Профилактика кризисных состояний подростков.

ЧТО СЛЕДУЕТ ФОРМИРОВАТЬ У ШКОЛЬНИКА?

  • Положительные установки, жизненная позиция, комплекс личностных факторов и психологических особенностей человека.
  • Устойчивое позитивное отношение к жизни.
  • Вариативность субъективно приемлемых путей разрешения конфликтных ситуаций.
  • Высокий уровень социализации личности.
  • Забота о собственном здоровье.
  • Стремление к саморазвитию.
  • Психологическая гибкость и адаптированность, умение компенсировать негативные личные переживания, использовать методы саморегуляции и снятия психической напряженности.
  • Способность преодолевать кризисные ситуации.
  • Представления о неиспользованных жизненных возможностях.

    ДЛЯ НОРМАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПОДРОСТКОВ НЕОБХОДИМЫ СЛЕДУЮЩИЕ УСЛОВИЯ:

    • сочетание свободы и ответственности в деятельности; подросткам необходимо конструктивное взаимодействие со взрослыми, принятие выработанных правил в школе, семье обществе.
    • принятие себя (своего физического я, характера, особенностей, эмоций.
     
    • обучение навыкам достойного поведения (взаимодействие, отстаивания чувства собственного достоинства).
     
  • информация о современной жизни: они имеют право и должны получать достаточно достоверную информацию по всем волнующим подростков вопросом.

ЧТО МОЖЕТ НАСТОРОЖИТЬ ПЕДАГОГА:

  • заявления ребенка о желании уйти из жизни;
  • если в разговорах, рисунках и письмах ребенка проявляется озабоченность смертью;
  • если ребенок раздаривает свои личные вещи;
  • отдаление ребенка от семьи и друзей;
  • агрессивное или враждебное поведение;
  • побеги из дома;
  • опасное поведение (например, неразборчивость в сексуальных взаимоотношениях);
  • неуважительное отношение к собственной внешности;
  • резкое изменение характера (например, ребенок был очень активным и неожиданно стал тихим).

ПРИЗНАКАМИ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ МОГУТ БЫТЬ:

  1. Изменения в сфере межличностных отношений.
  2. Изменения стереотипов поведения.
  3. Характерные высказывания.
  4. Изменение физического состояния.
  5. Изменения эмоционального фона (депрессия).

ПРИЗНАКИ ДЕПРЕССИИ:

  • потеря интереса к деятельности, которая раньше доставляла удовольствие;
  • изменения режима питания и режима сна;
  • ребенку трудно думать и трудно сконцентрироваться;
  • ребенок постоянно жалуется на скуку;
  • при отсутствии проблем с физическим здоровьем ребенок постоянно жалуется на головные боли, на боли в желудке и на усталость;
  • ребенок постоянно страдает от чувства вины и не разрешает никому себя хвалить.

ЧТО МОЖЕТ ПОДДЕРЖАТЬ:

  • Установите заботливые взаимоотношения с ребёнком.
  • Будьте внимательным слушателем.
  • Будьте искренними в общении с ребёнком. Спокойно и доходчиво спрашивайте о тревожащей ситуации.
  • Помогите определить источник психического дискомфорта.
  • Вселяйте надежду, что все проблемы можно решить конструктивно.
  • Помогите ребёнку осознать его личностные ресурсы.
  • Окажите поддержку в успешной реализации ребёнка в настоящем и помогите определить перспективу на будущее.

Кризис (от греч. krisis — решение, поворотный пункт, исход) — это переломный момент, тяжелое переходное состояние, обострение, опасное неустойчивое состояние.


Кризис возникает в ситуациях, когда усвоенных ранее образцов поведения недостаточно для совладания с обстоятельствами.


НЕОБХОДИМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА

  • Знать особенности развития и воспитания личности детей в разные возрастные периоды.
  • Владеть приёмами эффективной коммуникации.
  • Иметь навыки наблюдения.
  • Уметь оказать психологическую поддержку.

Рекомендации педагогам по работе с гиперактивными детьми

  1. Введите знаковую систему оценивания. Хорошее поведение и успехи в учебе вознаграждайте. Не жалейте устно похвалить ребенка, если он успешно справился даже с небольшим заданием.
2. Изменяйте режим урока – устраивайте минутки активного отдыха с легкими физическими упражнениями и релаксацией.
3. В классе желательно иметь минимальное количество отвлекающих предметов (картин, стендов). Расписание занятий должно быть постоянным, так как дети с гиперактивностью часто забывают его.
4. Оптимальное место для гиперактивного ребенка – в центре класса, напротив доски. Он всегда должен находиться перед глазами учителя. Ему должна быть предоставлена возможность быстро обращаться к учителю за помощью в случаях затруднений.
5. Направляйте лишнюю энергию гиперактивных детей в полезное русло – во время урока попросите его вымыть доску, собрать тетради и т.д.
6. Используйте в процессе обучения элементы игры, соревнования. Больше давайте творческих, развивающих заданий и наоборот, избегайте монотонной деятельности. Рекомендуется частая смена заданий с небольшим числом вопросов.
7. На определенный отрезок времени давайте лишь одно задание.
8. Давайте задания в соответствии с рабочим темпом и способностями ученика. Избегайте предъявления завышенных или заниженных требований к ученику с СДВГ.
9. Создавайте ситуации успеха, в которых ребенок имел бы возможность проявить свои сильные стороны. Научите его лучше их использовать, чтобы компенсировать нарушенные функции за счет здоровых. Пусть он станет классным экспертом по некоторым областям знаний.
10. Совместно с психологом и социальным педагогом помогайте ребенку адаптироваться в условиях школы и классном коллективе – воспитывайте навыки работы в школе, обучайте необходимым социальным нормам и навыкам общения.

Рекомендации для педагогов по работе с гиперактивными детьми с истерическими реакциями:


1. Стараться игнорировать истерические реакции ребенка.
2. Предупредить класс не обращать внимания на ребёнка в момент истерики.
3. Хвалить позитивные поступки ученика для закрепления нового стиля поведения.
4. Не стремиться угодить.
5. Не обращать постоянно внимание на его плохое поведение – это ему и надо (подсознательно).
6. Чаще давать понять, что он вправе сам решать и нести ответственность за свои решения и поступки.
7. Занять ребенка таким видом деятельности, чтобы он мог и умел своим трудом выделиться среди сверстников, а не поведением, т.к. неутолима жажда признания.
8. Высокий уровень притязаний. Нужно определить круг доступных притязаний для ребенка.
9. Ученик требует достаточно много льгот для себя.
10. Такие дети могут манипулировать, способны входить в доверие. Не попадать под влияние и не позволять манипулировать собой.
11. He критиковать личность в целом, а его поступки. Замечания не делать постоянно. За несколько проступков – одно замечание или наказание.
12. Пусть эмоции будут проявляться бурно, но не грубо, в рамках дозволенного.
13. Усилить систему поощрений и наказаний (наказание неподвижностью). Такое наказание он запомнит (все в меру!)
14. Если ребенок осознал проступок, то с ним беседуют. Беседа должна быть запоминающейся.
15. Влияние всепрощающих взрослых устраняется. Семья как один человек - требования всех членов едины.
16. Ужесточить режим. Пресекать бесцельное времяпрепровождение.
17. Ребенок должен нести ответственность за помощь по дому, за выполнение уроков.
18. Не позволять выполнять другое дело, пока не доделает до конца первое.
19. Четко ориентировать в понятиях «хорошо», «плохо», «надо».
20. Повышать самооценку ребенка, уверенность в себе через «ситуацию успеха».

Уважаемые педагоги!


Помните, что гиперактивность — это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз, который может быть поставлен только по результатам специальной диагностики.

Проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями, авторитетными указаниями и убеждениями. Гиперактивный ребенок имеет нейрофизиологические проблемы, справиться с которыми самостоятельно не может. Дисциплинарные меры воздействия в виде постоянных наказаний, замечаний, окриков, нотаций не приведут к улучшению поведения ребенка, а, скорее, ухудшат его. Эффективные результаты коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности достигаются при оптимальном сочетании медикаментозных и немедикаментозных методов.

Как избежать конфликта с ребёнком: 14 мудрых способов

Воспитание детей требует не только сил, душевного тепла, времени и педагогического таланта. Мудрость и терпение - вот необходимые составляющие в отношениях родителей и детей. Научить, объяснить, исправить и нацелить на верный путь своего ребенка - основная задача мам и пап. В семейных отношениях между детьми и их родителями нередко случаются конфликтные ситуации, которые в перспективе, если их вовремя не погасить, могут перерасти в непонимание и неприязненные отношения между поколениями. Не все родители могут похвастаться педагогическими талантами и мудростью. И чтобы незначительные конфликты не трансформировались в нечто более серьезное, для родителей предлагаются следующие практические рекомендации.
КАК ИЗБЕЖАТЬ КОНФЛИКТА С РЕБЕНКОМ 1. Игнорируйте неправильное поведение Отцы и матери нередко поощряют неприемлемое поведение своего чада тем, что обращают на него внимание. Это внимание может являться и позитивным (в виде похвалы), и негативным (в форме критики), но абсолютное отсутствие любого внимания может решить вопрос неправильного поведения сына или дочери. Подобная "техника игнорирования" должна осуществляться грамотно. Вот ее условия: - Не обращать внимания – предполагает абсолютное игнорирование. Не реагируйте ни коим образом на нежелательное поведение сына или дочери - не повышайте голос, не объясняйте ему ничего. Игнорируйте его до тех пор, пока он не прекратит делать то, что нельзя. - А когда ребенок прекратит свои нежелательные действия, его необходимо похвалить: "Молодец, что больше не кричишь. Не делай больше так. Когда ты так кричишь, у меня начинает болеть голова.". Не следует забывать, что "техника игнорирования" предполагает усилия и терпение.
2. Отвлекающий маневр Хороший метод избежать сложной ситуации - отвлечь внимание своего чада. Эффектнее всего указанный способ действует до того, как ребенок вошел в состояние, истерики, неуправляемого поведения. Маленького ребенка отвлечь просто, к примеру, машинкой или конфетой. Но внимание детей старше 3 лет сложнее сосредоточить на предмете, отличающемся от темы ссоры.
3. Смена обстановки Неплохо было бы и физически извлечь ребенка из сложной ситуации. Любая смена обстановки позволяет всем прекратить ощущать себя загнанными в угол. Возможно, при смене обстановки ребенок расстроится еще больше. Но это только сначала. Если вам удастся пережить данный эпизод, вы оба, успокоитесь.
4. Крепкие объятия Ни при каких условиях не разрешайте своим детям нанести вред себе или окружающим. Не позволяйте драться. Драчуны ведут себя так не только в стенах дома, но и в прочих местах, с самыми разными людьми. Плюс ко всему, от плохой привычки отвечать физическим насилием в будущем бывает довольно сложно избавиться. Эффективный способ научить ребенка держать руки при себе: обнимите его, не позволяя ему пинаться и драться. Твердо произнесите: "Я не разрешу тебе драться". Возможно, сначала он станет кричать еще громче и вырываться из ваших рук. В этот самый момент необходимо держать его наиболее крепко. Постепенно ребенок ощутит вашу твердость, он, наконец, поймет, что вы удерживаете его, не нанося ущерба ему и не позволяя каких-либо действий против себя, - и рано или поздно успокоится.
5. Отыскивайте плюсы Никому не нравится критика. Дети, когда их критикуют, переживают негативные эмоции, которые порой и сами не могут осознать. В итоге они не так охотно соглашаются на контакт. Но критиковать плохое поведение ребенка важно и нужно. Как постараться в подобной ситуации избежать конфликта? Смягчите критику, и ребенок легче воспримет ее. Неплохо "подсластить" неприятные слова легкой похвалой. "У тебя красивый голос, но за столом петь не нужно". "Ты хорошо сделал, что сказал правду, но в другой раз, когда захочешь пойти в гости, перво-наперво спроси у меня разрешения".
6. Предложите выбор Многие дети склонны отстаивать свою маленькую независимость. Но как избежать конфликта, настаивая на своем? Предложите ребенку выбор: "Ты на завтрак предпочитаешь омлет или овсянку?" "Что ты приготовить на ужин, картофель или спагетти?" "Ты в какой куртке пойдешь сегодня в школу, в синей или красной?" "Ты наведешь порядок в своей комнате до или после ужина?" "Ты сходишь в магазин или вытрешь пыль?" Давать возможность ребенку выбирать самостоятельно необычайно полезно - это стимулирует его мыслить самостоятельно. Способность принимать решения развивает адекватное чувство собственной значимости и повышает самооценку маленького человека.
7. Обратитесь за решением проблемы к ребенку Оптимально для детей от 6 до 11 лет Метод эффективен, так как дети младшего школьного возраста любят брать на себя ответственность. Произнесите: "Сынок, ты так долго завтракаешь, что мы ежедневно опаздываем в школу на первый урок. С этим нужно что-то решать. Что ты можешь предложить со своей стороны?" Подобный вопрос заставляет ребенка ощутить свою ответственность.
8. Попытайтесь вызвать у ребенка сочувствие Оптимально для детей от 6 до 11 лет "Мне обидно, что ты таким образом со мной разговариваешь". Дети 6-8 лет буквально увлечены темой справедливости, что запросто примут вашу точку зрения - если это происходит не в минуты ссоры.
9. Учите на собственном положительном примере Если дети ведут себя, с точки зрения взрослого, не так, это значит, что взрослому необходимо показать, как следует правильно вести себя. За родителем ребенок повторяет очень многое. Поэтому личный пример – кратчайший путь научить ребенка вести себя хорошо.
10. Все по порядку Некоторые родители сами провоцируют конфликт, например, бесконечными претензиями и придирками. Одного подростка мать систематически донимала критикой за то, как он ведет себя в быту, с какими приятелями общается, как учится в школе и как проводит досуг. На все высказываемые матерью претензии применял единственную реакцию – игнорирование. Оказалось, что единственным желанием женщины было то, чтобы ее сын устроился на работу. Но желание буквально утонуло в океане прочих просьб и жалоб. Для парня негативные сентенции матери превратились в беспрерывный поток критики. В результате их взаимоотношения разладились полностью. Если вы стремитесь что-либо переменить в поведении своего ребенка, предварительно обдумывайте свои высказывания и претензии. Отбирайте существенные недочеты его поведения, с которыми непременно нужно бороться. Все менее значительное можно отбросить. Правильно расставьте приоритеты, а уж потом переходите к действию.
11. Давайте ясные и точные указания Родители нередко увещевают: "Будь хорошей девочкой", "Веди себя хорошо» или "Не порти мне нервы". Но подобные указания довольно неясны и расплывчаты, они лишь сбивают детей с толку. Команды отца или матери должны быть максимально точными. Малыш: "Нет!" "Не кусайся!" Дошкольник: "Перестань бегать по квартире!" "Кушай котлету". Школьник: "Иди в свою комнату". "Успокойся и объясни, чего ты хочешь".
12. "Нет" означает нет Нужно правильно говорить ребенку "нет". Дети, как правило чутко реагируют именно на тон, которым была произнесена фраза. Отказ "нет" должен быть жестким и конкретным. Случается, что мама или папа "посылает" ребенку двусмысленную информацию: так, их "нет" можно трактовать как "возможно, да, но позже". Если ребенок делает попытки манипулировать родителем, чтобы тот изменил свой вердикт, необходимо перестать с ним разговаривать. Пусть сын или дочь даст выход собственным эмоциям. Помните, что вы в семье главный и власть находится в ваших руках.
13. Разговаривайте с ребенком спокойно Дети могут доставлять проблемы, требуют много внимания и затраты сил, но у отца и матери всегда должно иметься в распоряжении какое-нибудь "доброе слово". Разговаривать с ребенком всегда нужно спокойным тоном, без угрожающих интонаций. Говорить следует медленно, обдумывая свои слова. Критика будет обидной для ребенка, может спровоцировать злость и протест, вынудить защищаться. А спокойный тон расположит его к диалогу, вызовет доверие, готовность к компромиссу.
14. Учитесь слушать Всегда нужно находить возможность выслушать ребенка. Что он чувствует? Почему поступил подобным образом? Что его на это толкнуло? Да, вам необходимо будет отложить свои дела и полностью сосредоточиться на беседе с сыном или дочерью. Возможно, ребенку сложно передать словами свои переживания, тревоги. Постарайтесь проявить терпение и чуткость. Ведь доверительность в отношениях между родителем и ребенком – это ключ к взаимопониманию и открытому контакту. Возможно, поступок ребенка, который вам не понравился и который вы обсуждаете, был совершен в минуту эмоционального возбуждения, не подумав. Объясняйте больше, приводите в пример различные жизненные ситуации, говорите на самые разные темы. Таким образом ваша эмоциональная связь будет крепнуть, и вы всегда отыщете точки соприкосновения. А многие проблемы в поведении вашего ребенка уйдут сами собой. Ведь напряжение, неприятие, негатив возникают именно из-за непонимания.