В рамках реализации Нацпроекта "Образование" , с 18.11.2024 по 22.11.2024 состоялись курсы повышения квалификации по программе «Особенности оказания психологической помощи обучающимся, пережившим насилие» Читали курс: Татьяна Владимировна Харитонова, к.псх.н, доцент, зав. кафедрой социально-гуманитарных наук РСПЦ, Татьяна Николаевна Клюева, к.псх.н., директор РСПЦ, доцент кафедры. Педагогов –психологов учили осуществлять работу: со случаями жестокого обращения с ребенком в семьеи ОО; по профилактике, предотвращению буллинга и оказанию помощи жертвам буллинга; по оказанию психолого-педагогической помощи детям, пережившим насилие, на основе научно обоснованных походов. Преподаватели коснулись проблем насилия над детьми, истории и современности, системы борьбы с насилием по отношению к детям в сфере Российского законодательства,рассказали о стандартах и принципах, касающихся искоренения насилия в отношении детей,коснулись темы насилия в образовательных учреждениях,буллинга, кибербуллинга,остановились на профилактических и коррекционных подходах. Рассказали об эффективности программ, посвящённых работе с буллингом, теоретических подходов, лежащих в основе анти-буллинговых программ и признанных эффективными. Познакомили с практиками социальной, психологической, педагогической помощи детям, пережившим насилие. Были проведены практические занятия. Курс был очень интересным и насыщенным.
В рамках реализации Нацпроекта "Образование" , 22 ноября 2024 г. в ГБОУ СОШ "ОЦ" им. С.С. Заруднева с. Августовка, был проведён круглый стол с учащимися 8- 11 класса на темы : "Проблемное поведение подростков. Каковы причины. Как правильно сказать "Нет", чтобы не прослыть слабаком". Специалисты ГБУ ЦППМСП м.р. Большечерниговский познакомили школьников с подростковым периодом, каковы причины проблемного поведения подростков. Подросткам были даны ряд рекомендаций по правилам уверенного отказа от употребления психоактивных веществ : 1.Если хотите в чем- либо отказать человеку, чётко и однозначно скажите ему "НЕТ".Объясните причину отказа, но не извиняйтесь слишком долго. 2. Отвечайте без паузы - так быстро , как только это вообще возможно. 3.Настаивайте на том, чтобы с вами говорили честно и откровенно. 4. Попросите объяснить, почему вас просят сделать то, чего вы делать не хотите. 5. Смотрите на человека, с которым говорите. Наблюдайте, есть ли в его поведении какие- либо признаки неуверенности к себе. Следите за его позой, жестами, мимикой( дрожащие руки, бегающие глаза, дрожащий голос и т.д.) 6. Не оскорбляйте и не будьте агрессивными. Подростковый возраст , сложный период. Это период, когда школьники - ещё не взрослые, но уже не дети. В это время происходят конфликтные ситуации со взрослыми, сверстниками. Важно найти выход из сложных ситуаций в общении с близкими людьми, психологами, учителями. Не поддаваться пагубному влиянию сверстников - начать употреблять психоактивные вещества, а уверенно сказать "НЕТ". Нужно помнить : вы - не одни!
20 ноября отмечается Всемирный День защиты прав ребенка. Дата 20 ноября выбрана не случайно. Она известна тем, что именно этого числа в 1959 году Генеральная Ассамблея приняла Декларацию прав ребенка. Декларация прав ребенка провозглашала равные права детей в области воспитания, образования, духовного и физического развития, социального обеспечения независимо от национальности, цвета кожи, имущественного положения, общественного происхождения и др. Целью мероприятий стало повышение правовой грамотности подростков и формирование у них четкого представления о том, как важно соблюдать законы и избегать правонарушений. Педагоги рассказали учащимся о правовых нормах, которые регулируют поведение в обществе, поговорили о конфликтах и их последствиях и подытожили, что права и свободы граждан могут быть реализованы только при условии соблюдения закона. В ходе встречи подростки обсуждали примеры различных ситуаций, связанных с правонарушениями, конфликтами, разбирали их с правовой точки зрения. Особое внимание было уделено последствиям, которые могут возникнуть в случае нарушения закона, а также значению правопослушного поведения в личной и общественной жизни. Уделили внимание и вопросам работы детей в школьной службе примирения. В СП района тоже были проведены игровые занятия с воспитанниками на развитие навыков жизнестойкости, формирование у дошкольников понимания разнообразия эмоций человека, умения демонстрировать свои эмоции и чувства Ребята вместе с педагогами -психологами повторили и показали основные эмоции человека, вспомнили, как проявляются эмоции и чувства.А потом рассказали о своем радостном и веселом настроении, дети нарисовали свое настроение друг другу и поделились им со всеми. В конце занятия ребята взяли с собой с занятия море положительных впечатлений!
В рамках реализации Нацпроекта "Образование" , в школах Большечерниговского района с 18.11.2024 начинается «Неделя психологии». Это комплексное мероприятие включает в себя просветительскую, профилактическую, коррекционную, консультативную и диагностическую деятельность педагога-психолога. Цель: развитие и формирование психологической культуры обучающихся и педагогов школы, содействие сохранению, укреплению психологического здоровья учащихся и педагогов, приобщение к ценностям здорового образа жизни через инновационные технологии. Задачи: Развивающие задачи • Развитие коммуникативных навыков и социально-психологических свойств личности учащихся. • Развитие рефлексии. • Развитие мотивационной сферы. • Развитие и осмысление системы личных жизненных ценностей у учащихся и педагогов. • Расширение представлений о мире человеческих чувств и переживаний. Коррекционные задачи • Решение проблем лидерства и отвержения в классном коллективе. • Формирование важнейших социальных навыков и умений, способности к эмпатии, кооперации, разрешению конфликтов путем сотрудничества. Просветительские и психопрофилактические задачи • Формирование общего настроения оптимистической тональности в школе, настрой на «психологическую волну». • Стимулирование интереса к психологическим знаниям и к деятельности школьного психолога. • Удовлетворение потребности школьников в сильных и целостных эмоциональных переживаниях. Неделя психологии длится 5 дней. Мероприятия в рамках данной недели способствуют формированию благополучного психологического настроя и позитивной мотивации учащихся.
В рамках реализации Нацпроекта "Образование", в ГБОУ ООШ п. Пензено педагог-психолог Ербулатова О. Н. провела знакомство с нейропсихологической игрой "Кулак-ребро-ладонь". Игра направлена на развитие межполушарного взаимодействия, развитие моторики пальцев рук, предпосылки для становления многих психических процессов. Занятия устраняют дезадаптацию в процессе обучения, гармонизируют работу головного мозга. Все упражнения выполняются вместе с детьми, постепенно от занятия к занятию увеличивая время и сложность. Подобные упражнения, такая нейрогимнастика для детей — это комплекс упражнений, который направлен на развитие центров головного мозга, сбалансированное взаимодействие его полушарий. Данный метод тренировки центральной и периферической нервной системы может потребоваться ребенку, у которого наблюдаются признаки рассеянности, проблемы с концентрацией внимания, освоением письма и чтения. Плохое ориентирование в пространстве и нарушения координации движений также могут быть исправлены с помощью нейрогимнастики. Достижение положительного результата по улучшению функций головного мозга, возможно только при условии регулярного выполнения развивающих упражнений. Нейрогимнастическая тренировка может проводиться в домашних условиях, в кабинете детского психолога, в саду, парке или на детской площадке. Главное, чтобы ребенок находился в доброжелательной и благоприятной обстановке.
13 ноября 2024 года в Самаре открыла свою работу 27 научно-практическая конференция «Образование и психологическое здоровье». Научно-практическая конференция организована государственным бюджетным учреждением дополнительного профессионального образования «Региональный социопсихологический центр», который в 2024 году празднует свой 30 -летний юбилей. В рамках областной конференции прошло пленарное заседание, на котором обсуждались актуальные вопросы и перспективы развития психологической службы. На площадке конференции собрались специалисты психологических служб области, ученые, практики, представители органов власти. С приветственными словами к участникам конференции, объединившей на своей площадке специалистов психологических служб, обратились представители министерства образования Самарской области. В их обращениях подчеркивалась важная роль психологов, призванных решать разнообразные и сложные задачи в сфере образования, связанные с обеспечением психологического благополучия детей и всех иных участников образовательных отношений. На пленарном заседании выступила директор РСПЦ Т. Н. Клюева, которая рассказала об истории становления психологической службы Самарской области, точкой отсчета для которой стал далёкий 1994 год, она отметила позитивную роль психологической службы в образовании, зародившейся несколько десятилетий тому назад и утвердившейся сегодня в качестве полноправного звена образовательной практики, рассказала о наиболее актуальных проблемах деятельности педагога-психолога на всех уровнях образования. Также Т.Н сказала о том, что 30 лет работы - немалый срок. За это время сделано немало, но, главное, что все причастные к психологии люди сумели доказать ценность и преимущество отзывчивости и доброты в наше непростое время. Психологи, работающие в системе образования, – это неравнодушные и открытые люди, профессионально грамотные, с ответственной позицией в работе и в жизни. Специалисты службы были отмечены грамотами министерства образования Самарской области, благодарственными письмами РСПЦ. Благодарственное письмо со словами признательности и благодарности коллективу ГБУ ЦППМСП м.р.Большечерниговский получила и директор Т.В. Шубина за многолетнее профессиональное сотрудничество в сфере развития психологической службы системы образования Самарской области. Также в рамках конференции участники обсуждали актуализацию Концепции развития психолого-педагогической помощи до 2030 года, профессионального стандарта “Педагог-психолог”, психологического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, экстренной и кризисной психологической помощи, совершенствования системы подготовки педагогов-психологов и др. 14 ноября педагоги –психологи ГБУ ЦППМСП м.р.Большечерниговский продолжают участие в конференции уже в работе секций.
Дошкольное детство-это важный период в жизни ребёнка. Именно в этот период идёт разностороннее развитие ребёнка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Нетрадиционная техника "Пластилинография" является доступным видом деятельности детей дошкольного возраста. В рамках реализации Нацпроекта "Образование" , педагог-психолог ГБУ ЦППМСП м.р.Большечерниговский Коробкова О.В. использует в своей работе технику пластилинографии. Пластилин-это отличный материал для развития творческих навыков и моторики у детей. Создание поделок из пластилина помогает развивать воображение, мелкую моторику, координацию движения и концентрацию внимания у детей. Создание поделок из пластилина помогает развивать воображение, мелкую моторику, координацию движения и концентрацию внимания у детей.
В рамках реализации Нацпроекта "Образование" , 7 ноября педагог-психолог провела с детьми старшей группы мероприятие на тему «Моя семья» с целью формирования у воспитанников представлений о семье и ее членах, их обязанностях и взаимоотношениях. Дети, рассуждали зачем человеку семья? Какая главная обязанность семьи? Ребята поиграли в игры: «Обязанности членов семьи», «Запрещается - разрешается». Потом дошкольники вместе с педагогом подвели итог занятия - у всех членов семьи есть обязанности, все в семье должны любить, уважать и помогать друг другу.
В рамках реализации Нацпроекта "Образование" , 1 ноября 2024 г. в ГБОУ СОШ №2 "ОЦ" им. Г.А. Смолякова с. Б Черниговка, было проведёно совещание на тему: "Рекомендации специалистов ГБУ ЦППМСП советникам директоров по воспитанию в работе с детьми группы риска, инофонами", для советников директора по воспитанию из школ Большечерниговского и Большеглушицкого районов. Специалисты ГБУ ЦППМСП м.р. Большечерниговский познакомили советников директоров по воспитанию с тем, кто такой педагог- психолог, каковы его обязанности, чем педагог- психолог может помочь ребёнку. Далее были даны рекомендации по работе с детьми "группы риска" и детьми инофонами. В нашем обществе нет " трудных" детей , есть дети, которым трудно адаптироваться в современном мире. Советникам директоров по воспитанию были даны ряд рекомендаций : 1. Проводить профилактическую работу, создавать благоприятный психологический климат между всеми участниками образовательного процесса. 2. Проводить просветительскую работу : делать акцент на профилактику правонарушений, бродяжничества, наркомании, безнадзорности. 3.Работать с семьёй - выявлять семьи, не занимающихся воспитанием своих детей, асоциальных семей. 4. Индивидуальная работа- реализация индивидуального плана по улучшению жизненных ситуаций несовершеннолетних. 5. Работа с классным коллективом - с детьми, написавших СПТ с высокой степенью риска вовлечения в зависимое поведение. Работать над формированием и развитием классного коллектива, профилактика асоциальных типов отношений между детьми, пропаганда и включение коллектива школьников в активную общественно - полезную деятельность. Также дали рекомендации в работе с детьми - инофонами. Вот несколько рекомендаций, чтобы уже на старте ребёнок из семьи мигрантов мог чувствовать себя более комфортно:пользоваться специальными приёмами для привлечения внимания во время беседы,соблюдать дистанцию между говорящими: не во всех культурах принят близкий контакт,избегать слов, которые усиливают расовые и этнические стереотипы,не следует забывать, что для различных культур одни и те же предметы, символы, поступки могут иметь разные значения. Закончилось мероприятие словами Гёте: "Учатся у тех, кого любят". Чтобы изменять других их надо любить. И помните "Нет трудных детей, есть дети, которым трудно".
В рамках реализации Нацпроекта "Образование", в ГБОУ ООШ п. Пензено было проведено диагностическое исследование первоклассников педагогом - психологом Ербулатовой О.Н. Поступление ребенка в школу ведет к смене его социальной роли и ведущего типа деятельности. От того, насколько быстро и полноценно ребенок интегрируется в образовательный процесс, зависит его социальный и интеллектуальный статус в дальнейшем. Поэтому данный процесс нельзя оставлять вне пристального внимания педагогов, психолога и родителей. Существуют различные методики диагностики адаптации первоклассников к школе, позволяющих определить успешность прохождения этого процесса. Школа ставит перед ребенком большое количество новых задач, которые требуют мобилизации его физических и интеллектуальных сил. Первокласснику необходимо привыкнуть к новым условиям, возникшим в его жизни, подстроиться под них. Речь идет об адаптации к школе— самом напряженном периоде в первый год обучения. Она происходит на социальном, физиологическом и психологическом уровне. Период адаптации у каждого ребенка происходит индивидуально. Его сроки могут колебаться от трех недель до полугода. Важно следить за динамикой процесса адаптации, выявлять причины намечающейся дезадаптации и проводить необходимую коррекцию выявленных отклонений в ходе «подстраивания» первоклассника к школьной жизни . Главная цель диагностики заключается в определении детей, которые испытывают трудности в адаптации и нуждаются в профессиональной помощи. По результатам проведенного исследования были определены индивидуальные траектории развития школьников и разработаны рекомендации для педагогов и родителей по оказанию поддержки детям в процессе их школьной адаптации.