Психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК)

  ИЗМЕНЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ   ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМИССИЙ   С 1 МАРТА 2025 ГОДА
  С 1 марта 2025 года в Самарской области функционируют 1 Центральная ПМПК и 16 ТПМПК.
    Список психолого-медико-педагогических комиссий Самарской области
  Основные направления деятельности ПМПК
  Порядок деятельности центральной и территориальных психолого-медико-педагогических комиссий на территории Самарской области регламентируется Приказом Министерства Просвещения РФ от 01.11.2024 г. №763 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии»
  Комиссии самостоятельно разрабатывают график работы, в том числе выездных заседаний, и самостоятельны в выборе диагностических методик, форм и методов обследования, с учетом индивидуальных, возрастных и типологических особенностей детей.
Для проведения обследования в комиссию одновременно с заявлением предоставляются следующие документы    

Психолого-медико-педагогические  комиссии, находящиеся на базе ППМС центров Самарской области

 
  1. ГБУ ДПО СО «РЦППМСП «Центр специального образования»":
Центральная ПМПК, г. Самара, Металлистов, дом 61а. Телефон для записи: 8 (846) 312-11-37  
  1. Поволжское структурное подразделение ГБУ ДПО СО «РЦППМСП «Центр специального образования»»
Поволжская ТПМПК, 446200, Самарская область, г. Новокуйбышевск, ул. Суворова, д. 20. Телефон для записи: 8 (927)792-57-05  
  1. Похвистневское структурное подразделение ГБУ ДПО СО «РЦППМСП «Центр специального образования»»
Северо-Восточная ТПМПК, 446450, Самарская область, г.о. Похвистнево, ул. Куйбышева, д.6. Телефон для записи: 8(960)8137290  
  1. Кинельское структурное подразделение ГБУ ДПО СО «РЦППМСП «Центр специального образования»»
Кинельская ТПМПК, 446435, Самарская область, г. Кинель, ул. Украинская, д. 50 Телефон для записи: 9 (937) 986-10-98  
  1. ГБУ ЦППМСП м.р.Безенчукский
Безенчукская ТПМПК, 446250, Самарская область, Безенчукский район, п.г.т.Безенчук, улица Чапаева, дом 2. Телефон для записи: 8 (84676) 2-41-60 г.о.Чапаевск, ул.Железнодорожная, 39 «А» Телефон для записи: 8 (927) 731-23-98  
  1. ГБУ ЦППМСП м.р.Хворостянский
Хворостянская ТПМПК, 445590, Самарская область, Хворостянский район, село Хворостянка, улица Саморокова, дом 56. Телефон для записи: 8-(84677)-9-26-37  
  1. ГБУ ЦППМСП м.р.Борский
Борская ТПМПК, 446660, Самарская область, Борский район, село Борское, Красноармейская ул., д.57. Телефон для записи: 8 (84667) 2-50-32  
  1. ГБУ ЦППМСП м.р.Кинель-Черкасский
Отрадненская ТПМПК, 446350, Самарская область, Кинель-Черкасский район, село Кинель-Черкассы, улица Чапаевская, дом 65. Телефон для записи: 8 (84660) 4-06-59  
  1. ГБУ ЦППМСП «Бирюза»
Северная ТПМПК, 446540, Самарская область, Сергиевский район, село Сергиевск, улица Советская, дом 33. Телефон для записи: 8 (84655) 2-10-66.  
  1. ГБУ ЦППМСП м.р.Большечерниговский
Южная ТПМПК, 446290, Самарская область, Большечерниговский район, село Большая Черниговка, Озерная ул., д.33. Телефон для записи: 8 (84672) 2-28-35  
  1. ГБУ ЦППМСП  «Доверие»
Красноярская ТПМПК, 446370, Самарская область, Красноярский район, село Красный Яр, улица Промысловая, дом 54. Телефоны для записи: 8 (84657) 2-17-84  
  1. ГБУ ЦППМСП «Центр диагностики и консультирования» г. о. Сызрань Самарской области
Сызранская ТПМПК, 446010, Самарская область, г. Сызрань, ул. Гидротурбинная д. 24 «А». Телефон для записи: (8464) 37-58-65  
  1. ГБУ «Психолого-педагогический центр» г.о.Тольятти
Тольяттинская ТПМПК, 445045 РФ, Самарская область, г. Тольятти, ул. Громовой, 44. Телефон для записи: 8(8482) 76-99-74  
  1. МБУ ДО «Центр «Психологическое здоровье и образование» г. о. Самара
ТПМПК по Кировскому, Красноглинскому и Промышленному районам г.о. Самара, 443058, г. Самара, ул. Гвардейская, 22; Школа 96. Телефон для записи: (846) 954–01–43  
  1. МБУ ДО «Психолого-педагогический центр «Помощь» г. о. Самара
ТПМПК по Куйбышевскому району, г. Самара, ул. Пугачевский тракт, д. 59, 3-й подъезд, домофон 76 Телефон для записи: (846) 330-37-14  
  1. МБУ ДО «Психолого-педагогический центр «Помощь» г. о. Самара
ТПМПК по Самарскому, Ленинскому и Октябрьскому районам, 443056, г. Самара, Октябрьский район, пр.Масленникова, д. 23. Телефон для записи: 8 (846) 334-44-71  
  1. МБУ ДО «Центр «Поддержка детства» г. о. Самара
ТПМПК по Советскому и Железнодорожному районам, г. Самара ул. Партизанская, 78А. Телефон для записи:8 (846) 268-51-11     Единый телефон Психолого-медико-педагогической комиссии Самарской области 8 (902) 371-23-53     По данному телефону можно получить консультацию о проведении обследования в ПМПК на территории Самарской области и подготовке документов, предъявляемых в комиссию    2025 год   г. о. Самара  

 

ГБУ ЦППМСП м.р.Большечерниговский

Южная психолого-медико-педагогическая  комиссия  Самарской области

     Адрес: С. Большая Черниговка,ул.Озёрная,д .33    
Тел. 8 (846) 72 228 35      
psihologiecheski1_bch@63edu.ru              
Цель ПМПК – своевременное выявление детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении, проведения их комплексного психолого-медико-педагогического обследования и подготовки по результатам обследования рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания

 

Телефон для записи:

8 (846)72  228 35  

График работы:

ЕЖЕДНЕВНО с 9.00 до 17.00    

Комиссия осуществляет приём по предварительной записи        
Перечень документов для ТПМПК
Родители (законные представители) предъявляют документ, удостоверяющий их личность, и документы, подтверждающие полномочия по представлению интересов ребёнка, а также представляют следующие документы.    
Родители предоставляют:  

  1. Копию и оригинал своего паспорта.
  2. Копию и оригинал паспорта ребенка или копию (обеих сторон свидетельства) и оригинал свидетельства о рождении.
  3. Копию и оригинал СНИЛС ребенка.
  4. Копия документа, подтверждающего установление опеки или попечительства (при необходимости).
  5. Копия заключения (заключений) комиссии о результатах ранее проведенного обследования (при наличии).
  6. Копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности, и ИПРА (при наличии)
  7. Копия и оригинал свидетельства о регистрации по месту пребывания ребенка
  Образовательная организация предоставляет родителям:  
  1. Направление образовательной организации.
  2. Представление психолого-педагогического консилиума организации, осуществляющей образовательную деятельность/специалистов, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение обучающегося (характеристика обучающегося, выданная образовательной организацией)
 
 

Порядок организации работы Южной психолого- медико- педагогической комиссии


Положение о Южной ПМПК
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

 Приказ "О совершенствовании работы психолого- медико- педагогических комиссий Самарской области"
  151-од
 
150-од

Приказ министерства образования и науки Самарской области, министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области от 24.09.2019 № 302-од/432 «О внесении изменений в приказ министерства образования и науки Самарской области, министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области от 31.12.2014 № 414-од/697 «О создании в Самарской области психолого-медико-педагогических комиссий»» Приказ-302-од-от-24.09.2019-1.pdf
Порядок проведения мониторинга учёта рекомендаций ПМПК по созданию необходимых условий для обучения и воспитания детей с ОВЗ Приказ 968-ту от 20.09.2019
Приказ министерства образования и науки Самарской области, министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области от 30.12.2020 № 608-од/729 «О внесении изменений в приказ министерства образования и науки Самарской области, министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области от 31.12.2014 № 414-од/697 «О создании в Самарской области психолого-медико-педагогических комиссий»» 30.12.2020 № 608-од/729
Приказ министерства образования и науки Самарской области, министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области от 30.12.2020 № 608-од/729 «О внесении изменений в приказ министерства образования и науки Самарской области, министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области от 31.12.2014 № 414-од/697 «О создании в Самарской области психолого-медико-педагогических комиссий»» Приказ от 14.02.2022 № 39-од 60


Приказ министерства образования Самарской области, министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области от 24.01.2023 № 35-од/48 «О внесении изменений в приказ министерства образования Самарской области, министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области от 31.12.2014 № 414-од/697 «О создании в Самарской области психолого-медико-педагогических комиссий»http://csoso.ru/wp-content/uploads/2024/05/Приказ-№-35-од-48-от-24.01.2023.pdf
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 01.11.2024  763 "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии" 0001202411200013

Приказ Минобрнауки России от 20.09.2013 N 1082 "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии"

m1082

Приказ министерства образования Самарской области, министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области от 08.08.2022 № 407-од/460 «О внесении изменений в приказ министерства образования Самарской области, министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области от 31.12.2014 № 414-од/697 «О создании в Самарской области психолого-медико-педагогических комиссий» Приказ 407-од 460 от 08.08.2022.pdf
  Приказ министерства образования Самарской области, министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области от 31.12.2014 № 414-од/697 «О создании в Самарской области психолого-медико-педагогических комиссий» Приказ от 31.12.2014 № 414-од/697
Приказ министерства образования Самарской области, министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области от 24.01.2023 № 35-од/№ 48 «О внесении изменения в приказ министерства образования  Самарской области, министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области от 31.12.2014 № 414-од/697 «О создании в Самарской области психолого-медико-педагогических комиссий» Приказ от 24.01.2023 № 35-од/№ 48
Приказ министерства образования Самарской области, министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области от 11.07.2023 № 467-од/№ 470 «О внесении изменения в приказ министерства образования  Самарской области, министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области от 31.12.2014 № 414-од/697 «О создании в Самарской области психолого-медико-педагогических комиссий» Приказ от 11.07.2023 № 467-од/№ 470
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 10 декабря 2013 г. N 723 "Об организации работы по межведомственному взаимодействию федеральных государственных учреждений медико- социальной экспертизы с психолого-медико-педагогическими комиссиями"14._Приказ_от_10.12.2013__723


 

Ребенок присутствует на ПМПК только в сопровождении родителя/законного представителя.

________________________________________________________________________________________
Особое детство. Родителям о ПМПК
Само словосочетание «психолого-медико-педагогическая комиссия» вызывает опасение и чувство тревожности. Что скрывается за аббревиатурой ПМПК? Кто ее проводит, с какой целью? Люди с опаской относятся к комиссиям, а когда это касается ребенка, то тут срабатывает защитная реакция. У родителей начинают формироваться негативные, настороженные чувства по отношению к окружающим людям и специалистам сфер здравоохранения и образования. Это в свою очередь приводит к отказу родителей от сотрудничества со специалистами всех сфер. Переживаемая тревога, а нередко и чувство уязвленного самолюбия часто заставляют взрослых занимать неконструктивные позиции по отношению к проблемам своего ребенка. Некоторые родители избегают вопросов, связанных с ПМПК, или скрывают негативные особенности развития своего ребенка. Во многих случаях семья не доводит до конца консультирование или, неудовлетворенные результатами обследования начинает искать другого, «более удобного» специалиста, который дал бы более благоприятную информацию, отвечающую наличным потребностям и состоянию родителей. Родители надеются, что такую «хорошую» информацию, в свою очередь, они могли бы представить в школу и тем самым «развеять» опасения и жалобы учителей. В результате могут быть потеряны значительные силы, средства и, что более важно, время, так необходимое для работы с ребенком. Исходя из принципов соблюдения интересов ребенка, необходима очень  большая работа с ребенком, что провести диагностическое обследование, пройти консультацию и получить рекомендации специалистов необходимо в интересах ребенка, следование советам поможет ему в его трудностях. Как показывает практика, освидетельствование ребенка на ПМПК является тяжелым эмоциональным стрессом, как для родителей, так и для ребенка. Отчасти это объясняется объективными причинами – фактор неизвестности, возможность порой значительного изменения в привычном укладе жизни ребенка, смена образовательного маршрута, социальные последствия, связанные с решением комиссии, сама процедура обследования, когда все сферы личности ребенка подвергаются внимательному изучению – все это и многое другое, безусловно, является серьезной психологической нагрузкой для ребенка и родителей. Обычно проблемы, которые привели к направлению на ПМПК, возникают задолго до того, как родителей поставят перед фактом необходимости прохождения комиссии. Как правило, причиной обращения на ПМПК служит плохое усвоение учащимся школьной программы или нарушения поведения, препятствующие нахождению ребенка в коллективе. Нередко эти проблемы остаются без внимания до тех пор, пока не достигают определенной «критической массы», когда становятся непреодолимым препятствием для дальнейшего обучения. Довольно часто родители бывают недостаточно осведомлены об истинном положении дел в школьной жизни ребенка, и постановка вопроса о необходимости смены программы обучения звучит для них как «гром среди ясного неба». Поэтому для педагога очень важно установить тот момент, когда ученик перестал усваивать программу и попытаться проанализировать причины этого. И если педагог убеждается в том, что имеющиеся проблемы ребенка не решаются педагогическими методами, он должен поставить вопрос о необходимости консультации у врача-психиатра и дальнейшего обследования на ПМПК. Что такое ПМПК? ПМПК — это комиссия, на которой происходит комплексная диагностика ребенка разными специалистами. На обследование ПМПК направляют как дошкольников, так и детей школьного возраста. Направляет на комиссию обычно школа (учитель, завучи) или сами родители, когда считают, что ребенку трудно обучаться по массовой общеобразовательной программе. Как проходит обследование на ПМПК? На комиссию в заранее оговоренный день приглашаются родители с ребенком. Обычно заседание комиссии происходит в одном кабинете, где ребенок попадает в руки сразу нескольких специалистов. В Южную ПМПК  входят: психиатр, психолог, логопед, социальный педагог,  иногда учитель и, конечно же,  родители. Они задают вопросы и дают задания. По времени обследование занимает примерно час. Подготовка ребенка к прохождению ПМПК Вопросы ПМПК зависят от возраста ребенка и проверяемых диагнозов. Что спрашивают на ПМПК?
  • Рассказать о себе, своих родных и друзьях: как зовут, где живут, где работают, какой возраст. Рассказать о своих занятиях и занятиях своих друзей: что делают с друзьями вместе? Что делают вместе с мамой/папой? Как проводят время. Имена учителей и воспитателей. Сведения о домашних питомцах: клички, питание, уход и т.д. О доме, где живет: сколько комнат, для чего они предназначены, для чего предназначены кухня, ванная.
  • Рассказать об окружающем мире: утро-ночь, выходные-будни, обед-ужин, распорядок дня, отличия. Ребенок должен ориентироваться в понятиях: больше – меньше, длиннее – короче, живое – неживое, Должен знать цвета, формы предметов, их расположение (на столе, под столом и т.д.).
  • Проверяют умение обобщать и логику. Ребенок должен объединять предметы по признаку (суп, помидоры, конфеты — еда). Выбрать лишний предмет из нескольких и объяснить, почему. Для чего нужны предметы, что с помощью них делают. Знать части тела и их предназначение. Какие бывают профессии.
  • Проверяют память: называют на слух слова и просят повторить, раскладывают картинки или предметы, потом перекладывают и просят объяснить, что изменилось.
  • Проверяют речь ребенка: правильно ли строит предложения, все ли звуки произносит, правильно ли меняет окончания слов в зависимости от рода существительных, времени глаголов. Просят составить небольшой рассказ по картинкам. Проверяют понимание устной речи, говорят несколько предложений и просят пересказать или ответить на вопросы.
  • Просят показать какое-то действие: как ты рисуешь, как ты идешь домой.
  • Проверяют умение рассказать о своих желаниях, чувствах (усталость, радость).
То есть вполне обычные для ребенка дошкольного или школьного возраста вопросы и способы диагностики. Но здесь важно понять, почему ребенок не справился с заданием: переволновался или это связано с другими причинами. Ребенку с неродным русским языком или педагогически запущенному ребенку трудно дать синонимы слова или объяснить пословицы, но это не означает, что ребенок не способен обучаться. Готовить к ПМПК можно, чтобы не волновался, чтобы знал типы заданий и чего от него примерно будут ждать. Но все вопросы, повторимся, обычные, то есть обычный ребенок, с которым занимаются и которого развивают, сможет ответить на эти вопросы. Родителям очень важно знать о необходимости  прохождения ряда врачей.
Нужно это потому, что одной из часто встречающихся причин снижения успеваемости является физиологическая: родовые травмы, травмы в раннем детстве и пр. Так как время вашего посещения ПМПК ограничено, чтобы вы не вспоминали о том, сколько лет было вашему ребёнку, когда он ехал на самокате, упал и ударился затылком и какой после этого врачи вынесли диагноз, вам и необходимо посетить несколько врачей. Это потребует дополнительных усилий. По результатам посещения возможны два варианта развития событий. Первый – вам скажут, что у ребёнка есть все способности и все возможности для того, чтобы осваивать образовательную программу в полной мере. Тогда вам выдадут соответствующий документ, который вы отдаёте в школу Второй – вам скажут, что у ребёнка, например, плохо развита память, и в соответствующей графе документа напишут «ребёнок с ограниченными возможностями здоровья» (далее дети с ОВЗ). Это не диагноз! Ваш ребенок будет учиться по  другой программе, адаптированной. Адаптированная образовательная программа– это образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию детей. В каждом отдельном случае  специалистами даются и отдельные разъяснения по программам. Эта  программа  позволит вам посещать занятия с психологом, логопедом, дефектологом. Уважаемые родители, важным моментом в подобных разговорах является ваш настрой, А наша с вами задача – не решать судьбу ребёнка (ответственны за это родители), а предлагать возможности, которыми могут воспользоваться, а могут, и  нет. Будьте готовы к любому ответу. Ваша работа – это тяжёлый труд,  который не всегда виден сразу, который не всегда сразу  приносит положительные плоды, но который нужен и важен для всех без исключения: и для детей,  и для педагогов и для вас - уважаемые родители. По итогам обследования комиссия готовит протокол ПМПК, с которым должны ознакомиться родители под роспись. Подпись на протоколе ставится как подтверждение факта прохождения комиссии в присутствии родителей (законных представителей). Комиссия выдает заключение ,которое носит рекомендательный характер, но хотелось бы,  чтобы родители  следовали  этим рекомендациям. Председатель Южной ТПМПК Т.В Шубина
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

ДЕТИ С ОВЗ. ПРОБЛЕМЫ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЕ
На сегодняшний день одной из самых тревожных проблем стало неуклонно увеличивающееся число детей с проблемами здоровья, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья. Дети с ОВЗ – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Дети с ОВЗ имеют разные нарушения развития: нарушение слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая ранний детский аутизм, с задержкой и комплексными нарушениями развития. В настоящее время в системе образования России, как и других стран мира, ведущие позиции в обучении детей с проблемами в развитии занимает интеграция. В настоящее время мир внимательно относится к детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), что отражено и в ратификации в 2012 г. Российской Федерацией Конвенции ООН (2006 г.), и в первых Указах Президента РФ В.В. Путина (№ 597 и № 599). В настоящее время реализуется концепция, в соответствии с которой человек с ОВЗ не обязан быть «готовым» для того, чтобы обучаться в детском саду или в школе, а большое внимание уделяется адаптации среды к его возможностям, развитию способностей, которые могут быть востребованы там, где он живёт, учится. Группа школьников с ОВЗ очень разнообразна и многочисленна. Самым главным направлением в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики развития психики и здоровья каждого ребенка. Если говорить о ребенке с незначительными ОВЗ, то необходимо отметить, что при создании благоприятных условий, можно избежать большей части проблем с развитием. Многие нарушения не являются ограничителями между ребенком и окружающим миром. Грамотное психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ позволит им овладеть программным материалом и обучаться вместе со всеми без формирования серьезных эмоционально-регрессивных комплексов, однако, дети с серьезными нарушениями нуждаются в специальных условиях, в особом образовании, воспитании и лечении. В России в последние годы разрабатываются определенные направления социальной политики, которые связаны с увеличением количества детей с ОВЗ. Несмотря на прилагаемые усилия и прогрессивное развитие медицины, количество детей с ограниченными возможностями стабильно растет. Поэтому основные направления социальной политики направлены на решение проблем их обучения и пребывания в школьном учреждения. Однако на сегодняшний день можно выделить ряд проблем инклюзивного образования: недостаточная подготовленность педагогических кадров, работающих по модели инклюзивного образования. Педагоги, которые никогда не сталкивались с особенностями обучения детей с различными проблемами здоровья, часто не владеют необходимыми знаниями, приёмами и методиками специального образовательного процесса, даже не смотря на то, что прошли курсы повышения квалификации. Педагоги не имеют необходимой квалификации как для коррекции имеющихся у ребенка нарушений, так и вовлечения его в образовательный процесс. Кроме того некоторые педагоги являются противниками инклюзии, потому что это доставляет им дополнительные трудности, но не приносит существенного материального вознаграждения. Инклюзивное образование должно сопровождаться специальной поддержкой педагогов, которая может оказываться как внутри учреждения, так и вне его.
Проблемы и трудности инклюзивного образования
Существующие проблемы и трудности инклюзивного образования сводятся к следующим позициям:
  • коллектив детей не всегда принимает ребенка с ОВЗ;
  • многие родители не хотят, чтобы их нормально развивающиеся дети ходили в один класс с "особенным" ребенком;
  • педагоги не до конца могут освоить идеологию и функционал инклюзивного образования;
  • существуют трудности при реализации методов обучения;
  • не все дети с ОВЗ способны адаптироваться к условиям обычной жизни, не требуя к себе дополнительного внимания и индивидуальных условий обучения.
Для полноценного развития ребенка с ОВЗ необходимо работать по следующим направлениям:
  • v необходима постоянная корректировка приемов и методов обучения и воспитания;
  • v необходимо регулярное проведение коррекционно-развивающих занятий, нацеленных на повышение мотивации, развитие познавательной деятельности, памяти и мышления, познание своих личностных характеристик;
  • v необходимо внедрение и использование индивидуальной карты психолого-педагогического сопровождения развития ребенка с ОВЗ;
  • v необходимо постоянное проведение оценки состояния ребенка и динамики его развития, для корректировки нагрузок;
  • v необходимо обеспечить активное вовлечение семьи ребенка в работу образовательного учреждения, обеспечивая психолого-педагогическое сопровождение;
  • v проводить консультирование родителей;
  • v обучить семью доступным им приемам и методам оказания помощи;
  • v организовать обратную связь родителей с образовательным учреждением и др.
Какие меры должна провести школа, чтобы принять у себя детей с ОВЗ?
  • v Устанавливаются пандусы для инвалидов-колясочников, монтируются подъемники на верхние этажи.
  • v Ступеньки окрашиваются ярким цветом для слабовидящих детей.
  • v Стены в коридорах и местах общественного пользования оснащаются держателями (поручнями), а пол должен иметь рельефное покрытие.
  • v Устанавливаются одноместные парты с регулируемыми столешницами.
  • v Монтируются сигнальные лампочки для слабослышащих детей.
  • v Осуществляет переоборудование столовой, раздевалки, туалета, спортивного зала, библиотеки.
  • v Оборудует учебные кабинеты наушниками и акустическими приборами.
Это лишь небольшая часть тех мер, которые помогут решить проблему «безбарьерной» среды в школе, а дети с ОВЗ не будут чувствовать себя изгоями. Неравномерность применения вежливого общения со взрослыми и сверстниками (в быту и дома, в школе и на улице).
Как будем преодолевать эти особенности? Обратимся к опыту великих педагогов.
В. А. Сухомлинский говорил: «В практической работе по нравственному воспитанию наш педагогический коллектив видит прежде всего формирование общечеловеческих норм нравственности. В младшем возрасте, когда душа очень податлива к эмоциональным воздействиям, мы раскрываем перед детьми общечеловеческие нормы нравственности, учим их азбуке морали:
  1. Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое желание отражается на окружающих тебя людях. Знай, что существует граница между тем, что тебе хочется, и тем, что можно. Проверяй свои поступки вопросом к самому к себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай все так, чтобы людям, окружающим, тебя было хорошо.
  2. Ты пользуешься благами, созданными другими людьми. Люди делают тебе счастье детства. Плати им за это добром.
  3. Все блага и радости жизни создаются трудом. Без труда нельзя честно жить.
  4. Будь добрым и чутким к людям. Помогай слабым и беззащитным. Помогай товарищу в беде. Не причиняй людям зла. Уважай и почитай мать и отца – они дали тебе жизнь, они воспитывают тебя, они хотят, чтобы ты стал честным гражданином, человеком с добрым сердцем и чистой душой.
  5. Будь неравнодушен к злу. Борись против зла, обмана, несправедливости. Будь непримиримым к тому, кто стремится жить за счет других людей, причиняет зло другим людям, обкрадывает общество.
Такова азбука нравственной культуры, овладевая которой дети постигают сущность добра и зла, чести и бесчестия, справедливости и несправедливости.»
Инклюзивная школа – это школа равных возможностей. В инклюзивных школах все дети обеспечиваются поддержкой, которая позволяет им добиваться успехов, ощущать безопасность, ценность совместного пребывания в коллективе. Сегодня инклюзивным или включающим образованием называют совместное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья с нормативно развивающимися сверстниками. Дети с особыми образовательными потребностями в такой практике смогут расти и развиваться вместе с другими ребятами, посещать обычные учебные заведения, заводить в них своих друзей. В общем, жить, как живут все остальные дети. Идея состоит в том, что для получения качественного образования и психологической адаптации  в обществе, детям с особыми потребностями необходимо активно взаимодействовать с другими детьми. Но не менее важно такое общение и тем детям, которые не имеют никаких ограничений в своём развитии или в здоровье. Все это существенно повышает роль инклюзивного, совместного обучения, позволяющего принципиально расширить возможности социализации детей с инвалидностью.