Работа с одаренными детьми

prosto_kartinka-esli_ponadobitsja_1

Психологические рекомендации родителям

Родителям необходимо стремиться развить в своих детях, тем более одаренных, такие важные личностные качества, как:

  • Уверенность, базирующуюся на самоценности;
  • Естественное отношение, понимание достоинств и недостатков в себе самом и в других людях;
  • Естественное отношение, понимание достоинств и недостатков в себе самом и в других людях;
  • Интеллектуальную любознательность и готовность к исследовательскому риску;
  • Уважение к таким личностным качествам, которые не имеют жесткой связи с высоким интеллектуальным развитием (доброте, честности, дружелюбию, сопереживанию, терпению, толерантности, душевному мужеству и др.);
  • Готовность нести ответственность за свои поступки и стремление опираться на собственные силы (самостоятельность);
  • Умение помогать другим, находить общий язык и радость, в общении с людьми всех возрастов, социальных, экономических и образовательных уровней, национальных и расовых принадлежностей.

Полезные советы педагогам и родителям

Постарайтесь следовать перечисленным ниже советам в общении с ребенком, который развивается и открывает себя:

  1. Проанализируйте вашу собственную систему ценностей в отношении воспитания детей. Способствует ли она реализации личности и одаренности в обществе?
  2. Будьте честными. Все дети чувствительны ко лжи, а к одаренным детям это относится в большей степени.
  3. Не забывайте анализировать и оценивать уровень развития ребенка. Имейте в виду, что речевой обмен даже с очень развитым ребенком (особенно дошкольного и младшего школьного возраста) не является единственным или наиболее эффективным путем к взаимопониманию.
  4. Старайтесь избегать длинных объяснений или бесед. Они не приносят должного эффекта и навевают скуку.
  5. Постарайтесь не пропустить произошедшие изменения в ребенке. Они могут выражаться в неординарных вопросах, в поведении. Некоторые из них могут являться признаками проявления задатков, способностей, одаренности.
  6. Уважайте в ребенке индивидуальность.
  7. Не стремитесь проецировать на ребенка собственные интересы и увлечения, поскольку Ваш ребенок обладает такой же неповторимой индивидуальностью, как и Вы.

Правила гармоничных отношений с ребёнком

  • Ваш малыш ни в чем не виноват перед вами. Ни в том, что создал вам дополнительные трудности. Ни в том, что не оправдал ваши ожидания. И вы не вправе требовать, чтобы он разрешил эти проблемы. В общении с ребёнком – используйте принцип – безусловное принятие. Любите ребёнка не за то, что он красивый, умный, способный, помощник, а просто за то, что он есть!
  • Ваш ребенок - не ваша собственность, а самостоятельный человек. Вы можете лишь помочь ему выбрать жизненный путь, изучив его способности и интересы и создав условия для их реализации.
  • Ваш ребенок не всегда является послушным и милым. Его упрямство и капризы неизбежны, но Вы вправе выражать недовольство отдельными действиями ребёнка, но не ребёнком в целом. Когда Вы говорите о своих чувствах ребёнку, ГОВОРИТЕ ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА. Сообщите О СЕБЕ, О СВОЁМ ПЕРЕЖИВАНИИ, а не о поведении ребёнка. Используйте «Я сообщение» (например): Мне трудно собраться с мыслями, когда телевизор работает на полную громкость, и я всё время отвлекаюсь.
  • Во многих капризах и шалостях малыша повинны близкие взрослые. Потому что вовремя не поняли его. Устанавливая определённые требования по отношению к ребёнку – соизмеряйте собственные ожидания с возможностями ребёнка. Не требуйте от него того, что он попросту не может вам дать - в силу особенностей возраста или характера.
  • Даже в самой тупиковой на Ваш взгляд ситуации не применяйте физические наказания. Они не только унижают, но и ожесточают ребёнка. Они не созидают, а разрушают отношения с ребёнком.
  • Несомненно, есть правила, которым дети должны следовать и выполнять. Правила поведения делают жизнь ребёнка понятной и предсказуемой, создают чувство безопасности. Найти путь к бесконфликтной дисциплине помогут несколько правил: правила обязательно должны быть в жизни каждого ребёнка, но их не должно быть слишком много и они должны быть гибкими. Важно, чтобы правила были согласованы взрослыми между собой. (Например: недопустимо, чтобы мама говорила одно,  папа – другое).
  • Не делайте наказание чрезмерным, оно- сигнал о важности нарушенного наказания.
  • И напоследок: всегда верьте в то, что хорошее есть в вашем малыше. И сохраните оптимизм во всех педагогических невзгодах, ведь главная воспитательная сила взрослого – в его авторитете (правильный образ жизни, умение грамотно и бесконфликтно общаться). В КАЖДОМ РЕБЁНКЕ СОЛНЦЕ!
                 

Краткие рекомендации для подготовки ребёнка к школе

  1. для развития мыслительных операций: анализа, синтеза, обобщения, классификации можно использовать дидактические игры, упражнения.
Например: «4 лишний» - выложите картинки с предметами (чайник, ложка, ножик, мишка) – спросите ребёнка, что лишнее и как можно назвать остальные предметы одним словом.
  1. Для развития свойств слуховой памяти можно использовать игры, упражнения, задания для развития: запоминание стихов, воспроизведение прочитанного или услышанного.
  2. Для развития зрительной памяти используйте игры, в которых нужно запоминать последовательность предметов. Например: выложите в ряд 5-8 карточек в любом порядке. Дайте ребёнку посмотреть 5-8 секунд. Закройте их листом бумаги. Попросите ребёнка рассказать, что нарисовано на картинках.
  3. С целью развития свойств и видов внимания можно рассматривать картины вместе с детьми, пересказывая, какие предметы на них нарисованы; дидактические игры.
А также упражнения:
  1. Положительное эмоциональное отношение к школе можно формировать через рассказывание, просмотр фильмов о школе, рассматривание картин о школе, игра «расскажи про школу». Побеседуйте с ребёнком о том, почему нужно идут в школу (учиться читать и писать, чтобы много знать, в будущем найти хорошую работу и т.д.), что дети берут в школу. А главное, объясните ребёнку, что если он чему-то ещё не научился, то в школе у него обязательно всё получиться, потому что в школе детей учат, и необязательно всё уметь заранее (читать, писать, считать). (Как дети учатся?, Где дети занимаются спортом, где едят, занимаются спортом, Что берут с собой на уроки).
  2. Подобрать упражнения, задания направленные на развитие умения подчинять свои действия определенным правилам.
  3. Для развития мелкой моторики – подойдут графические диктанты, картинки, где нужно обводить контур предметов, штриховать, раскрашивать в определённой последовательности).