Школьные службы примирения

В России с 2000 года развивается восстановительная медиация в образовательной сфере в форме «Школьных служб примирения», направленных на решение конфликтных ситуаций и профилактическую работу с правонарушениями несовершеннолетних. В современном мире людям важно уметь сотрудничать и договариваться, а школа, в которой встречаются несколько поколений, может им в этом помочь. Мы считаем, что делать свой вклад в построение результативного образовательного процесса должны делать и педагоги, и администрация, и учащиеся, и их родители.  Важно помочь им действовать ответственно  и согласованно Для налаживания конструктивного взаимодействия    школе нужен специалист школьной службы примирения (Ведущий восстановительных программ, медиатор), который умеет складывать доверие, организовывать диалог в сложных ситуациях, поддерживать ответственное поведение и взаимное понимание людей (даже тех , кого захватили сильные эмоции и вражда).В целом служба примирения поддерживает восстановительную культуру взаимоотношений, которая направлена на создание безопасных и комфортных взаимоотношений, основанных на взаимопонимании, взаимной ответственности и поддержке, чувстве справедливости, а в итоге — развитии активного сообщества в пространстве школы. Школьная служба примирения —  это прежде всего команда единомышленников (взрослых и детей), которая решает возникшие в школе конфликты или противоречия через восстановительные программы, а также распространяет в школе восстановительную культуру. Служба примирения в О. О. Южного образовательного округа начали создаваться в 2021 году на основе добровольности. В декабре 2021 года   были обучены 24 детско –взрослых команды. Обучение проводила Прянишникова Татьяна Вячеславовна - председатель Ассоциации детских служб примирения Самарской области. Обучение прошли 32 ребенка и 12 кураторов   образовательных организаций Большеглушицкого района и 30 детей и 12 кураторов из Большечерниговского района .  В результате обучения школьники освоили конструктивные способы разрешения конфликтных ситуаций, учились помогать снижать эмоциональный накал, самостоятельно находить выход из конфликтной ситуации, обсуждали, как избежать повторения подобного в будущем. В школе собраны дети из разных социальных слоев, разных национальностей, разных стилей воспитания и т.д., что создает потенциально конфликтную среду, в которой школьники обязаны находиться значительную часть своего времени. Никакой ребенок не будет думать об уроке, если у него конфликт, его после школы ждет «разборка» или он стал жертвой бойкота или насилия. Для многих подростков в школе важными вопросами являются их статус среди сверстников, общение ,при этом возможны конфликты, которые  должны   решаться  его непосредственными участниками, поскольку только они смогут найти лучшее решение.