Воспитание ребенка с ОВЗ

%d0%bd%d0%be%d0%b2%d1%8b%d0%b9-%d1%82%d0%be%d1%87%d0%b5%d1%87%d0%bd%d1%8b%d0%b9-%d1%80%d0%b8%d1%81%d1%83%d0%bd%d0%be%d0%baВоспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья Направленное обучение ребенка с ограниченными возможностями здоровья с целью дать ему трудовые навыки и общие представления о жизни, которые должны помочь найти в ней свое место, и составляет сущность обучения и воспитания малыша. Развитие детей с ограниченными возможностями здоровья происходит с отставанием. Причем дети с замедленным умственным развитием физически тоже развиваются медленнее. Физические недостатки детей также затрудняют и замедляют развитие интеллекта. То есть физический недостаток может привести к умственному и наоборот, умственный – к физическому, если не принять специальные меры, чтобы помочь наиболее полному развитию ребенка как в физическом, так и в умственном отношении. Очень важно уделять в течение жизни ребенка с особыми потребностями не только лечению, но и его психическому развитию, формированию у него знаний, умений и навыков, необходимых для самостоятельной жизни во взрослом периоде (с учетом специфики имеющегося дефекта). Первые годы жизни малыша наиболее драгоценные для развития психики, когда формируются взаимоотношения ребенка с окружающей средой. Основной потребностью всех детей, и детей-инвалидов в том числе, являются любовь, пища, кров и возможность познавать себя и окружающий мир. Ребенку-инвалиду труднее постигать окружающий мир. Родители должны знать, что каждый ребенок развивается в трех областях: физической (тело), умственной (интеллект) и социальной (общение). Решающую роль в развитии и раннем обучении любого ребенка играют родители и другие члены семьи. Детям, отстающим в развитии необходимо стимулирование – разговоры, музыка, игры, яркие впечатления, также они нуждаются в большей помощи и систематических занятиях во всех областях, чем здоровые дети. Области развития, в которых ребенку можно помочь путем раннего стимулирования и обучающих занятий:
  • движения, владение телом, физическая сила, координация движений помогут ребенку передвигаться, выполнять различные действия, играть и работать
  • пользование руками (хорошее владение руками, координация движений рук и глаз) поможет ребенку овладеть многими навыками
  • органы чувств, особенно зрение, слух и осязание. Они помогут ребенку познавать окружающий мир и реагировать на него
  • общение, а именно, слушание, понимание сказанного, овладение речью или другими способами общения
  • общение с другими людьми: способность улыбаться, играть, вести себя должным образом и ладить с окружающими
  • основные повседневные занятия: еда, питье, одевание, отправление естественных нужд (туалет), умывание. Эти навыки помогут ребенку стать более независимым и самостоятельным.
Этапы построения домашней программы специального обучения и стимулирования детей с особыми потребностями
  1. Внимательно понаблюдайте за ребенком, чтобы оценить, что может и чего не может Ваш малыш в каждой области развития.
  2. Отметьте, какие вещи ребенок только начинает делать или пока делает с трудом.
  3. Решите, какому новому навыку его нужно научить или какое действие нужно поощрять, чтобы использовать те навыки, которые у него уже имеются (пусть об этом будут знать все члены вашей семьи).
  4. Разделите каждый новый навык на маленькие ступени - на такие действия, которые ребенок может освоить за несколько дней, и только освоения данного навыка переходите к следующей ступени.
  5. Не ожидайте слишком многого сразу.
Общи%d0%bd%d0%be%d0%b2%d1%8b%d0%b9-%d1%82%d0%be%d1%87%d0%b5%d1%87%d0%bd%d1%8b%d0%b9-%d1%80%d0%b8%d1%81%d1%83%d0%bd%d0%be%d0%ba-2е рекомендации по оказанию помощи ребенку с особыми потребностями в развитии
  1. Чаще хвалите ребенка. Ласково обнимайте или давайте ему какую-нибудь маленькую награду, когда у него что-нибудь получается или когда он очень старается.
  2. Больше разговаривайте с ребенком. Объясняйте все, что вы делаете. Ребенок слушает и начинает усваивать язык задолго до того, как заговорит. Убедитесь, что он смотрит на вас, когда вы говорите.
  3. Помогая ребенку осваивать новый навык, мягко и осторожно направляйте его движения своими руками.
  4. Используйте зеркало, чтобы помочь ребенку узнать свое тело, научиться владеть руками.
  5. Используйте подражание. Чтобы научить ребенка новому действию или навыку, сначала выполните действие сами и пригласите ребенка повторить его, подражая вам. Превратите это в игру.
  6. Побуждайте ребенка двигаться или тянуться, стараясь достать то, что он хочет.
  7. Сделайте учение забавой. Всегда ищите способы превратить обучающие занятия в игру.
  8. Пусть старшие братья и сестры показывают ребенку новые приспособления, игрушки и т.д.
  9. Ребенок часто лучше усваивает, когда рядом нет учителя. Дети часто прилагают большие усилия, когда им чего-нибудь очень хочется, а рядом нет никого, кто поможет. Учить ребенка - важно, но не менее важно давать ему возможность исследовать, пробовать свои силы и самому делать для себя то, что он может.
  10. Пусть ребенок по мере сил обслуживает себя сам. Помогайте ему только в той мере, в какой это необходимо. Это – «золотое правило реабилитации».

Консультирует учитель-логопед

%d0%bd%d0%be%d0%b2%d1%8b%d0%b9-%d1%82%d0%be%d1%87%d0%b5%d1%87%d0%bd%d1%8b%d0%b9-%d1%80%d0%b8%d1%81%d1%83%d0%bd%d0%be%d0%ba-2Речевые игры по дороге домой

Предлагаем вашему вниманию интересные и занимательные речевые игры, которые будут способствовать развитию речи ребенка, пока вы добираетесь до дома. Речевые навыки лучше развивать в свободном общении с ребенком, в творческих играх. Дети, увлеченные замыслом  игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме. Данные речевые игры способствуют развитию речи, обогащения словаря, внимания, воображения ребенка. С помощью таких игр ребенок научиться классифицировать, обобщать предметы. «Отгадай предмет по названию его частей»%d0%bd%d0%be%d0%b2%d1%8b%d0%b9-%d1%82%d0%be%d1%87%d0%b5%d1%87%d0%bd%d1%8b%d0%b9-%d1%80%d0%b8%d1%81%d1%83%d0%bd%d0%be%d0%ba-3 Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик). Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево). Дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля). Палуба, каюта, якорь, корма, нос (корабль). Подъезд, этаж, лестница, квартиры, чердак (дом). Крылья, кабина, хвост, мотор (самолет). Глаза, лоб, нос, рот, брови, щеки (лицо). Рукава, воротник, манжеты (рубашка). Голова, туловище, ноги, хвост, вымя (корова).  «Отгадай, что это» Растут на грядке в огороде, используются в пищу (овощи). Растут на дереве в саду, очень вкусные и сладкие (фрукты) Движется по дорогам, по воде, по воздуху (транспорт) «Один – много» Взрослые называют предмет в ед.ч., а ребенок во мн.ч. (ложка-ложки); «Назови ласково» Взрослые предлагают ребенку назвать предметы ласково (ложка-ложечка); «Какой? Какая? Какое?» Взрослые предлагают ребенку описать игрушку или какой-либо предмет (ложка – большая, металлическая, красивая); «Угадай первый звук в слове» Взрослые предлагают ребенку определить первый звук в произнесенном слове (ложка – [л], кошка – [к]); «Придумай слово на звук […]» Взрослые предлагают ребенку придумать как можно больше слов на заданный звук; «Назови лишнее слово» -кукла, песок, юла, ведерко, мяч; -пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа; -слива, яблоко, помидор, абрикос, груша; -волк, собака, рысь, лиса, заяц; -лошадь, корова, олень, баран, свинья; -роза, тюльпан, фасоль, василек, мак; -храбрый, звонкий, смелый, отважный; -желтый, красный, сильный, зеленый; «Чем отличаются предметы?» Чашка и стакан Яблоко и груша%d0%bd%d0%be%d0%b2%d1%8b%d0%b9-%d1%82%d0%be%d1%87%d0%b5%d1%87%d0%bd%d1%8b%d0%b9-%d1%80%d0%b8%d1%81%d1%83%d0%bd%d0%be%d0%ba-4%d0%bd%d0%be%d0%b2%d1%8b%d0%b9-%d1%82%d0%be%d1%87%d0%b5%d1%87%d0%bd%d1%8b%d0%b9-%d1%80%d0%b8%d1%81%d1%83%d0%bd%d0%be%d0%ba-5 Помидор и тыква Тарелка и миска Кофта и свитер «Что общего?» У двух предметов: огурец, помидор (овощи); ромашка, тюльпан (цветы); слон, собака (животные).  «Веселый счет» По дороге домой можно вместе ( по очереди) с ребенком посчитать любые предметы: Одна машина – две машины…. – пять машин….- десять машин один дом - два дома….- пять домов…..- десять домов  «Кто – откуда?» Идя по дороге домой, вы можете задавать разные вопросы своему ребенку, используя в вопросах различные предлоги. Ребенок вам должен отвечать, правильно употребляя предлоги. Взрослый – Откуда вышел мужчина? Ребенок – Мужчина вышел из магазина. – Откуда выехал автобус? (Автобус выехал из-за дома). – Откуда вылезла кошка? (Кошка вылезла из-под скамейки). - Куда зашла бабушка? (Бабушка зашла в подъезд). – Где сидит ворона? (Ворона сидит на дереве, на ветке). – Откуда слетел (вылетел) воробей? (Воробей слетел с ветки, с дерева; вылетел из кормушки). В своих вопросах используйте разные предлоги: В, НА, ЗА,  ПОД, ИЗ, НАД, С (СО), ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД.   Для достижения положительного результата, необходимо играть ежедневно.

С уважением, учитель-логопед Крюкова М.М.

Развитие речи с использование проблемного сюжета (ТРИЗ)

Информирует учитель-логопед

Формирование правильного речевого дыхания

Голосо- и речеобразование осуществляются координированной деятельностью дыхательного, голосового и артикуляционного аппаратов. Их взаимодействие обеспечивается и контролируется деятельностью центральной нервной системы. Процессы жизненного и речевого дыхания значительно отличаются друг от друга.

Процесс жизненного (физиологического) дыхания протекает ритмично, в одной и той же последовательности: вдох – выдох – остановка.

Особенности речевого дыхания связаны с тем, что оно включено в процесс речи, обслуживает его, является основой голосообразования, формирования речевых звуков, речевой мелодии. Дыхание в речи связано с её разнообразным течением и чередованием речевых звеньев (групп слов от паузы до паузы), которые в зависимости от содержания могут быть длинными и короткими, медленными и быстрыми. В речевом дыхании выдох – самое главное и активное звено процесса, он значительно длиннее вдоха (1:20). Смена фаз происходит следующим образом: вдох – остановка – выдох. Весь процесс дыхания становится произвольным Физиологическое дыхание детей с речевой патологией имеет свои особенности. Оно поверхностное, легко нарушается при физической и эмоциональной нагрузке. Объём лёгких у них ниже возрастной нормы. У таких детей отмечаются недостаточный объём вдыхаемого воздуха перед началом речи, а также укороченный и нерационально используемый речевой выдох. Произнесение отдельных слов происходит в разных фазах дыхания – как на вдохе, так и на выдохе. Дошкольникам с речевой патологией необходимо развивать физиологическое дыхание, увеличивать объём лёгких. Работа по формированию правильного дыхания может проводиться в следующей последовательности.
  • Обучение длительному целенаправленному ротовому выдоху.
Первоначально проводится работа над развитием длительного выдоха без участия речи. При этом важно следить за тем, чтобы ребёнок не поднимал плечи, излишне не напрягал мышцы дыхательного аппарата, чтобы выдох был плавным, постепенным, длительным. С целью контроля рука логопеда кладётся на область диафрагмы ребёнка, а рука ребёнка ощущает дыхательные движения взрослого. После того как у ребёнка сформирован плавный длительный выдох, вводятся голосовые упражнения. Обращается внимание ребёнка на различную силу, высоту, тембр голоса.
  • Формирование таких качеств дыхания, как сила, продолжительность, постепенность, целенаправленность:
– добиваться умения длительно или многократно произносить звук на одном выдохе; – на одном выдохе произносить 3-4 слога; – правильно произносить фразу из 2-3 слов; – слитно, на одном выдохе, произносить фразу из 4 слов; – слитно, на одном выдохе, произносить фразу из 5-6 слов; – слитно, на одном выдохе, произносить 1-2 стихотворные фразы; – сочетать дыхание с проговариванием стихотворных текстов. В рамках данных этапов с детьми рекомендуется выполнять следующие упражнения: Пилка дров 2 ребёнка становятся друг против друга, берутся за руки и имитируют пилку дров: руки на себя – вдох, руки от себя – выдох. Погреться на морозе Ребёнок вдыхает через нос и дует на «озябшие» руки, плавно выдыхая через рот, как бы согревая руки. Надуй игрушку Ребёнку предлагается надуть резиновую надувную игрушку, воздушный шар, набирая воздух через рот и медленно выдыхая его через рот в отверстие игрушки. Листья шелестят Предлагаются полоски тонкой зеленой бумаги, вырезанной в виде листиков и прикрепленные к «ветке». По сигналу «подул ветерок» ребёнок плавно дует на листики так, чтобы они отклонились и шелестели. Бабочки Перед ребёнком раскладывают «зеленые полянки» с разноцветными бабочками, вырезанными из тонкой бумаги. Бабочки прикреплены тонкими нитками к «полянке». Логопед предупреждает, что дуть на бабочку можно только при одном выдохе. По сигналу «красная бабочка полетела» ребёнок дует на бабочек красного цвета и т. д. Задуть свечу По сигналу «тихий ветерок» ребёнок медленно выдыхает так, чтобы пламя свечи отклонялось, но не гасло. По сигналу «сильный ветер» ребёнок старается на одном выдохе задуть свечу. Вместо настоящей свечи можно предложить макет свечи с «огоньком» из тонкой красной бумаги. Покатай карандаш Ребёнку предлагается вдохнуть через нос и, выдыхая через рот, прокатить по столу круглый карандаш. Чайник закипел У ребенка пузырёк с узким горлышком диаметром 1 – 1,5 см. Он дует в отверстие пузырька, чтобы получился свист. Для этого нужно, чтобы нижняя губа касалась края горлышка, а струя воздуха была сильной. Эхо Логопед громко произносит гласные звуки ([а], [о], [у]) или сочетания гласных ([ау], [уа], [оа], [уи]). Ребёнок («эхо») тихо повторяет. Затем можно поменяться ролями. Вьюга Перед ребёнком сюжетная картинка «Вьюга». По сигналу «вьюга началась» ребёнок тихо гудит: У-у-у… По сигналу «вьюга затихает» ребёнок постепенно уменьшает силу голоса. По сигналу «вьюга кончилась» – замолкает. Речевые сигналы можно сопровождать движениями руки логопеда: горизонтальное движение руки – ребёнок говорит тихо, движение руки вверх – усиление голоса, движение руки вниз – уменьшение силы голоса. Лесенка Перед ребёнком картинка или макет лесенки. По ходу игры логопед ставит на каждую ступеньку фигурку определенного животного. Ребёнок воспроизводит звукоподражания, изменяя высоту и силу голоса. – На дворе стоит лесенка. На ней пять ступенек. На нижнюю ступеньку прыгнула большая собака и залаяла. (Ребёнок произносит низким и громким голосом: ав-ав-ав.) На вторую ступеньку прыгнула кошка и замяукала. (Ребёнок произносит более тихим и более высоким голосом: мяу-мяу-мяу.) На третью ступеньку вскочил петух и громко запел. (Ребёнок произносит громким и высоким голосом: ку-ка-ре-ку.) На четвёртую ступеньку прилетел жук, сел и зажужжал. (Ребёнок произносит низким и тихим голосом: ж-ж-ж.) На пятую ступеньку сел комар и запел свою песенку. (Ребёнок произносит тихим и высоким голосом: з-з-з.). Цветы Логопед ставит в вазу букет знакомых ребёнку цветов. Ребёнок называет их. Затем вынимает какой-либо цветок, нюхает его и на одном выдохе произносит заданную фразу. Фразы постепенно усложняются. Например: Хорошо пахнет. Роза хорошо пахнет. Роза очень хорошо пахнет.

Консультирует учитель-логопед

Как научить ребенка читать?

 

Книга – это важнейшая часть воспитания ребенка. С ее помощью он может найти ответы на интересующие его вопросы, познать мир и самого себя, пережить истории героев, фантазировать развитие дальнейших событий того или иного произведения. Но до момента самостоятельного прочтения

малышом своей первой книги требуется немалая подготовка. Чтобы этот процесс был интересным и увлекательным для дошкольника, предлагаю Вам несколько советов, составленных по материалам букваря логопеда Жуковой Н.С.

Правило № 1.

В основе обучения чтению лежит не буква, а звук. Прежде чем показать ребёнку новую букву, например Н, следует научить его слышать звук[ Н] изолированно, в слогах и словах.

Поиграйте в игру "Поймай звук [Н]" : предложите ребёнку хлопнуть в ладоши, услышав звук [Н] – п, н, т, к, а, ам, ат, он, та, ка, ну, наш, мама, Ната, там, так, Нина и т.д.

Предложите отгадать, на какой звук начинаются слова: Настя, нос, нора, нитка. На какой звук заканчиваются слова: конь, кон, вон, фон.

Правило № 2.

На протяжении всего периода обучения следует называть и звуки, и обозначающие их буквы одинаково - т.е. так, как произносится звук. Например, звук [Н]. Мы произносим его отрывисто: Н! И букву Н необходимо называть также: Н! Ни в коем случае не ЭН! Говоря ЭН, мы произносим два звука – [Э] и [Н]. Данное обстоятельство только запутывает детей.

Правило № 3.

Уважаемый родители, не смешивайте, пожалуйста, понятия ЗВУК и БУКВА, когда учите ребёнка читать. Звуки мы слышим и произносим, а буквы - пишем и видим. Лучше запомнить эти отличия Вам поможет представленная ниже таблица.

Правило № 4.

Ещё одна грубая ошибка заключается в обучении побуквенному чтению, то есть, ребёнок сначала называет буквы слога: М! А! - и только после этого читает сам слог: МА. Этот навык неправильного чтения очень стойкий и исправляется с большим трудом.

Правильное чтение - это чтение слогами (конечно, на начальном этапе). И пусть в начале обучения ребёнок сколь угодно долго читает (тянет) первую букву слога, пока не сообразит, какая буква следующая: ММММА. Главное, чтобы он не останавливался после первой буквы и прочёл слитно буквы слога!

Правило № 5.

Пользуйтесь дома набором букв магнитной или разрезной азбуки. С их помощью можно выложить слоги и слова с изучаемой буквой.

Надеюсь, эти простые советы помогут сделать процесс освоения чтения легким и доступным!

Семинар на тему «Разработка адаптированной основной образовательной программы начального общего образования в ходе внедрения ФГОС ОВЗ».

  8 сентября 2016 года на базе ГБОУ СОШ №2 «ОЦ» им. Г.А. Смолякова с. Большая Черниговка был, проведем семинар на тему «Разработка адаптированной основной образовательной программы начального общего образования в ходе внедрения ФГОС  ОВЗ».

Проводил семинар педагог – психолог центра.

От каждой школы Большечерниговского и Большеглушицкого района в семинаре принимали участие заместители директоров школ по учебной работе, а также учителя начальных классов.

На данном семинаре рассматривались вопросы:

1)Сопоставление ФГОС НОО и ФГОС ОВЗ.

2)Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития.

3)Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

4)Особенности разработки адаптированной основной образовательной программы НОО обучающихся с ЗПР и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). На семинаре были озвучены наиболее актуальные вопросы для данной аудитории. Цель проведения мероприятия заключалось в том, чтобы помочь педагогам видеть проблемы, возникающие при ведении ФГОС НОО и ФГОС ОВЗ, а также определить пути их решения. Все, что подчеркнули педагоги на данном семинаре, они смогут использовать в работе.
Exif_JPEG_420
Exif_JPEG_420
Exif_JPEG_420
Exif_JPEG_420