Психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК)

Особое детство. Родителям о ПМПК Само словосочетание «психолого-медико-педагогическая комиссия» вызывает опасение и чувство тревожности. Что скрывается за аббревиатурой ПМПК? Кто ее проводит, с какой целью? Люди с опаской относятся к комиссиям, а когда это касается ребенка, то тут срабатывает защитная реакция. У родителей начинают формироваться негативные, настороженные чувства по отношению к окружающим людям и специалистам сфер здравоохранения и образования. Это в свою очередь приводит к отказу родителей от сотрудничества со специалистами всех сфер. Переживаемая тревога, а нередко и чувство уязвленного самолюбия часто заставляют взрослых занимать неконструктивные позиции по отношению к проблемам своего ребенка. Некоторые родители избегают вопросов, связанных с ПМПК, или скрывают негативные особенности развития своего ребенка. Во многих случаях семья не доводит до конца консультирование или, неудовлетворенные результатами обследования начинает искать другого, «более удобного» специалиста, который дал бы более благоприятную информацию, отвечающую наличным потребностям и состоянию родителей. Родители надеются, что такую «хорошую» информацию, в свою очередь, они могли бы представить в школу и тем самым «развеять» опасения и жалобы учителей. В результате могут быть потеряны значительные силы, средства и, что более важно, время, так необходимое для работы с ребенком. Исходя из принципов соблюдения интересов ребенка, необходима очень  большая работа с ребенком, что провести диагностическое обследование, пройти консультацию и получить рекомендации специалистов необходимо в интересах ребенка, следование советам поможет ему в его трудностях. Как показывает практика, освидетельствование ребенка на ПМПК является тяжелым эмоциональным стрессом, как для родителей, так и для ребенка. Отчасти это объясняется объективными причинами – фактор неизвестности, возможность порой значительного изменения в привычном укладе жизни ребенка, смена образовательного маршрута, социальные последствия, связанные с решением комиссии, сама процедура обследования, когда все сферы личности ребенка подвергаются внимательному изучению – все это и многое другое, безусловно, является серьезной психологической нагрузкой для ребенка и родителей. Обычно проблемы, которые привели к направлению на ПМПК, возникают задолго до того, как родителей поставят перед фактом необходимости прохождения комиссии. Как правило, причиной обращения на ПМПК служит плохое усвоение учащимся школьной программы или нарушения поведения, препятствующие нахождению ребенка в коллективе. Нередко эти проблемы остаются без внимания до тех пор, пока не достигают определенной «критической массы», когда становятся непреодолимым препятствием для дальнейшего обучения. Довольно часто родители бывают недостаточно осведомлены об истинном положении дел в школьной жизни ребенка, и постановка вопроса о необходимости смены программы обучения звучит для них как «гром среди ясного неба». Поэтому для педагога очень важно установить тот момент, когда ученик перестал усваивать программу и попытаться проанализировать причины этого. И если педагог убеждается в том, что имеющиеся проблемы ребенка не решаются педагогическими методами, он должен поставить вопрос о необходимости консультации у врача-психиатра и дальнейшего обследования на ПМПК. Что такое ПМПК? ПМПК — это комиссия, на которой происходит комплексная диагностика ребенка разными специалистами. На обследование ПМПК направляют как дошкольников, так и детей школьного возраста. Направляет на комиссию обычно школа (учитель, завучи) или сами родители, когда считают, что ребенку трудно обучаться по массовой общеобразовательной программе. Как проходит обследование на ПМПК? На комиссию в заранее оговоренный день приглашаются родители с ребенком. Обычно заседание комиссии происходит в одном кабинете, где ребенок попадает в руки сразу нескольких специалистов. В Южную ПМПК  входят: психиатр, психолог, логопед, социальный педагог,  иногда учитель и, конечно же,  родители. Они задают вопросы и дают задания. По времени обследование занимает примерно час. Подготовка ребенка к прохождению ПМПК Вопросы ПМПК зависят от возраста ребенка и проверяемых диагнозов. Что спрашивают на ПМПК?
  • Рассказать о себе, своих родных и друзьях: как зовут, где живут, где работают, какой возраст. Рассказать о своих занятиях и занятиях своих друзей: что делают с друзьями вместе? Что делают вместе с мамой/папой? Как проводят время. Имена учителей и воспитателей. Сведения о домашних питомцах: клички, питание, уход и т.д. О доме, где живет: сколько комнат, для чего они предназначены, для чего предназначены кухня, ванная.
  • Рассказать об окружающем мире: утро-ночь, выходные-будни, обед-ужин, распорядок дня, отличия. Ребенок должен ориентироваться в понятиях: больше – меньше, длиннее – короче, живое – неживое, Должен знать цвета, формы предметов, их расположение (на столе, под столом и т.д.).
  • Проверяют умение обобщать и логику. Ребенок должен объединять предметы по признаку (суп, помидоры, конфеты — еда). Выбрать лишний предмет из нескольких и объяснить, почему. Для чего нужны предметы, что с помощью них делают. Знать части тела и их предназначение. Какие бывают профессии.
  • Проверяют память: называют на слух слова и просят повторить, раскладывают картинки или предметы, потом перекладывают и просят объяснить, что изменилось.
  • Проверяют речь ребенка: правильно ли строит предложения, все ли звуки произносит, правильно ли меняет окончания слов в зависимости от рода существительных, времени глаголов. Просят составить небольшой рассказ по картинкам. Проверяют понимание устной речи, говорят несколько предложений и просят пересказать или ответить на вопросы.
  • Просят показать какое-то действие: как ты рисуешь, как ты идешь домой.
  • Проверяют умение рассказать о своих желаниях, чувствах (усталость, радость).
То есть вполне обычные для ребенка дошкольного или школьного возраста вопросы и способы диагностики. Но здесь важно понять, почему ребенок не справился с заданием: переволновался или это связано с другими причинами. Ребенку с неродным русским языком или педагогически запущенному ребенку трудно дать синонимы слова или объяснить пословицы, но это не означает, что ребенок не способен обучаться. Готовить к ПМПК можно, чтобы не волновался, чтобы знал типы заданий и чего от него примерно будут ждать. Но все вопросы, повторимся, обычные, то есть обычный ребенок, с которым занимаются и которого развивают, сможет ответить на эти вопросы. Родителям очень важно знать о необходимости  прохождения ряда врачей. Нужно это потому, что одной из часто встречающихся причин снижения успеваемости является физиологическая: родовые травмы, травмы в раннем детстве и пр. Так как время вашего посещения ПМПК ограничено, чтобы вы не вспоминали о том, сколько лет было вашему ребёнку, когда он ехал на самокате, упал и ударился затылком и какой после этого врачи вынесли диагноз, вам и необходимо посетить несколько врачей. Это потребует дополнительных усилий. По результатам посещения возможны два варианта развития событий. Первый – вам скажут, что у ребёнка есть все способности и все возможности для того, чтобы осваивать образовательную программу в полной мере. Тогда вам выдадут соответствующий документ, который вы отдаёте в школу Второй – вам скажут, что у ребёнка, например, плохо развита память, и в соответствующей графе документа напишут «ребёнок с ограниченными возможностями здоровья» (далее дети с ОВЗ). Это не диагноз! Ваш ребенок будет учиться по  другой программе, адаптированной. Адаптированная образовательная программа– это образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию детей. В каждом отдельном случае  специалистами даются и отдельные разъяснения по программам. Эта  программа  позволит вам посещать занятия с психологом, логопедом, дефектологом. Уважаемые родители, важным моментом в подобных разговорах является ваш настрой, А наша с вами задача – не решать судьбу ребёнка (ответственны за это родители), а предлагать возможности, которыми могут воспользоваться, а могут, и  нет. Будьте готовы к любому ответу. Ваша работа – это тяжёлый труд,  который не всегда виден сразу, который не всегда сразу  приносит положительные плоды, но который нужен и важен для всех без исключения: и для детей,  и для педагогов и для вас - уважаемые родители. По итогам обследования комиссия готовит протокол ПМПК, с которым должны ознакомиться родители под роспись. Подпись на протоколе ставится как подтверждение факта прохождения комиссии в присутствии родителей (законных представителей). Комиссия выдает заключение ,которое носит рекомендательный характер, но хотелось бы,  чтобы родители  следовали  этим рекомендациям. Председатель Южной ТПМПК Т.В Шубина