Выпуск ноябрь 2014 год

Выпуск ноябрь 2014 год   
Мы – коллектив ГБОУ Большечерниговского психологического центра. Немного о себе: 

       Основные цели нашей службы — содействие формированию подрастающего поколения, становлению индивидуальности и творческого отношения к жизни на всех этапах дошкольного и школьного детства; развитие способностей и склонностей детей, изучение особенностей их психического развития, определение психологических причин нарушения личности и интеллекта, профилактика подобных нарушений. Забота о психологическом здоровье предполагает внимание к внутреннему миру ребенка: к его чувствам и переживаниям, увлечениям и интересам, способностям и знаниям, его отношению к себе, сверстникам, взрослым, к окружающему миру, происходящим семейным и общественным событиям, к жизни как таковой.

       МОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Центр психолого - медико-социального сопровождения Большечерниговского района Самарской области было зарегистрировано 27 ноября 2000г.  В декабре 2008 года была изменена  организационно-правовая форма Центра из муниципальной в государственную.

         Центр осуществляет свою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным законом «О некоммерческих организациях», Типовым положением об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Полное наименование Центра: Государственное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, Большечерниговский центр психолого-медико-социального сопровождения.

Психолого – педагогические кадры ГБОУ Большечерниговского психологического центра:

- педагоги – психологи - 5 специалистов;

- социальные педагоги – 3 специалиста;

- учитель – логопед – 1 специалист.

      В своей работе психологи используют различные методики, направленные на исследование личности («Тест Г. Айзенка», «Определение уровня беспокойства – тревожности личности»), изучение познавательных процессов и уровня умственного развития («Школьный тест умственного развития (ШТУР)», «Определение устойчивости внимания»), методики для изучения классного коллектива («Карта-схема психолого-педагогического изучения коллектива класса», «Определение межличностной приемлемости учащихся класса»), а также различные другие известные методики.

      В ноябре 2014 года мы  начали выпуск своей газеты «Радуга».

        Ее цель - осуществлять постоянную связь со всеми участниками образовательного процесса, развитие творческого и интеллектуального потенциала учащихся.

      Каждый номер газеты будет посвящен одной проблеме, объединяющей все материалы. Так, в первом номере мы расскажем о признаках дезадаптации в школе не только первоклассников, но и учащихся пятых классов.

      Нами будут предложены рекомендации для педагогов и родителей. Загадки, головоломки, кроссворды, а так же практикумы для занятий с детьми. Например, упражнения по развитию мелкой моторики, гимнастика для язычка, арт-терапевтические методики и др. Идея издавать свою газету появилась у нас, когда возросло количество педагогов и родителей, обращающихся к нам за помощью. Даже сегодня не у всех есть возможность искать информацию в Интернете. Они остаются один на один со своими вопросами. Надеемся, что наше издание поможет разрешить некоторые проблемные ситуации. Будем рады помочь вам!

  Теперь у учащихся, педагогов и родителей появилась возможность больше узнать о работе нашего центра и научиться чему-то новому.

Почему наш логотип ?

               Есть такая притча: Один старый и очень мудрый учитель сказал своему ученику:

- Рассмотри комнату, в которой мы находимся получше, и постарайся запомнить вещи коричневого цвета. — В комнате было много чего коричневого, и ученик быстро справился с этой задачей. Но мудрец ему задал следующий вопрос:

- Закрой-ка глаза свои и перечисли все вещи… синего цвета! — ученик растерялся и возмутился: «Я ничего синего не заметил, ведь я запоминал по твоей указке только вещи коричневого цвета!»

        На что мудрый человек ответил ему: «Открой глаза, осмотрись — ведь в комнате очень много вещей синего цвета». И это было чистой правдой. Тогда учитель продолжил: «Этим примером, я хотел тебе показать правду жизни: если ты ищешь в комнате вещи только коричневого цвета, а в жизни — только плохое, то ты и будешь видеть только их, замечать исключительно их, и только они будут тебе запоминаться и участвовать в твоей жизни.

         Запомни: если ты ищешь, плохое, то ты обязательно его найдешь и никогда не заметишь ничего хорошего. Поэтому если всю жизнь ты будешь ждать и морально готовиться к худшему — то оно обязательно произойдет с тобой, ты никогда не будешь разочарован в своих страхах и опасениях, но всегда будешь находить им новые и новые подтверждения. Но если ты будешь надеяться и готовиться к лучшему, то ты не будешь притягивать плохое в свою жизнь, а просто рискуешь всего лишь иногда быть разочарованным — жизнь невозможна без разочарований.

      Наш разноцветный логотип является напоминанием того, что в любой жизненной ситуации нужно всегда уметь находить хорошее, обращать внимание не только на отрицательные моменты, но и видеть все яркие цвета. Вид радуги захватывает дух и чувство красоты появляется даже у самого меркантильного и сурового человека. Радуга помогает нам поверить в чудеса, не зря она была символом греческой богини – посланницы Ириды.

    Радуга – это не только самое яркое зрелище для ребенка, но и источник энергии для человека, удовлетворения, спокойствия и эмоций, жизненно необходимых каждому. Также радуга является символом толерантности. Пусть наш мир будет цветным!

   Каждый номер газеты будет посвящен одной проблеме, объединяющей все материалы. Так, в первом номере мы расскажем о признаках дезадаптации в школе не только первоклассников, но и учащихся пятых классов.

         Нами будут предложены рекомендации для педагогов и родителей. Загадки, головоломки, кроссворды, а так же практикумы для занятий с детьми. Например, упражнения по развитию мелкой моторики, гимнастика для язычка, арт-терапевтические методики и др. Идея издавать свою газету появилась у нас, когда возросло количество педагогов и родителей, обращающихся к нам за помощью. Даже сегодня не у всех есть возможность искать информацию в Интернете. Они остаются один на один со своими вопросами. Надеемся, что наше издание поможет разрешить некоторые проблемные ситуации. Будем рады помочь вам!

  Адаптация ребенка     к детскому саду.

При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети проходят через адаптационный период. Взрослым необходимо помочь детям преодолеть стресс поступ­ления и успешно адаптироваться в дошкольном учреждении. Дети раннего возраста эмоциональны, впечатлительны. Им свойствен­но быстро заражаться сильными как положительными, так и от­рицательными эмоциями взрослых и сверстников, подражать их действиям. Эти особенности и должны использоваться вами при подготовке ребенка в детский сад. Очень важно, чтобы первый опыт своего пребывания в детском саду ребенок приобрел при поддержке близкого человека.

Деятельность воспитателя в период адаптации детей к детскому саду:

Воспитателю необходимо предупредить родителей об особенностях адаптации детей к новым условиям и попросить их обязательно рассказывать о том, как ведет себя ребенок дома. Если малыша заранее приучили к режиму дня, который ждет его в детском саду, умеет играть с игрушками, интересуется ими, способен хотя бы к кратковременному контакту с другими детьми, не боится их, доверяет воспитателю, то большинство проблем, связанных с адаптационным периодом, его минует. С ним будет легко и родителям, и педагогу.

Если же родители не подготовили ребенка к дошкольному учреждению, если он имеет те или иные нарушения со стороны нервной системы что, к сожалению, встречается все чаще, то его адаптация к детскому саду будет затруднена.

Воспитатель группы в первую очередь сталкивается с тем, что дети, начавшие посещать детский сад, очень разные по своим умениям, уровню физического и психического развития. Приходится в сжатые сроки организовать более или менее однородную группу, где все хотя бы понимают, что происходит вокруг и что от них требуется.

Известно, что наиболее легко приспосабливаются к детскому саду те дети, которые, во-первых, не боятся сверстников и взрослых, т.е. доступны контакту, а во-вторых, умеют играть или хотя бы заниматься игрушками самостоятельно или с другими детьми.

Условия успешной адаптации.

Для того чтобы процесс привыкания к детскому саду не затягивался, необходимо следующее:

 
  1. Сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Это зависит в первую очередь от умения и усилий воспитателей создать атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе.

Необходимо всячески удовлетворять чрезвычайно острую в период адаптации потребность детей в эмоциональном контакте с взрослым.

Ласковое обращение с ребенком, периодическое пребывание малыша на руках взрослого дают ему чувство защищенности, помогают быстрее адаптироваться.

Если ребенок с первых дней почувствует это тепло, исчезнут его волнения и страхи, намного легче пройдет адаптация.

  1. Чтобы ребенку было приятно приходить в детский сад, нужно "одомашнить" группу.

Мебель лучше разместить таким образом, чтобы она образовала маленькие комнатки, в которых дети будут чувствовать себя комфортно. Хорошо, если в группе будет небольшой "домик", где ребенок может побыть один, поиграть или отдохнуть. Сделать такой "домик" можно, например, из детской кроватки, обтянув красивой тканью и вынув из нее нижнюю доску. Желательно рядом с "домиком" разместить живой уголок. Растения и вообще зеленый цвет благоприятно влияют на эмоциональное состояние человека. В группе необходим и спортивный уголок, который удовлетворял бы потребность детей 2-3 лет в движении. Уголок следует оформить так, чтобы у ребенка появилось желание заниматься в нем.

Малыши еще не владеют речью настолько, чтобы выразить четко свои чувства и эмоции. Невыраженные эмоции (особенно негативные) накапливаются и в конце концов прорываются слезами, которые со стороны выглядят непонятными, потому что никаких внешних причин для такого проявления эмоций нет.

  1. Психологи и физиологи установили, что изобразительная деятельность для ребенка не столько художественно-эстетическое действо, сколько возможность выплеснуть на бумагу свои чувства. Уголок изотворчества со свободным доступом детей к карандашам и бумаге поможет решить эту проблему в любое время, как только у малыша возникнет потребность выразить себя. Особое удовольствие доставляет детям рисование фломастерами-маркерами, оставляющими толстые линии, на прикрепленном к стене листе бумаги.
  2. Конечно, первостепенную важность сохраняет индивидуальный подход — надо помнить, кто что умеет, у кого какие затруднения. Обращаться к детям раннего и младшего дошкольного возраста, которые только начали ходить в сад, надо, с одной стороны, индивидуально, по имени, а с другой — подчеркивать принадлежность ребенка к группе, учить реагировать на обращение "Ребята" и т.п.: "Ребята, теперь все садимся за столики! Воспитателю необходимо обратить внимание детей друг на друга, добиться, чтобы они запомнили, как кого зовут, по возможности могли обращаться по имени друг к другу и воспитателю. Для этого существуют специальные игры, направленные на знакомство, запоминание имен, а также ритуалы приветствия и прощания с каждым ребенком.

Как родители могут помочь своему ребенку в период адаптации к ДОУ:

1.По возможности расширять круг общения ребенка, по­мочь ему преодолеть страх перед незнакомыми людьми, обращать внимание ребенка на действия и поведение по­сторонних людей, высказывать положительное отношение к ним.

2.   Помочь ребенку разобраться в игрушках: использовать сю­жетный показ, совместные действия, вовлекать ребенка в игру.

3.   Развивать подражательность в действиях: «полетаем, как во­робушки, попрыгаем как зайчики».

4.   Учить обращаться к другому человеку, делиться игрушкой, жалеть плачущего.

5.   Не высказывать сожаления о том, что приходится отдавать ребенка в дошкольное учреждение. Некоторые родители ви­дят, ребенок недостаточно самостоятелен в группе, напри­мер, не приучен к горшку. Они пугаются и перестают водить его в детский  сад. Это происходит оттого, что взрослые не готовы оторвать ребенка от себя.

6.   Приучать к самообслуживанию, поощрять попытки само­стоятельных действий.

К моменту поступления в детский сад ребенок должен уметь:

—  самостоятельно садиться на стул;

—  самостоятельно пить из чашки;

—  пользоваться ложкой;

—  активно участвовать в одевании, умывании. Наглядным примером выступают, прежде всего, сами родители. Требования к ребенку должны быть последовательны и доступны. Тон, которым сообщается требование, выбирайте дружественно-разъяснительный, а не повелительный.

Если ребенок не желает выполнять просьбы, вызвал у вас от­рицательные переживания, сообщите ему о своих чувствах: мне не нравится, когда дети хнычут; я огорчена; мне трудно.

Нужно соразмерять собственные ожидания с индивидуальны­ми возможностями ребенка.

Важно также постоянно поощрять ребенка, давать положитель­ную оценку хотя бы за попытку выполнения просьбы.

Планируйте свое время так, чтобы в первые 2—4 недели по­сещения ребенком детского сада у вас была возможность не оставлять его на целый день. А в первые дни вам необходимо находиться рядом с телефоном и недалеко от территории дет­ского сада.

В период адаптации важно предупреждать возможность утомле­ния или перевозбуждения, необходимо поддерживать уравнове­шенное поведение детей.

Для этого не посещайте людные места, не принимайте дома шумные компании, не перегружайте ребенка новой информаци­ей, поддерживайте дома спокойную обстановку.

Поскольку при переходе к новому укладу жизни у ребенка ме­няется все: режим, окружающие взрослые, дети, обстановка, пища — очень хотелось бы, чтобы воспитатели к моменту прихо­да нового ребенка в группу знали как можно больше о его при­вычках и старались по возможности создать хоть некоторые усло­вия, схожие с домашними (например, посидеть с ребенком пе­ред сном на кровати, попросить убрать игрушки, предложить поиграть в лото).

Скорее всего, ваш ребенок прекрасно справится с изменения­ми в жизни. Задача родителей — быть спокойными, терпеливы­ми, внимательными и заботливыми. Радоваться при встрече с ре­бенком, говорить приветливые фразы: я по тебе соскучилась; мне хорошо с тобой. Обнимайте ребенка как можно чаще.

Условия уверенности и спокойствия ребенка — это система­тичность, ритмичность и повторяемость его жизни, т.е. четкое со­блюдение режима.

Практикум для родителей.

Упражнение

«Дышим животиком»

Упражнение выполняется лежа.

Бегемотики лежали,

Бегемотики дышали.

То животик поднимается (Вдох)

То животик опускается (Выдох)

Сели бегемотики.

Потрогали животики:

То животик поднимается (Вдох)

то животик опускается (Выдох)

Адаптация первоклассников

          Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане. Нарушение процесса адаптации сказываются на становлении ученика как субъекта учебной деятельности в целом. Работа психологом в школе и детском саду вывела меня на проблему, стоящую перед образовательными учреждениями нашей страны - проблему преемственности между дошкольным и начальным образованием. Численность детей, посещающих дошкольные учреждения, с каждым годом снижается по ряду причин, что привело к возникновению трудностей и проблем при их подготовке к обучению в школе.

       Семейное воспитание не всегда в состоянии компенсировать отсутствие общественного дошкольного образования.

      Обучение ребенка в начальной школе – первая и очень значимая ступень в его детстве. К сожалению, не всегда опыт учебной деятельности на этом этапе способствует позитивному восприятию ребенком установок и правил школьной жизни. Нереализованные ожидания, связанные с учебой, трудности общения с учителем или сверстниками, нарастание волевого или нервного напряжения в ходе обучения – эти и многие другие факторы, к которым еще в начальной школе

                                                  В период адаптации детей к школе психологами нашего центра часто используется проективные, рисуночные методики, например, «Я в школе». С их помощью можно узнать об отношении первоклассников к школе, к учителям, к своим одноклассникам. Для детей рисунок – это не столько изобразительное искусство, сколько способ выражения своих чувств и эмоций.

ребенок оказывается не совсем готов, могут способствовать формированию у него повышенной тревожности и негативных установок к дальнейшему школьному обучению.

  Общения с учителем или сверстниками, нарастание волевого или нервного напряжения в ходе обучения – эти и многие другие факторы, к которым еще в начальной школе ребенок оказывается не совсем готов, могут способствовать формированию у него повышенной тревожности и негативных установок к дальнейшему школьному обучению.

     Чем больше факторы дезадаптации (интеллектуального,  личностного, социального характера) проявляются у ребенка в начальной школе, тем сложнее будет его переход на другую ступень обучения. Эти факторы побудили нас -   педагогов, психологов выстроить эффективную систему психолого – педагогического сопровождения адаптации первоклассников, которая дает позитивные  результаты.

     Представленный опыт может быть полезен, педагогом, если они работают в этом направлении.

Педагогам начальной школы

      Адаптация ребенка к школе – довольно длительный процесс. Не день, не неделя требуются для того, чтобы маленький ученик освоился в школе по-настоящему. Главная роль в создании благоприятного психологического климата в классе, несомненно, принадлежит вам  - педагогу начальной школы. Именно  от вашей деятельности в период адаптации маленьких школьников будет зависеть желание ребенка ходить в школу,  его дальнейшее стремление получать знания. В первые недели учебы в 1 классе важно создать для ребенка ситуации успеха на уроке, во время перемены, во внешкольной деятельности, в общении с одноклас­сниками.

       Адаптация ребенка к школе – довольно длительный процесс. Не день, не неделя требуются для того, чтобы маленький ученик

освоился в школе по-настоящему. Главная роль в создании благоприятного психологического климата в классе, несомненно, принадлежит вам  - педагогу начальной школы. Именно  от вашей деятельности в период адаптации маленьких школьников будет зависеть желание ребенка ходить в школу,  его дальнейшее стремление получать знания.

Психологическому сопровождению адаптации к школе способствует проведение таких мероприятий, как «Неделя психологии в начальной школе» В первые недели учебы в 1 классе важно создать для ребенка ситуации успеха на уроке, во время перемены, во внешкольной деятельности, в общении с одноклас­сниками.

 

Родителям первоклассников на заметку

                  Первые месяцы учебы могут стать стрессом для Вашего первоклассника, ведь весь его ритм жизни изменится коренным образом. Вместо привычной игры основным видом деятельности становится учеба. Он познакомится и научится общаться с новым коллективом детей и учителей. Малыш должен научиться концентрировать свое внимание на протяжении урока. Все это воздействует на ребенка. Он может стать раздражительным, плаксивым, начать жаловаться на утомляемость и головные боли. Иногда дети не хотят больше посещать школу. Именно поэтому внимание родителей в эти месяцы так необходимо маленькому первокласснику. Что могут сделать родители, чтобы адаптация первоклассника  к школе прошла максимально безболезненно для всех, а прежде всего для самого ребенка?

   1.Важно сохранять приподнятое эмоциональное состояние ребенка. Создавайте положительный образ учебы в его сознании, это позволит ребенку стараться учиться хорошо.

2. Будьте внимательны, нельзя пропустить тревожные симптомы дезадаптации. Такой диагноз ставят ученикам с плохой успеваемостью и поведением. Но часто бывает, тому находятся индивидуальные причины: конфликты в семье, состояние здоровья, социально-культурные факторы. Ребенок, который страдает от дезадаптации, может проявлять себя по-разному: иногда, довольно агрессивно, а, иногда, наоборот очень тихо (на уроках не видно, не активен, с одноклассниками не общается, жалуется на страх и плохое настроение).

3. Темпы адаптации индивидуальны, но родители помогут своему малышу, если будут его хвалить, поддерживать, помогать, формируя у него адекватную самооценку. Ребенок должен быть уверен  в Вашей любви и поддержке не зависимо от полученной оценки и успехов, что Вы его любите таким, какой он есть.

   Успехов Вам, уважаемые родители!

 
Проблемы адаптации пятиклассников.

       Начало пятого клас­са — сложный период, и не только для ребенка, но и для учителей, и для родителей. Проблем много, и они не ограни­чиваются рамками учебного процесса, но связаны и с орга­низацией жизни в школе в целом. И хотя каждая школа — сложный и своеобразный «организм», но многие трудности, переживаемые учениками в этот период, похожи. Каждый год специалистами нашего центра, проводится анкетирование пятиклассников, направленное на выявление проблем, связанных с переходом в среднюю школу. Так, в боль­шинстве случаев сами пятиклассники указывают, что в шко­ле стало сложнее, потому что:

  1. очень много разных учителей (их надо запомнить, привыкнуть к требованиям каждого);
  2. непривычное расписание (новый режим);
  3. много новых кабинетов, которые неизвестно как рас­положены (или даже новое здание средней школы);
  4. новые дети в классе (или я сам в новом классе);
  5. новый классный руководитель;
  6. в средней школе мы снова — самые маленькие, а в начальной были уже большими;
  7. проблемы со старшеклассниками

   Для современного пятиклассника, приходящего в школу первого сентября, зачастую все оказывается новым: учителя, иногда и одноклассники, и даже обучение — предметное.

Успешность адаптации младшего подростка зависит не толь­ко от интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях.

   По данным психологов ситуация адаптации вызывает у мно­гих пятиклассников повышенную тревожность, как школьную, так и личностную, а зачастую и появление страхов. Напри­мер, усиливается страх не соответствовать ожиданиям окру­жающих, который в этом возрасте, как правило, сильнее, чем страх самовыражения. Для ребенка младшего подросткового возраста чрезвычайно важно мнение других людей о нем и о его поступках, особенно мнение одноклассников и учителей. Постоянный страх не соответствовать ожиданиям окружаю­щих приводит к тому, что и способный ребенок не проявляет в должной мере свои возможности. Дети очень спо­собные живут в быстром ритме, увлекаются шахматами, ан­глийским языком, информатикой, и может быть, поэтому физиологическая сопротивляемость стрессу у них низкая.

   Трудности и страхи в отношениях с учителями испытывают от трети до половины всего числа пятиклассников.

Серьезной проблемой для пятиклассника является и смена классного руководителя. Ведь при переходе из младшей в среднюю школу дети особо нуждаются в

установлении адек­ватных отношений с педагогами. Принятие классных и школь­ных социальных и этических норм, формирование умения соблюдать их происходит у детей также с помощью классно­го руководителя. У некоторых детей появляются сложности в организации школьной жизни, нередко ребята просто не­достаточно информированы: не знают требований учителей, не очень хорошо ориентируются в здании школы. В этом слу­чае для них также очень важна поддержка классного руко­водителя. Компетентность классного руководителя в вопро­сах жизнедеятельности класса, его эмоциональное отношение к учащимся, к своим обязанностям, умение налаживать кон­такт и общаться с детьми — одно из главных условий успеш­ной адаптации детей.

Проблемы привыкания, приспособления неизбежно возника­ют у детей (в той или иной степени) в первые месяцы обуче­ния как в начальной, так и в средней, и в старшей школе. Каждый такой переходный период обладает своей специфи­кой, связанной в первую очередь с психологическим своеоб­разием возраста.

    Педагогам по сопровождению адаптации пятиклассников:
  • Старайтесь создавать на уроках и внеурочное время атмосферу психологической безопасности, доброжелательности, принятия.
  • Учитывайте трудности адаптационного периода, возрастные особенности пятиклассников в выборе терминологии, подборе методических приемов.
  • Не перегружайте учеников излишними по объему домашними заданиями, дозируйте их с учетом уровня подготовки ученика, гигиенических требований возраста.
  • Следите за темпом урока — высокий темп мешает многим детям усваивать материал.
  • Учитывайте индивидуальные психологические особенности ребенка: динамику умственной работоспособности в течение дня, недели, темперамент и связанные с ним «врабатываемость», темп деятельности, переключение, особенности внимания, двигательная активность. Проводите на уроках физкультминутки.
  • На заседаниях МО, классных и общешкольных совещаниях следует выработать единые требования к учащимся и их учебной деятельности (соблюдайте единый орфографический режим, критерии оценок).
  • Необходимо заранее сообщить ученикам критерии оценки качества знаний по Вашему предмету, например, в начале урока.
  • Никогда не используйте оценку как средство наказания ученика.
  • При выставлении оценок учитывайте личностные особенности и достижения каждого ребенка. Оценка достижений должна быть ориентацией на успех, способствовать развитию мотивации к учению, а не ее снижению.
  • Чаще используйте эмоциональную поддержку.
  •  Замечайте положительную динамику в   развитии отдельно взятого ученика.
  •   Ни в коем случае не сравнивайте детей друг с другом. Эффективнее сравнивать поведение ребенка до и после.
  • Старайтесь использовать разнообразные формы работы на уроке (в группах, в парах, индивидуально).
  • Создавайте ситуации успеха на уроках, чтобы дети не боялись у Вас отвечать и поверили в себя и свои силы.
  •  Вызывайте детей к доске по именам и только в хорошем расположении духа.
  • Не используйте вызов к доске или письменную проверку знаний как средство поддержания дисциплины.
  • Вызывая к доске, сначала проговорите задание, а потом приглашайте ребёнка. Это позволит ребенку сосредоточиться, успокоиться и спланировать ответ.
  • Вызвав учащегося к доске, не торопите его, дайте ему высказаться, не сбивайте замечаниями, не имеющими отношения к объясняемому материалу.
  • Вызвав ребёнка к доске и дав ему, задание для выполнения - отойдите, не «стойте над душой», не смущайте ребёнка своей непосредственной близостью к нему.
  • Когда ребёнок отвечает у доски, избегайте телесного контакта с ребёнком (погладить по голове или руке) - это сбивает их с мысли и не даёт сосредоточиться.
  • Если ребёнок допустил ошибку, вызовите ему на помощь кого-нибудь из одноклассников - вдвоём у доски веселее.
  • Пресекайте попытки других детей посмеяться над неудачным ответом одноклассника.
  • Развивайте навыки самоконтроля учащихся, умение оценивать свою работу и работу класса. Не бойтесь признать свои ошибки. Постоянно анализируйте все плюсы и минусы в своей работе.
Рекомендации школьного психолога родителям Среди трудностей школьной жизни пятиклассников в роди­тельских анкетах наиболее часто указываются:
  1. возросший темп работы: дети, не умеющие быстро писать, не успевают конспектировать;
  2. возросший объем работы, как на                           уроке, так и дома;
  3. новые,   непривычные   требования   к   оформлению работ.
  4. необходимость самостоятельно находить дополни­тельную литературу и работать с ней.
В свою очередь, родители, принуждая детей работать на «оценку», все больше провоцируют школьные страхи, связанные у детей с неуверенностью в своих силах, тревогой по поводу нега­тивных оценок или их ожидания. Родителям необходимо: • Научить ребенка организовывать свой труд (вести дневник, планировать выполнение домашнего задания, подготовить рабочее место, собрать все необходимое для школы). •Создать необходимые условия для полноценного отдыха ребенка в свободное от учебы время (посещение бассейна, спортивных площадок, прогулки на свежем воздухе и т. д.)
  •   Верить в своего ребенка, опираться не его реальные возможности, обеспечить ему эмоциональный комфорт дома.
Психологические часы в начале учебного года помогают пятиклассникам быстрее адаптироваться к новым условиям в средней школе. Выпуск подготовили: педагог – психолог Белова И. В., педагог - психолог Коробкова О. В., социальный педагог Степанова С. А., социальный педагог Сиянко Т. В., социальный педагог  Мукаева Ю. Ф.

Юридический адрес: 446290, Самарская область, Большечерниговский район, село Большая Черниговка, ул. Озерная, д. 33

контактный телефон - (84672) 2-28-35.

E-mail: psihologiecheski@mail.ru

Официальный сайт: http://cpmss-bch.ucoz.ru

2014 год.

           

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *