая Черниговка, ул,Озерная, д 33

Контактный телефон: 8(84672)2-28-35

E-mail: psihologiecheski1_bch@samara.edu.ru

Официальный сайт: http://cpmss-bch.minobr63.ru/

 Наказывая, подумай: «Зачем?».

  • Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому.
  • Если есть сомнение, наказывать или не наказывать, - не наказывайте. Никаких наказаний в целях «профилактики».
  • За один раз – одно. Не лишайте ребенка заслуженной похвалы и награды.
  • Срок давности. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало.
  • Наказан – прощен.
  • Наказание без унижения.
  • Ребенок не должен бояться наказания.

Памятка родителям

Программа здоровья для семьи

  • Собрать дома простейший инвентарь для занятий: санки, лыжи, коньки, гантели, обруч, скакалку, мяч, эспандер.
  • Каждое утро начинать с гигиенической гимнастики, закаливающих процедур: обтирания, обливания, душа.
  • В выходные дни отправляться в туристские походы, на лыжные или пешие прогулки, экскурсии. Игры на свежем воздухе — ежедневно!
  • По возможности организовать занятия детей в спортивных секциях.
  • Контролировать систематически домашние задания по физической культуре.
  • Знать результаты тестирования физической подготовленности ребенка.
  • Составить и соблюдать режим дня для ребенка.
  • Научить детей плавать.
  • Участвовать в семейных соревнованиях по различным физическим упражнениям, подвижным и спортивным играм.
  • Помогать детям в чтении учебников физической культуры, литературы о здоровом образе жизни, о самостоятельных занятиях и самоконтроле при занятиях физической культурой и спортом.
  • Помнить, что следование в быту всем правилам здорового образа жизни — задача не на один год, а результат — здоровая семья, деятельные дети, взаимопонимание поколений.

Памятка

 «Какие родители -такие и дети»

Авторитетные родители - инициативные, общительные, добрые дети.

Авторитетны те родители, которые любят и понимают детей, предпочитая не наказывать их, а объяснять им, что хорошо, а что плохо, не опасаясь лишний раз похвалить. Они требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. Вместе с тем такие родители не потакают детским капризам.

Дети у таких родителей обычно любознательны, стараются обосновать, а не навязать свою точку зрения, они ответственно

относятся к своим обязанностям. Им легче удается освоение со­циально приемлемых и одобряемых форм поведения. Они более энергичны и уверены в себе, у них лучше развиты чувство собст­венного достоинства и самоконтроль. Им легче наладить отноше­ния со сверстниками.

Авторитарные родители —раздражительные, склонные к конфликтам дети.

Авторитарные родители считают, что ребенку не следует пре­доставлять слишком много свободы и прав, что он должен во всем беспрекословно подчиняться их воле и авторитету. Они стремятся выработать у ребенка дисциплинированность, не оставляя ему возможности для выбора вариантов поведения, ограничивают его самостоятельность, лишают права возражать старшим, даже если ребенок прав. Жесткий контроль за поведением - основа их вос­питания, которое не идет дальше суровых запретов, выговоров и нередко - физических наказаний.

У детей при таком воспитании формируется лишь механизм внешнего контроля, развивается чувство вины и страха перед наказанием и, как правило, слаб самоконтроль, если он вообще появляется.

Снисходительные родители - импульсивные, агрессив­ные дети.

Как правило, снисходительные родители не склонны контроли­ровать своих детей, позволяя им поступать как заблагорассудится, не требуя у них ответственности, самостоятельности. Такие родители разрешают детям делать все, что они хотят, вплоть до того, что не об­ращают внимания на вспышки гнева и агрессивности поведения. Все это приводит к тому, что у детей не возникает желания усваивать социальные нормы поведения, не формируется само­контроль и чувство ответственности. Они всеми силами избегают чего-то нового, неожиданного, неизвестного из страха избрать не­правильную форму поведения при столкновении с этим новым.

 

Правила пожарной безопасности.

  • Прежде чем уйти из дома, необходимо по­ручить наблюдение за ре­бенком старшим детям или кому-нибудь из взрос­лых.
  • Не оставлять на виду спички, зажигалки.
  • Не позволять детям покупать спички, зажигал­ки, сигареты.
  • Следить, как дети про­водят свободное время, чем интересуются, отвлекать их от пустого времяпрепровож­дения.
  • По возможности не оставлять детей без присмотра в запертых квартирах или комнатах.
  • Не доверять малень­ким детям наблюдать за топящимися печами и на­гревательными приборами, пользоваться газовыми приборами.
  • Запрещать игры, связанные с разведением костров.

20 самых интересных способов занять ребенка летом

Лето - лучшая пора для проведения как можно больше времени на улице, особенно это касается детей - ведь растущему организму нужен воздух. Впрочем, не только этот вопрос заботит многих родителей, а еще и вопрос, чем занять ребенка летом, чтобы было не скучно, полезно и развлекательно! Есть масса идей для проведения досуга детей разных возрастов, как дома - так и на природе, или даже просто в парке, главное - чтобы понравилось вашему любимому ребенку! Для вас - 20 самых интересных способа занять ребенка летом!

1. Помогите найти ребенку новое хобби. Летнее время - самое удачное для начала занятий чем-то новым, ведь нет никакой спешки, и можно посвятить интересному делу больше времени.

2.  Предложите своему ребенку каждые выходные устраивать тематические вечеринки! Это может быть герои из любимых мультиков или фильмов, а могут быть и простые вечеринки - например, пенную вечеринку совсем не сложно сделать, если у вас есть надувной бассейн. 3. Научите играть в подвижные игры на улице - увы, но современные дети совсем не знают, что такое салочки, казаки-разбойники, а девочкам напомните старую добрую игру - прыгать в резиночку. Такие подвижные игры подойдут детям практически всех возрастов, ну и польза от них огромная - как физизческая, так и плане социализации ребенка в коллективе.

 4. Твистер на природе - а почему бы и нет! И даже не обязательно брать с собой коврик с цветными кругами для твистера - достаточно просто раскрасить полянку быстросохнущими красками. Идея отличная для небольшой компании детей, играть в такую игру можно как на площадке во дворе, так и на даче.

5.Извлеките пользу летом даже из ваших ежедневных прогулок на природе. Подготовьте рассказ о каких-то природных явлениях, или занимательные факты о природе - летом, когда все цветет и развивается, проще всего показать на примере интересные растения и насекомых. 6. Если ваш ребенок очень любит писать сочинения, стихи или просто любит литературу - предложите ему необычное занятие на лето: каждый день в небольшом дневнике описывать самые интересные моменты, которые произошли за прошедшие сутки.

7. Этот же способ применим и к фото - сейчас у ребенка начиная с начальной школы имеется мобильный, а в нем - фотокамера, или просто купите ему недорогой фотоаппарат. Пусть ваше чадо фотографирует интересные случаи и пишет к ним небольшие пояснения-заметки. А в конце лета создайте вместе коллаж, можно его повесить в комнате у ребенка, чтобы он всю осень, зиму и весну вспоминал события теплого лета!

8. Возможно, у вас есть возможность ходить с детьми в поход на выходных - то походы тоже можно делать тематические.

9. Когда ваш ребенок домосед - то нет смысла гнать его на улицу против его желания. Но провести время с пользой и интересом можно и дома. Есть много конструкторов, которые можно собирать длительное время, и при этом собрать целый завод или станцию.

10. Если ваш ребенок любит рисовать или увлекается дизайном, то предложите ему отличную идею - преобразовать ваш дом! Пусть он будет ответственен за какую-то часть каждой из комнат, ванную, кухню, при этом сам создаст проект-описание, как ему хотелось бы разнообразить интерьер, вы тоже должны принять минимальное участие, а потом помочь воплотить эти идеи в жизнь!

11. Увлечение географией - отличное занятие для детей! И если вы родители такого любознательного ребенка - то поиграйте с ним в “научную конференцию”: дайте задание выбрать страну и найти как можно больше информации о ней, создать доклад, и когда он будет готов - соберите всю семью на интересное обсуждение.

12. Игра в пиратов может быть интересна как дома, так и на улице. Помогите компании детишек найти сокровище - нарисуйте карту с секретами и головоломками, спрячьте на территории площадки какую-то важную мелочь. Дети будут заняты увлекательным поиском целый день, а вечером устройте пиратский пир.

13. Девочкам разного возраста очень понравится такое задание, как моделирование разных нарядов. Для совсем маленьких подойдет бумажная кукла, а вот девушкам постарше предложите создать свой, эксклюзивный гардероб! 14. Лето - отличное время для начала занятий спортом! Позаботьтесь о здоровье своего ребенка - начните летом посещать спортивные кружки и секции. В летний период оздоровление идет полным ходом, а времени, чтобы привыкнуть к новому занятию - больше. К следующему учебному году ребенок уже будет иметь определенные привычки и не всплывет проблема правильного распределения времени с новыми занятиями.

15. Отличное время года для заготовок различных материалов для поделок и различных интересных занятий. Прогулки в лесу и парке будут способствовать этому, найдите время, чтобы заняться увлекательными поисками необычных травинок и растений, соберите свой домашний гербарий! 16. Летом лучше всего осуществить мечту многих детей - это завести домашнее животное. Осенью и зимой, из-за садика или школы, ухаживать полноценно за животным проблематично, но если вы заведете зверушку летом, то есть все шансы, что к осени ребенок научится совмещать свои занятия и уход за домашним любимцем.

17. Еще одно занятие, которое может понравиться детям на свежем воздухе - это свой мини-огород. Причем, можно устроить его прямо во дворе, и поручить своему ребенку, вместе с другими детишками выращивать там полезные и интересные растения. Ваша небольшая помощь понадобится тоже - подберите для деток быстрорастущие цветы, чтобы им не пришлось долго ждать плоды своих трудов!

18. Дети обожают активные игры на природе, и одна из таких - это пускание воздушных змеев. Помогите ребенку сделать змея самостоятельно, пусть выберет цвет и материал, а так же украшение змея. Кстати, к этому занятию можно и подключить друзей вашего ребенка - после изготовления змеев они смогут устраивать турниры и соревнования по запуску!

19. Соберитесь всей семьей на выходные в зоопарк, аквапарк, лунопарк  или просто городской парк. 20. Выходные посвящайте ребенку. Пусть летом это будут полностью ваши дни! Есть вещи, которые родители и дети могут делать только вместе - например, пойти на рыбалку, или устроить велопрогулку.

Какого возраста бы ни были ваши дети - внимания к ним никогда не будет чересчур много!

Рекомендации на лето от учителя - логопеда

Чтобы лето не прошло даром, а ребенок не потерял приобретённые за год навыки,  предлагаем вам потренировать дыхание и мелкую моторику некоторыми из описанных способов:

Начнём с дыхания. Можно предложить ребёнку игры, которые тренируют силу и длительность выдоха:

  • Обдувать одуванчики несколькими короткими, а потом одним долгим выдохом;
  • Пускать мыльные пузыри через соломинку (разводить детский шампунь);
  • Надувать воздушные шарики;
  • Стараться надувать надувные игрушки, круги, мячи;
  • Учиться плавать, выдыхая в воду, нырять;
  • Дуть на детские флюгера.

Развитию мелкой моторики способствуют следующие действия:

  • Самообслуживанию (молнии, кнопки, пуговицы, шнурки);
  • Собирать, перебирать ягоды;
  • Помогать взрослому полоть грядки;
  • Выкладывать рисунки из камней (шишек, спичек, круп);
  • Играть с глиной, мокрым песком;
  • Играть с мячами и мячиками (бросать, ловить, бить в цель)

В дождливые дни можно:

  • Собирать мозаики, конструкторы, пазлы;
  • Перебирать крупы;
  • Раскрашивать раскраски цветными карандашами;
  • Складывать простые игрушки из бумаги (оригами);
  • Вышивать (крупным крестиком);
  • Завинчивать гайки (игрушечные и настоящие);
  • Плести из бисера;
  • Лепить из пластилина, пластика, теста.

Очень важно продолжать развивать мышцы речевого аппарата (неспецифического)

  • Жевать мясо (а не только сосиски и котлеты);
  • Жевать сырые овощи (морковь, редис, огурцы) и фрукты (яблоки, груши…);
  • Лизать языком с блюдца варенье, сметану, йогурт – для распластывания языка;
  • Полоскать рот;
  • Жевать боковыми зубами;
  • Сосать сухарики из хлеба, булки (солёные);
  • Лизать эскимо.

Конечно, мы занятые люди. И проще всего отдыхать, усадив ребёнка перед телевизором или компьютером…   Но:

Просмотр боевиков, «ужастиков», даже мультипликационных (особенно в кино), как правило, не несут в себе обучающего момента. «Бегалки» и «стрелялки» провоцируют агрессию, приучают к мысли, что насилие – это форма поведения и дети могут переносить весь этот негатив в свои игры. И вряд ли агрессивное поведение сделает вашего ребенка желанным партнером для других детей.

Уделяйте своему ребенку больше внимания, чаще находитесь на свежем воздухе, посещайте игровые площадки, парк.

Профилактика насилия в семье

Мотивы проблемного поведения детей:

  1. борьба за внимание - если ребенок не получает нужного количества внимания, которое ему так необходимо для нормального развития и эмоционального благополучия, то он находит его через такой способ, как непослушание. Лучше внимание с замечаниями, чем никакого.
  2. борьба за самоутверждение - поведение направлено против чрезмерной власти или опеки (общение в форме указаний, замечаний, опасений) выражается в упрямстве, своеволии, действии наперекор.
  3. желание отомстить - в случае несправедливого отношения: вы мне сделали плохо, пусть и вам будет плохо.
  4. потеря веры в собственный успех - из-за сформированной низкой самооценки, ребенок приходит к выводу: "нечего стараться, все равно ничего не получится", и внешним поведением показывает: мне все равно, пусть я буду плохой.

При использовании  родителями суровых наказаний, возрастает склонность детей  к агрессивному поведению!!!

Следует учитывать  следующие недостатки наказаний:

  1. Наказание часто может считаться несправедливым, особенно если ребенок видит, что подобные действия сходят с рук другим лицам, чьими руками осуществляется наказание, зачастую становятся моделями агрессивного поведения.
  2. Наказание может играть роль подкрепления отрицательного поведения ребенка.( Например, если на ребенка повышают голос  дома -  это может ему понравиться, так как он своим поведением привлекает внимание родителей или других родственников, т.е. выделяет его).
  3. Наказание может вообще разрушать поведение, так как оно вызывает панику или обиду ребенка. У него может возникнуть ощущение постоянной тревоги.

Поощрение и наказание в процессе воспитания ребенка

Во все времена родителей волновали вопросы по оптимальному воспитанию детей - каким образом поощрять и наказывать, чтобы это способствовало развитию гармоничной личности.

Поощрение - сильный регулятор поведения, с его помощью научение происходит быстрее. Но не всякое поощрение может приносить пользу, как и наказание не всегда вредно – в воспитании нет плохих или хороших приемов, а есть уместные или неуместные.

Поощрение и наказание могут осуществляться в двух формах: материальной и психологической (духовной). Современное общество предпочитает материальную форму поощрения и наказания, т.е. "Куплю конфету – не куплю конфету". Это характерно и для семьи, и для школы. Редко используется психологическая форма, т.е. такие особенности взаимодействий и взаимоотношений людей, в которых проявляется одобрение (внимание к ребенку, сопереживание ему, поддержка, вера и т.д.) и наказание (огорчение, обида, показное равнодушие, сердитость, в крайних вариантах гнев). Естественно, что использование психологических средств требует не только больше душевной отдачи, но и вполне определенного актерского мастерства. Недаром А.С. Макаренко писал, что учителем нельзя стать до тех пор, пока не научишься произносить слова "Подойди сюда" с 20 разными оттенками в голосе. Использование только материальных форм поощрения и наказания воспитывает человека зависимого, с низким самоконтролем,  который, в основном, ориентируется по обстановке: "Попадусь – не попадусь". Использование психологической формы воздействия формирует совесть как внутренний механизм контроля поведения.

Правила поощрения

По своему действию похвала похожа на наркотик, т.е. привыкший к похвале будет всегда в ней нуждаться. Передозировка похвалы вредна.

Ограничители:

·         не хвалить ребенка за то, что достигнуто ребенком не своим трудом (красота, ум, сила, здоровье и т.д.);

·         не хвалить больше двух раз за одно и то же;

·         не хвалить из жалости;

·         не хвалить из желания понравиться.

Человеку в день нужно не менее 8 "поглаживаний", желательно, разных по способу и степени проявления.

Индивидуальные требования к норме похвалы

Особенно в похвале нуждаются следующие категории детей:

·         дети с комплексом неполноценности, основанным на их действительных    недостатках. Без похвалы такие дети страдают. Эта похвала – пособие и подарок для неимущих;

·         дети с обоснованным комплексом "сверх полноценности" (действительно талантливые дети). Для них похвала – гормон роста, они знают о своих преимуществах, но нуждаются в признании окружающих. Если детей не хвалить, они не завянут, но и не расцветут;

·         самолюбивые дети с повышенной чувствительностью к оценке. Им похвала в принципе вредна, но без нее они не могут обходиться. Выход: не хвалить открыто, но сообщать ребенку безоценочные сведения о его реальных достоинствах, избегая сравнений с другими детьми.

Типы похвалы

  1. "Компенсация". Используется для тех детей, у которых чего-то серьезно не хватает (физический недостаток, плохой характер, неудачи в жизни). Их надо хвалить за то, что есть у них хорошего, не обязательно достигнутое ими самостоятельно (лучше не злоупотреблять такой похвалой, ибо такие дети могут превратиться в избалованных деспотов).
  2. "Аванс" – это похвала за то, что будет, опережающий тип. Он внушает человеку веру в себя. Наша вера превращает возможность в действительность. Похвала за то, чего нет – это далеко не всегда то же самое, что говорить неправду.

Надо обязательно хвалить утром и на ночь. Хвалить за малейшую попытку совершенствования себя.

Можно выделить следующие типы аванса:

a)    утверждать, что ребенок что-то делает лучше, независимо от реальности;

b)    одобрять за малейшие попытки преодолеть себя и не ругать, если не получается;

c)    не замечать дурных проявлений, если они находятся на одном и том же уровне, а когда дело стало лучше, то заметить и похвалить.

Используя аванс как тип похвалы, следует не переступать черту возможного и не вводить ребенка в заблуждение.

  1. "Подъемная" похвала. Если мы собираемся повышать требования к ребенку, то начинать их надо с похвалы, как вдохновения на новые подвиги.
  2. Косвенное одобрение. Похвала, при которой вроде бы не хвалят, т.е. попросить помощи, совета и т.п. В разговоре с другим человеком как бы между прочим сказать добрые слова о ребенке, но так, чтобы он слышал их. Эти слова должны быть на уровне констатации достоинств ребенка, но нельзя задевать при этом его отрицательные качества.
  3. "Взрыв любви" (скорая психологическая помощь). Используется в крайних случаях, когда у ребенка кризисное состояние.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *