Синдром бродяжничества у детей

Наступает лето, а это- время приключений для детей любого возраста. Приключения Тома Сойера и его приятеля Гека Финна, описанные Марком Твеном, воспринимаются юными читателями с неизменной симпатией и большим увлечением. Многие дети любят путешествовать с героями-сорванцами по далекой Миссисипи на страницах любимой книги. Но одно дело — романтические приключения вымышленных героев, и совсем другое — когда реальные дети начинают следовать примеру литературных персонажей и покидают родительский дом, отправляясь скитаться по улицам. К счастью, уход ребенка из дома — явление не слишком частое. Но, тем не менее, случаи, когда дети убегают от родителей, время от времени встречаются. Наиболее ярко феномен ухода детей из дома проявляется в дромомании. Психиатры описывают это расстройство как одержимость, страстное влечение к пути. Это расстройство психики может быть связано с заболеваниями головного мозга, ушибами, сотрясениями, однако оно не является самостоятельным нарушением психики. Дромомания обычно является отражением таких заболеваний, как истерия, эпилепсия, шизофрения, поэтому устранить страсть ребенка к бродяжничеству в этом случае можно только специальным лечением, назначенным психиатром. Но ведь уходят из дома и нормальные дети, не страдающие никакими расстройствами психики. Попробуем найти причины, объясняющие такое поведение ребенка. Иногда мотивом к уходу из дома служит потребность в новых впечатлениях, ярких эмоциях, так называемом сенсорном голоде. Ребенку может наскучить однообразие его жизни в стенах дома, поэтому он решается на поиск приключений, отправляется в далекие страны, которые знакомы ему по фильмам или книгам. До семилетнего возраста, как правило, малыши по собственной воле не уходят из дома. Они еще слишком малы и зависимы от родителей. Если ребенок до семи лет оказался на улице, то, скорее всего, он просто потерялся, поэтому сложившаяся ситуация его совсем не радует. К моменту поступления в школу его психологическая связь с родителями несколько ослабевает, он становится более независимым, поэтому побег из дома уже представляется возможным. Причиной, побуждающей уйти из дома, может стать сочетание воспитательной ситуации с личностными качествами ребенка. Довольно часто родители имеют неправильное представление о реальном складе личности своего малыша, поэтому допускают серьезные ошибки в его воспитании. Если у ребенка есть склонность к бродяжничеству, то у него наблюдается сочетание повышенной общительности и заниженного чувства социальной дистанции. Такие дети, оказавшись в обществе незнакомых людей, не испытывают чувства тревоги. Им легко общаться с взрослыми людьми, они могут без проблем обратиться к любому человеку, поэтому, оказавшись на улице, быстро учатся попрошайничать и врать. Последствия такого поведения, как правило, довольно печальные. Еще один распространенный повод для побега из дома — уход в знак протеста. Чаще всего так поступают подростки в возрасте 10-13 лет. Непосредственной причиной к уходу может послужить неблагоприятный климат в семье. В этот период происходит формирование личности, поэтому окружающая обстановка имеет большое значение. Любые семейные неурядицы, ссоры родителей, конфликты воспринимаются в этот период особо остро. Дети убегают не только из неблагополучных семей. Нередки случаи, когда ребенок уходит из нормальной, приличной семьи, не отягощенной нищетой или алкоголизмом. Причиной этому могут служить завышенные требования со стороны родителей, их неправильная позиция по отношению к проблемам и трудностям ребенка. Оказавшись на улице, предоставленный самому себе, такой ребенок быстро и легко попадает под чужое влияние и зачастую втягивается в незаконные действия. Но даже если ребенок, побывав на улице, не совершил преступления, то уход все равно оставляет свои пагубные последствия. Бытует мнение, что от хороших родителей дети не убегают. По всей видимости, это действительно так. Хорошие родители способны наладить свои отношения с ребенком таким образом, чтобы оградить его от подобных разочарований и обеспечить ему счастливое детство.  

Типы уходов

  Каждый побег ребенка из дома преследует различные цели. Довольно часто побеги происходят в связи с девиантным поведением или с неустойчивым типом психопатии у ребенка.
  1. Уходы вследствие гипоопеки, ненадлежащего надзора со стороны родителей и педагогов.
 
  1. Уходы из дома в поисках развлечений и удовольствий
 
  1. Уходы в качестве протеста на слишком высокие требования со стороны педагогов или родителей.
 
  1. Уходы как знак протеста на недостаток внимания со стороны родных.
 
  1. Уходы, мотивированные комплексами, страхами, тревогами, мнительностью у робких и застенчивых детей, например, страхом перед наказанием за какой-либо проступок.
 
  1. Специфически-пубертатный уход, детский побег, мотивированный возрастной мечтательностью, фантазерством, романтизмом.
 
  1. Уход из дома как избавление от гиперопеки родителей и педагогов.
 
  1. Уход из дома в связи с жестоким обращением с ребенком со стороны сверстников.
 
  1. Уход из дома из-за немотивированного желания, мании к смене обстановки, сопровождаемой скукой и тоской.
У родителей постоянно возникают вопросы: как правильно воспитывать ребенка. Чаще прислушивайтесь к своим детям, и, может, вы их услышите и поймете. Итак, ребенок, которому надоело постоянное притеснение, собирает вещи и уходит из Итак, что же делать, если ребенок все же собрал вещи и ушел из дома? В первую очередь, постарайтесь вспомнить, о чем в последнее время он говорил. Возможно, вам удастся найти зацепку и понять, куда он отправился. Обзвоните друзей, одноклассников, возможно, он решил пересидеть некоторое время у них. Причем разговаривать следует не только с детьми, но и с их родителями. Пригодится любая информация. Проверьте все дома, не пропали ли деньги или ценности. Выясните, что ваш ребенок взял с собой. Эта информация подскажет вам его намерения Позвоните в отделение милиции. Может быть, вашего ребенка задержали, а он не может или не хочет давать о себе контактную информацию. Если эти действия не принесли результата, то пишите заявление в милицию, чтобы они занялись поиском. Возьмите с собой необходимые документы и фотографии вашего ребенка. Продолжайте обзванивать знакомых, беседуйте с друзьями ребенка, скорее всего, кто-то из них что-то знает, просто не хочет говорить. Найдя ребенка, не накидывайтесь на него с расспросами. Дайте ему прийти в себя. Скорее всего, он сам сильно перенервничал, испугался. Чуть позже поговорите с ним на эту тему. Выясните причины его поступка и постарайтесь прийти к взаимопониманию. Социальный педагог                                 Т.В. Шубина

15 советов психолога старшекласснику, сдающему ЕГЭ

Ты не можешь изменить реальность, но можешь изменить свое отношение к ней. Экзамен – это важный этап в твоей жизни, но не последний! Обсуди с родителями, что будет после экзамена. Пойми, катастрофы не произойдет, каков бы ни был результат испытаний. В процессе непосредственной подготовки к экзамену задействуй разные виды памяти: зрительную (чтение), слуховую (чтение вслух или запись на аудио), моторную (переписывание материала). Пиши шпаргалки! Это очень полезный психологический ритуал, так как не только активизирует механическую память, но и дают чувство защиты. Проиграй несколько раз ситуацию экзамена дома (с часами и бланками для ответов). Главное перед экзаменом – выспаться! Не стоит принимать перед экзаменом сильнодействующие успокоительные средства.   Будь уверен в себе: ты знаешь все, что знаешь. (Кстати, чем больше ты знаешь, тем больше волнуешься – это доказано психологами!). Если у тебя есть маленький талисманчик, возьми его с собой. Он тебе поможет. Во время экзамена не воспринимай возникшее волнение как катастрофу. Просто пережди первую растерянность. Прочитай все задания и реши, в какой последовательности ты будешь их выполнять. Помни: лучший способ снять стресс – юмор. Памятка «Психологическое сопровождение ЕГЭ» для участников Как научиться психологически готовить себя к ответственному событию? Предлагаем некоторые рекомендации, которые позволяют успешно справиться с задачей, стоящей перед Вами:
  • Оцени, что больше всего тебя пугает в процедуре ЕГЭ? Составь список тех трудностей, с которыми, по твоему мнению, придется столкнуться. Это поможет разобраться в проблемах и в их осознании тобой;
  • Вспомни, была ли у тебя на предыдущих этапах похожая трудность?
Удавалось ли тебе справиться с ней и как? Что именно помогло справиться? Подумай, что бы ты сделал по-другому. Что именно из этого положительного опыта тебе помогло бы и в этот раз;
  • Осознай, кто мог бы помочь тебе в ситуации подготовки к ЕГЭ: родители, друзья, Интернет, педагоги или еще кто-либо. Проявляй инициативу в общении по поводу предстоящего события;
  • Особое внимание удели организации комфортной домашней обстановки: создай для себя удобное место для занятий, которое стимулировало бы тебя к приобретению знаний;
  • Удели необходимое внимание изучению инструкций по проведению и обработке материалов единого государственного экзамена, что позволит тебе избежать дополнительных трудностей;
  • Если ты испытываешь боязнь или страх по поводу возможной отметки, которая могла бы тебя не удовлетворить, то постарайся понять, что сама по себе эта тревожность может иметь положительный результат, так как помогает повысить активность и саморегуляцию;
  • Используй такие формулы самовнушений:
Я уверенно сдам ЕГЭ. Я уверенно и спокойно справлюсь с заданиями. Я с хорошим результатом пройду все испытания. Я спокойный и выдержанный человек. Я смогу справиться с заданием. Я справлюсь. Я должен сделать то-то и то-то.... Эти самовнушения, повторенные в медленном темпе несколько раз, перед сном, «запишутся» в программирующем аппарате мозга, помогут тебе быть спокойным, уверенным и мобильным. В день перед экзаменом. Советы участникам ЕГЭ. Как настроить себя на успех, быть более собранным и внимательным в день сдачи ЕГЭ - День сдачи ЕГЭ - очень важный для тебя день. У тебя уже есть положительный опыт сдачи экзаменов в прошлом, воспользуйся им. - Осознай то, что ЕГЭ не свалился на тебя, «как снег на голову». Ты прошел достаточную подготовку к нему на предварительном этапе. В этом тебе помогали родные и учителя. - Мобилизуй свое внимание, сконцентрируйся на успешном выполнении всех заданий - это поможет справиться с ситуацией. - Постарайся сразу сосредоточиться после того, как ты получил текст заданий. Не отвлекайся на посторонние раздражители (шорохи, звуки, разговоры). Перечитывай каждый вопрос дважды, убеждаясь, что ты правильно понял то, что от тебя требуется. - Если тебе не сразу удается сосредоточить внимание, ты отвлекаешься и испытываешь тревожность по поводу ситуации. Успокойся, присмотрись – тебя окружают такие же сверстники и учителя, которые так же, как и ты, заинтересованы в успехе. - Сначала пробегись глазами по всем заданиям и начинай с более легких, а сложное оставь на потом. Это поможет тебе быстро включиться в работу и приобрести уверенность в своих возможностях на все время работы. - Не спеши сразу вписывать правильный ответ, еще раз перечитай задание до конца, убеждая, тем самым, себя в верном выборе. Это поможет избежать досадной ошибки. - При выполнении следующего задания старайся отвлечься от предыдущих и сосредоточиться только на новом задании, даже если в прошлых заданиях ты, как тебе кажется, испытал неудачу. - Обязательно рассчитай приблизительное время на выполнение каждого задания, оставив достаточно времени на проверку всех заданий. - Если ты испытываешь серьезные затруднения по поводу решения тех или иных заданий, примени все свои ресурсы, связанные с предыдущим опытом освоения предмета и помни, что тестовые задания рассчитаны на максимальный уровень трудности. Поэтому постарайся набрать максимальное количество баллов по всем легким заданиям, и количество решенных тобой заданий вполне может оказаться достаточным для хорошей оценки. Желаем успехов!__  

Вредные привычки

«Привычка есть привычка, её не выбросишь за окошко, а можно только вежливенько, со ступеньки на ступеньку, свести с лестницы». Марк Твен. У каждого из нас масса привычек. Часто неосознанных. Они абсолютно точно управляют нами и нашей жизнью. Ребята, все вы знаете, что важнейшей потребностью каждого человека в современном обществе является укрепление и сохранение здоровья, хорошего самочувствия и настроения, высокой работоспособности, творческого долголетия. Одно из наиболее эффективных и доступных средств удовлетворения этой потребности – соблюдение здорового образа жизни, отказ от вредных привычек. Привычка - это то, что мы неизменно повторяем изо дня в день, в отличие от наших ошибок, на которых мы учимся. Привычки бывают вредные, дурные, неразумные и порой опасные. Первые привычки берут свои истоки из детства. Самое неприятное в нашей жизни - это плохие привычки Мы знаем. Что они плохие, а зачастую ничего с собой сделать не можем - привыкли! Вредная привычка – это автоматически повторяющееся многое число раз действие, причем действие это вредоносное с точки зрения общественного блага, окружающих или здоровья самого человека, который подпал под кабалу вредной привычки. Вредные привычки бывают, не полезны или прямо вредны. Такие автоматические действия проявляются из-за слабости воли. Если человек не может проявить силу воли, чтобы совершить прогрессивное действие, то он подпадает под силу привычки, которая возвращает его в старую колею, привычное действие. Привычное действие – это и есть привычка. Но, с одной стороны, бывают привычки и манеры хорошие, полезные и, с другой, бывают дурные, или вредные привычки. Полезными привычками мы можем назвать такие, как- соблюдать режим дня,- делать зарядку по утрам,- мыть руки перед едой,- убирать за собой все вещи на место,- чистить каждый день зубы- правильное питаться и т.п. вредную привычку можно рассматривать как болезнь или патологическую зависимость. Но наряду с вредными привычками существуют неполезные действия, которые нельзя рассматривать как болезнь, но которые возникают из-за неуравновешенности нервной системы. К вредным привычкам можно отнести следующие действия: Алкоголизм, Наркомания ,Курение, Игровая зависимость или лудомания, Телевизионная зависимость ,Интернет-зависимость ,Привычка грызть ногти ,Техномания, Привычка грызть карандаш или ручку ,Привычка сплёвывать на пол ,Употребление нецензурных выражений ,Злоупотребление “словами-паразитами” ,Привычка  завидовать  другим ,Недооценивать  себя ,Привычка кому-то подражать ,Привычка опаздывать ,Крайняя болтливость ,Лень и неряшливость Вот только небольшой перечень плохих привычек, которые нам мешают жить и порой создают конфликты. - Давайте охарактеризуем некоторые из них. Алкоголизм – самая распространенная вредная привычка, зачастую превращается в серьезное заболевание, характеризующееся болезненным пристрастием к алкоголю (этиловому спирту), с психической и физической зависимостью от него, сопровождающаяся систематическим потреблением алкогольных напитков несмотря на негативные последствия. Наркомания – хроническое заболевание, вызванное употреблением веществ-наркотиков. Разные наркотики вызывают разную зависимость. Одни наркотики вызывают сильную психологическую зависимость, но не вызывают физической зависимости. Другие же, напротив, вызывают сильную физическую зависимость. Многие наркотики вызывают и физическую, и психологическую зависимость. Курение — вдыхание дыма препаратов, преимущественно растительного происхождения, тлеющих в потоке вдыхаемого воздуха, с целью насыщения организма содержащимися в них активными веществами путём их возгонки и последующего всасывания в лёгких и дыхательных путях. Самый ядовитый - никотин, пары которого проникают в организм и вызывают сначала возбуждение, а затем угнетение центральной нервной системы; суживает кровеносные сосуды, раздражает слизистые оболочки. В больших дозах никотин вызывает судороги и смерть. Только потому, что никотин поступает в организм не сразу, а небольшими дозами, курильщик не получает острого, а подвергается хроническому отравлению. Возникают расстройства пищеварения. Никотин отрицательно влияет на работу сердца – оно быстро изнашивается. Игровая зависимость – предполагаемая форма психологической зависимости, проявляющаяся в навязчивом увлечении видеоиграми и компьютерными играми, а также лудомания – патологическая склонность к азартным играм заключается в частых повторных эпизодах участия в азартных играх, которые доминируют в жизни человека и ведут к снижению социальных, профессиональных, материальных и семейных ценностей, такой человек не уделяет должного внимания своим обязанностям в этих сферах. Телевизионная зависимость. Телевидение стало самым распространенным способом бегства от себя в мир иллюзий. Оно вошло в жизнь практически каждого современного человека, стало привычным спутником его жизни. По статистическим данным в среднем каждый человек примерно по 3 часа в день проводит перед телевизором. Это составляет примерно половину его свободного времени и около 9 лет из жизни каждого. Интернет-зависимость — психическое расстройство, навязчивое желание подключиться к Интернету и болезненная неспособность вовремя отключиться от Интернета. Интернет-зависимость является широко обсуждаемым вопросом, но её статус пока находится на неофициальном уровне, Привычка грызть ногти. Науке до сих пор неизвестно, что заставляет людей грызть ногти. Хотя теорий, пытающихся объяснить, почему люди грызут ногти, немало: от задумчивости до напряжения. Одна из самых распространенных теорий гласит, что привычка грызть ногти появляется на почве стресса. Грызут, чтобы расслабиться, грызут, чтобы лучше думалось, грызут, когда нервничают. Техномания. Желание постоянно обновлять уже имеющиеся телефоны, компьютеры, телевизоры и бытовую технику, покупать все более новые и усовершенствованные модели. Постоянная потребность в приобретении новых моделей телефонов не редкость. Как правило, это оправдывается несколькими новыми функциями, обновленным дизайном меню и т.п. То же самое и по отношению к другой технике. Эта зависимость тоже стала заболеванием, которая ведет к депрессиям, нервным расстройствам в случае, если нет финансовой или какой-либо другой возможности приобрести желаемую вещь. Самые безобидные вредные привычки в этом списке это употребление в речи слов-паразитов, нецензурные выражения, сплевывание на пол и привычка грызть карандаш или ручку. Борьба с вредными привычками - дело, которым должен заняться практически каждый человек (все мы, увы, несовершенны). Основные принципы избавления от непродуктивных схем поведения: отучать себя, замотивировать себя ,самому самоорганизовать себя ,замотивировать других организовать вас, отучать других Существует  «9 заповедей здоровья» четкий режим дня; свежий воздух; больше смеха; физическая активность; правильное питание; не пить, не курить; личная гигиена; любовь к себе и другим; занятия по душе. Но некоторые, жители планеты Земля имеют вредные привычки и ни хотят от них избавляться. Если Вы захотите присоединиться к ним, или уже присоединились, то запомните: Начать легко. Бросить – не тут-то было. Полюбите себя: свой Мозг, свою Печень, свое Сердце – они живые, они страдают, болеют, задыхаются!!! Давайте не будем рабами вредных привычек. Совет прост: “Никогда не курить! Никогда не пить! Никогда не употреблять наркотические и токсические вещества”!

ЧТО ОБЪЕДИНЯЕТ ЛЮДЕЙ

Этажи заботы. Забота скрепляет отношения между людьми. Скрепляет семью, скрепляет дружбу, скрепляет односельчан, жителей одного города, одной страны.

Проследите жизнь человека.

Человек рождается, и первая забота о нем — матери; постепенно (уже через несколько дней) вступает в непосредственную связь с ребенком забота о нем отца (до рождения ребенка забота о нем уже была, но была до известной степени «абстрактной» — к появлению ребенка родители готовились, мечтали о нем).

Чувство заботы о другом появляется очень рано, особенно у девочек. Девочка еще не говорит, но уже пытается заботиться о кукле, нянчит ее. Мальчики, совсем маленькие, любят собирать грибы, ловить рыбу. Ягоды, грибы любят собирать и девочки. И ведь собирают они не только для себя, а на всю семью. Несут домой, заготавливают на зиму.

Постепенно дети становятся объектами все более высокой заботы и сами начинают проявлять заботу настоящую и широкую — не только о семье, но и о школе, куда поместила их забота родительская, о своем селе, городе и стране...

Забота ширится и становится все более альтруистичной. За заботу о себе дети платят заботой о стариках-родителях, когда они уже ничем не могут отплатить за заботу детей. И эта забота о стариках, а потом и о памяти скончавшихся родителей как бы сливается с заботой об исторической памяти семьи и родины в целом.

 

Д.С. Лихачев "Письма о добром и прекрасном"

ВАЖНО!

Уважаемые родители! Южное территориальное управление министерства образования и науки Самарской области сообщает, что с 12 мая обучение детей в школах, техникумах, в учреждениях дополнительного образования будет организовано с применением дистанционных технологий. В детских садах продолжат работать дежурные группы. Как только поступят соответствующие рекомендации от Роспотребнадзора, образовательный процесс будет возобновлен в очной форме. Всю оперативную информацию мы своевременно доведем до образовательных учреждений, родителей и учеников. Берегите себя и своих близких!

Техники для семейной арт-терапии.

Уважаемые родители, в ситуации самоизоляции в семейных взаимоотношениях могут возникать различные проблемы. Для успешного разрешения семейных проблем и вопросов предлагаем вам техники для семейной арт-терапии. Собирайтесь все вместе за общим столом с альбомом, красками, карандашами и продуктивно проводите время с семьей.
1. «Эмоциональные портреты» Мать и отец или муж и жена рисуют «эмоциональные портреты» друг друга. Затем передают рисунки друг другу и исправляют изображения, делая их такими, какими хотели бы себя видеть. Вариант: Создайте реалистический автопортрет и передайте партнеру, чтобы он сделал его таким, каким хотел бы Вас видеть.
2. «Семейный рисунок» Вся семья рисует на большом листе бумаги, а затем обсуждает динамику процесса рисования, отражающую семейные роли и отношения. Варианты: перед началом рисования определяют тему рисунка, создание общего произведения, используя любой материал.
3. «Общие ресурсы» Семья должна создать скульптуру, используя различные материалы, такие, как картон, клей, пастель, краска, разноцветная бумага и т. д. Однако число листов бумаги или картона должно быть меньше числа участвующих для того, чтобы они могли определить, как использовать общий материал.
4. «Команды» Члены семьи распределяются по парам. Каждый в паре выбирает карандаш или краску определенного цвета и создает общий рисунок с напарником, рисуя поочередно. Данная техника позволяет выявлять «внутрисемейный альянс».
5. Семейный портрет Реалистическое, абстрактное, символическое изображение членов семьи. Варианты: автопортрет, изображение членов семьи, как животных или предметов, изображение нескольких членов семьи с составлением диалогов между ними, подберите и вырежьте иллюстрации из журналов, напоминающие о семье и отношениях между ее членами.
6. Кинетический рисунок семьи Изобразите членов семьи в процессе совместной или индивидуальной деятельности, либо сцену из семейной жизни. Варианты: аналогично предыдущему, но с уточнением сюжета и т. д., изобразите себя в любой роли, которую Вы играете в семье, изобразите план Вашего жилища и расположите в нем членов семьи, выполняющих какую-либо деятельность.
7. «Скульптура семейных отношений» Изобразите семейные отношения в виде скульптурной группы. Можете использовать пластилин, глину, самих участников группы и т. д. Варианты: создайте социограмму, отражающую «я» в его связи с помощью кругов соответствующей величины, расположенных на разном расстоянии от центра - «я», создайте модель в виде трехмерного «мобиля» с помощью вешалки, картона, ниток и т. д. Изобразите, «семейное дерево». Части дерева должны символизировать разных членов семьи.
8. Наследство Сложите лист дважды и изобразите на каждой из его четырех частей: что Вы унаследовали из личных качеств родителей, что Вам хотелось бы от них унаследовать, что Вам не хотелось бы от них унаследовать, какие из этих качеств Вам хотелось бы передать детям. Варианты: нарисуйте Ваше прошлое и настоящее в семье, и каким Вам хотелось бы их видеть, изобразите сильные и слабые качества, унаследованные Вами от родителей.
9. Детские воспоминания Изобразите на рисунке или в скульптуре какой-либо эпизод из Вашего детства. Варианты: проиллюстрируйте «путешествие» в мир детства, изобразите себя, свои интересы, род занятий и фигуру в настоящий момент, а затем - то же самое в определенный момент Вашего детства, изобразите в виде «кукольного дома» Вашу семейную ситуацию, когда Вы были ребенком, стали родителем, дедушкой (бабушкой).
10. Отношения родителей Разбейтесь на две группы : «детей» и «родителей». Изобразите игру родителей и детей, затем «дети» начинают рисовать под руководством «родителей», а «родители» создают рисунки для «детей». Работа завершается дискуссией об отношениях детей и родителей... Варианты: изобразите своих мать и отца, критикующих Вас, распределите роли членов семьи между участниками группы и изобразите сцену семейной жизни.
11. «Семейные темы» Нарисуйте себя вместе с каким-нибудь членом Вашей семьи, изобразите различные семейные события: свадьбу, рождение ребенка, похороны, праздники и т. д.
12. «Игровые семейные отношения» Используйте песочницу и различные фигурки людей и животных для изображения ситуации, создания историй, отражающих семейную жизнь, нарисуйте и вырежьте из картона бумажные фигурки людей, кукол, животных для изображения семейных отношений, попросите ребенка изготовить фигурку из теста, в особенности, какую-либо значимую для ребенка фигуру члена семьи и спросите его, что она говорит или делает.
12. Реалистические семейные портреты Каждый рисует свою семью, изображая его членов в полный рост, включая себя.
13. Абстрактное или метафорическое изображение семейных отношений.
14. «Текущий момент» Члены семьи изображают семейную ситуацию в настоящий момент, а затем так, как они хотели бы ее видеть.
15. «Наиболее важные вещи» Каждый член семьи рисует то, что наиболее важно для него в настоящий момент. Затем рисунки обсуждаются совместно.
16. «Общий опыт» Каждый член семьи рисует то, что он делал в прошедшие выходные. Затем рисунки обсуждаются совместно. Вариант: изображение других цен из семейной жизни.
17. «Проблемы и их разрешение» Каждый член семьи изображает какую-нибудь семейную проблему и то, как она влияет на его жизнь, например, алкоголизм, заболевание, инвалидность, безработица и т. д.
18. «Гнев» Каждый член семьи изображает семейную ситуацию, связанную с выражением гнева, затем передает свой рисунок другому.
19. «Дети и родители» Дети изображают себя в более раннем возрасте, родители рисуют себя в возрасте своих детей. (техника позволяет исследовать общие у родителей и детей роли, проблемы, проекции, идентификации и т. д.).
20. «Начальник и подчиненный» Ребенок руководит действиями своего родителя в процессе его рисования или лепки.
21. «Неполная семья» Каждый член семьи изображает на рисунке или коллаже положительные и отрицательные моменты, связанные с неполной семьей.
22. «Влияние дедушки и бабушки» Задание выполняется в два этапа: изображается какая-нибудь семья или брачные отношения, разделив лист на две части, на одной части изображает родителей отца, на другой - родителей матери. Затем выясняют, какой рисунок второго этапа имеет больше сходства с рисунком первого этапа. Данная техника позволяет исследовать бессознательные процессы, связанные с влиянием дедушки и бабушки.

Надеюсь данные упражнения помогут вам. Берегите себя и своих близких!