Для чего нужен психолог в школе ???
В настоящее время возрастает уровень востребованности психологических услуг в системе образования, так как в новых стандартах образования большое внимание уделяется вопросам психического, личностного развития ребенка, его индивидуальным особенностям, сохранению и укреплению его психического и психологического здоровья. Психологическая служба системы образования, существует во многих странах, охватывая всю систему обучения и воспитания с дошкольного возраста до окончания школы и имеет более чем вековую историю.
Должность психолога-педагога в образовательных организациях нашего района появилась более 20 лет назад, сейчас это уже обычное явление. Важно отметить, что уровень осведомленности о психологической помощи постепенно растет, и с каждым днем все больше людей доверяют свои переживания не друзьям и знакомыми, а специалисту, в чьей компетенции не только выслушать жалобы, но и подобрать ключ к проблеме. Сегодня у современного школьника очень много проблем, это: насыщенность информации, свободный доступ в интернет, общее эмоциональное неблагополучие, погоня за успехом, высокая конкуренция, проблема разрешения конфликтов, социальное расслоение, дефицит времени, рост ответственности за свой выбор и многое другое. Попадая в школьный мир, ребенок оказывается перед множеством разнообразных выборов, которые касаются самых разных сторон жизни, как учиться и как строить свои отношения с учителями, как общаться со сверстниками, как относиться к тем или иным проблемам. И определиться с этими многочисленными выборами помогает педагог-психолог.
В Южном образовательном округе психологическая служба представлена специалистами, работающими в ГБУ ЦППМСП м.р.Большечерниговский.
Чем же занимаются специалисты службы, как она помогает детям на разных этапах обучения, и какие задачи решает?
В службе задействованы различные специалисты, которые работают в тесной связке для достижения общей цели –обеспечения и сохранения психологического и психического здоровья детей, но по –прежнему центральной фигурой психологической службы остается педагог-психолог. Он занимается диагностикой, профилактикой и коррекцией психологических проблем учащихся, работая с отдельными детьми и группами.
Остановимся на основные виды деятельности педагога- психолога.
Психологическая профилактика-она включает изучение адаптации учащихся при переходе из начальной школы в среднее звено, переход обучающихся из основной школы в старшее звено ,профилактику и преодоление девиантного поведения у обучающегося образовательного учреждения, содействие привитию здорового образа жизни учащемуся, профилактику суицидальных превенций у обучающихся ,также она может включать занятия по развитию эмоционального интеллекта, тренинги по стрессоустойчивости, программы по профилактике буллинга и другие мероприятия, направленные на поддержание здоровой психологической атмосферы в школе.
Психологическая диагностика индивидуальных особенностей обучающегося -это определение уровня познавательных процессов (мышления, памяти, внимания, воображения), а также личностных качеств, эмоционального и социального развития детей, девиаций, исследование познавательных интересов, склонностей и способностей детей. Это направление позволяет выявить проблемы и трудности, с которыми сталкивается ребенок. Например, если у ребенка проблемы с учебой, низкая самооценка, трудности в общении, недостаток внимания, сложности с запоминанием информации, проявления агрессии, застенчивость-все это может быть выявлено через диагностические беседы, тесты и наблюдения.
Психологическая коррекционная и развивающая работа с обучающимися осуществляется через проведение развивающих занятий с детьми ОВЗ, «группы риска», проведение развивающих занятий социальной и личностно-ориентированной направленности. Например, если у ребенка наблюдаются сложности с самооценкой, то психолог работает над тем, чтобы развить у него уверенность в своих силах, при этом использует различные технологии: сказкотерапию, арт-терапию, игровые техники и т. д.
Психопросвещение и психопрофилактика. Психологическое просвещение помогает педагогам и родителям лучше понимать особенности психического развития детей и их потребности. Мероприятия по данному направлению направлены на минимизацию вредного влияния разных тенденций, возникающих у детей в процессе взросления. Например, психолог-педагог может рассказывать детям о вреде курения и наркотиков. Кроме того, считается, что психолог компетентен в выявлении признаков суицидального поведения у подростков. Консультативная работа со всеми участниками образовательных отношений проводится как индивидуально, так и в группах. Эти мероприятия со стороны школьного психолога направлены на улучшение и стабилизацию эмоционального состояния учеников и они несут в себе пользу даже для тех подопечных, у которых не было обнаружено никаких отклонений. Специалисты психологической службы проводят работу по запросам классных руководителей и родителей, других ведомств. В зависимости от запроса готовится программа занятий, встреч, тренингов по соответствующим проблемам. Школьные психологи проводят также обучающие семинары и тренинги для учителей, помогают им лучше понимать своих учеников и выбирать правильные педагогические подходы. Родителям психологическая служба предлагает консультации и рекомендации, направленные на улучшение взаимоотношений с детьми и их поддержку в процессе воспитания. Педагоги –психологи помогают создать в школе комфортную и безопасную среду для каждого ребенка.
Ведь главное, чтобы школе была создана эта безопасная среда, а ведь это не только отсутствие насилия или угроз, но и уверенность ребенка в том, что его понимают и поддерживают. На разных возрастных ступенях детей помощь педагога –психолога тоже не всегда одинакова.
Когда ребенок поступает в первый класс, он сталкивается с трудностями: разлука с родителями, необходимость привыкать к новому режиму, правилам и учебным нагрузкам и тогда психолог помогает детям пройти этот сложный период, проводя специальные игры и упражнения, которые помогают снизить тревожность, развить коммуникативные навыки.
Средняя школа — это время значительных изменений как в учебной, так и в социальной жизни ребенка. Примерно в 5 классе начинается младший подростковый период и этот период требует адаптации к новым требованиям. В среднем звене работа психолога направлена на развитие самосознания детей, они активно формируют представление о себе. На этой возрастной ступени психолог помогает ученикам развивать здоровую самооценку и уверенность в своих силах, учит детей анализировать свои поступки.
В 8−9 классах психолог начинает работать с учениками над осознанным выбором профессии, а это -проведение профориентационные тестов, обсуждение интересов и возможностей обучающихся. Педагоги –психологи проводят работу по психологической поддержке при подготовке к экзаменам, помогают детям справляться с экзаменационным стрессом и увереннее подходить к выбору профессии. Особое внимание педагоги-психологи уделяют работе с подростками, ведь подростки в этот период отстраняются от родителей, становятся замкнутыми, закрывают доступ к своим социальным сетям, пытаются найти решение своих проблем среди друзей, в социальных группах, носящих порой характер направленности от наркомании до экстремизма и суицидов. В нашей жизни психотравмирующие ситуации налицо: конфликты в семье, отклоняющееся поведение ребенка, изменения в поведении, всё это накапливается и приводит к срыву, реакциям протеста, уходу, агрессии. Проблемы есть у всех людей, а уж тем более у подростков ,только у одного ребенка их больше, у другого – меньше, один поделится своими переживаниями с посторонними людьми, а другой остается с проблемами наедине, а оттуда - трагедии.
Во всех этих случаях Вы можете обратиться к профессионалу – педагогу -психологу, который поможет Вашему ребенку, сделает его жизнь более понятной , комфортной, разработать стратегию поведения в определенных ситуациях.
Уважаемые родители, если вы видите, что с ребенком происходит что-то неладное, и сами можете понять причины вдруг изменившегося поведения, Вы можете обратиться к психологу на консультацию, и мы с Вами вместе постараемся разобраться и облегчить ситуацию стресса, конфликта или сильного эмоционального напряжения.
Уважаемые родители хотелось бы также подчеркнуть, что психологи работают только со здоровой личностью и с нормами психического здоровья.
А вот психиатр уже ставит диагнозы и лечит заболевание, связанное с психическим здоровьем.
Педагог-психолог -это очень важная работа, требующая большой отдачи, упорства и терпения. Ведь именно психолог работает с живыми душами и сердцами. И чтобы создать надежный и комфортный тыл нашим детям, родители, учителя, школьные психологи должны работать в одной связке. «Душа ребенка подобна скрипке – как к ней прикоснешься, так она и зазвучит». Кто хоть раз прикоснется к душе ребенка с любовью, без сомнения, душа ребенка ответит тем же.
Обращаем внимание всех участников образовательных отношений на контакты по вопросам буллинга!
Горячая линия «Ребёнок в опасности» Следственного комитета Российской Федерации. Бесплатный, круглосуточный номер телефона 8-800-100-12-60#1 Портал антибуллиговой программы для школ «Травлинет.рф» Раздел «Кибербуллинг» портала Минцифры и Ростелекома Сайт «Стоп буллинг» http://bulling-net.ru Сайт антибуллингового портала https://bullying.ru Горячая линия «Дети Онлайн» http://detionline.com/helpline/about ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ Травли.NET 8 (800) 500-44-14
Куда можно направить родителей:
● Портал Растимдетей.рф - бесплатная консультационная помощь родителям по вопросам развития, воспитания и образования детей в возрасте от 0 до 18 лет, профилактики социального сиротства.
● Психологический университет для родителей «Быть родителем» - бытьродителем.рф
Рекомендации психолога по снятию тревожности.
Тревожность - это склонность человека к переживанию тревоги. Это эмоциональное состояние. Во время тревоги человек ощущает напряжение, беспокойство, появляются мрачные предчувствия. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичным во времени.
Как проявляется тревожность :
-В беспомощности
-В неуверенности в себе
-В преувеличении значимости ситуаций и ощущение бессилия перед ними.
Очень важный момент в работе над тревогой – научиться ставить цели и уметь прислушиваться и оценивать свои чувства – это называется рефлексией. Внимательно нужно относиться и к нагрузкам – переутомление также может вызывать тревожность. Кроме этого, есть метод поиска и укрепления своего «островка безопасности», человек учится чётко обозначать границы своих негативных чувств и создавать условия, при которых появляется возможность выговориться и превратить чувства в образ.
Приёмы психологической защиты.
1 Переключение. Начинайте думать о чем-нибудь для вас актуальном, полезном, приятном. Через некоторое время неприятное переживание ослабнет.
2. Сравнение. Сравните своё состояние с состоянием и положением других людей и вы найдёте, что у многих оно тяже лее, чем у вас. Это ослабит ваше переживание.
3.Накопление радости. Вспоминайте события, вызвавшие у вас даже маленькую радость.
4.Мобилизация юмора Смех — противодействие стрессу.
5.Интеллектуальная переработка. «Нет худа без добра».
6.Разрядка (физическая работа, игра, любимые занятия).
7.Быстрое общее мышечное расслабление (релаксация).
Способы снятия тревожного состояния.
1.Упражнение «приятное воспоминание». Подростку предлагается представить себе ситуацию, в которой он испытывал полный покой, расслабление и как можно ярче, стараясь вспомнить все ощущения.
2.Дыхательные упражнения.
На 4 счета вдох, на 4 счета – задержка дыхания, на 4 счета – выдох. Делается вдох, например на 4 счета, а выдох делается в 2 раза дольше, т. е. на 8. Упражнения для снятия усталости, напряжения глаз. - посмотри попеременно вверх-вниз (25 секунд, влево-вправо (15 секунд); - напиши глазами своё имя, отчество, фамилию; - попеременно фиксируй взгляд на удалённом предмете (20 секунд, - потом на листе бумаги перед собой (10 секунд); - нарисуй квадрат, треугольник - сначала по часовой стрелке, потом в противоположную сторону; Беречь глаза, делать перерыв каждые 20-30 минут, (оторвать глаза от книги, тетради, посмотреть вдаль). 3.Кинезиологические упражнения. Большим и указательным пальцами одной руки с силой сдавливаем фалангу каждого пальца другой руки, начиная с ногтевой фаланги, сначала в тыльно-ладонной, затем межпальцевой плоскости. Потом меняем руки. Большим пальцем правой руки нажимаем на середину левой ладони. С ощутимым нажимом совершать круговые движения от центра ладони к периферии, по спирали с выходом на большой палец. Затем, то же другой рукой.
Упражнение “Колечко”.
Поочерёдно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале методика выполнятся каждой рукой отдельно, затем вместе.
!!!Помните, что гарантией вашего успеха, является умение видеть позитивные стороны в любой ситуации и уверенность в своих силах, позволяющая преодолеть все сомнения и колебания.
Групповой интеллектуальный тест
В марте –апреле педагоги –психологи проводят ГРУППОВОЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ТЕСТ (ГИТ) обучающихся 4 классов. Групповой интеллектуальный тест используется для диагностики умственного развития при переходе из младшего школьного возраста в подростковый. ГИТ - многоцелевой критериальноориентированный тест, позволяющий решить такие задачи как: 1) контроль над влиянием разных методов обучения на умственное развитие учащихся, индивидуализация методов обучения; 2) выявление учащихся, нуждающихся в коррекции умственного развития; 3) определение причин школьной неуспеваемости. После знакомства с рекомендациями по обеспечению успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального общего образования - на основную, становится очевидным необходимость еще в начальной школе до перехода учащихся в пятый класс, выявить группу риска, группу учащихся, которые с наибольшей вероятностью столкнутся при обучении в 4 - 6 классах с большими трудностями. Причиной таких трудностей кроме повышенной тревожности может оказаться несоответствие уровня интеллектуального развития отдельных учащихся требованиям учебных программ. Для определения учащихся с такими трудностями и составления психологических рекомендаций для коррекции этих трудностей используем Групповой Интеллектуальный Тест (ГИТ). Основные цели, с которыми может применяться данный тест, таковы: контроль за эффективностью школьного обучения; выявление неблагополучных в плане умственного развития учащихся, нуждающихся в коррекции умственного развития; определение причин школьной неуспеваемости; сравнение эффективности разных систем и методов преподавания; сравнение эффективности работы разных учителей и преподавательских коллективов; отбор учащихся с высоким уровнем умственного развития в специальные классы и школы, а также способных обучаться по углубленной индивидуальной программе.
Жестокое обращение с детьми - действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка.
Выделяют несколько видов жестокого обращения: физическое, сексуальное, психическое (эмоционально дурное обращение) насилие, отсутствие заботы (пренебрежение основными потребностями ребенка). Во исполнение Всеобщей декларации прав человека и Декларации прав ребенка необходимо принять все необходимые меры для защиты ребенка от любых форм физического или психологического насилия, отсутствия заботы или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке. Такие меры должны включать поддержку ребенка и лиц, которые о нем заботятся, предупреждение, выявление, информирование, передачу на рассмотрение, расследование, лечение в связи со случаями жестокого обращения с ребенком, а в случае необходимости возбуждение судебной процедуры.Актуальность профилактики жестокого обращения с детьми связана с тем, что насилие в отношении детей или пренебрежение их основными потребностями оказывают негативное влияние на психическое развитие ребенка, нарушают его социализацию, порождают безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних. В ГБУ ЦППМСП м.р.Большечерниговский проводится работа педагогов в О. О . по вопросам выявления и профилактики жестокого обращения с несовершеннолетними. В анкетировании по выявлению жестокого обращения приняли участие 172 ребенка Анкетирование проводилось в О. О. района, ответы детей распределились следующим образом : Чаще всего наказывают детей за:
- за плохие отметки в школе – 50%
- за позднее возращение домой- 5% ученика
- когда оговариваюсь – 4 % учеников
- за лень и ложь – 4 % учеников
- за курение-0,5 %
- кричат – 20 %
- обзывают - 14%
- Вообще не наказывают – 65%
- Не упрекайте ребенка за то, что он не рассказал об этом раньше, или ничего не сделал, чтобы предотвратить случившееся.
- Поговорите с ребенком, определите источник конфликта, стресса, напряжения в отношениях.
- Дайте понять ребенку, что вы понимаете его и верите.
- Поставьте в известность классного руководителя и администрацию школы.
- Будьте внимательны к своим ученикам, отмечайте малейшие изменения в их поведении, любые отклонения от нормы. Пристального внимания учителей и родителей требуют резкие “вдруг” возникшие изменения в поведении.
- Обратите внимание на изменение работоспособности ученика (не может продолжительное время работать без отвлечений и ошибок из-за быстро нарастающего утомления).
- Нельзя торопиться с выводами, проявляйте терпение, доброжелательность по отношению к ученику. Понаблюдайте, побеседуйте с родителями.
- Будьте объективны не только в оценке ученика, но и в сложившейся ситуации. Не поддавайтесь эмоциям, чувствам, которые мешают решению проблемы.
- Всегда чувствуйте психологическую атмосферу в классе. Для этого необходимо:
- Искренне интересуйтесь жизнью своих учеников. Относитесь сочувственно к мыслям и желаниям детей: не придирайтесь, не пытайтесь переделать, не критикуйте, чаще хвалите!
Информационно –мотивационная работа с родителями Социально-психологическое тестирование обучающихся (далее – СПТ) является необходимой мерой социального контроля и предупреждения распространения немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ в подростковой и молодежной среде. Полученные результаты СПТ позволяют определить обучающихся с повышенной вероятностью вовлечения в зависимое поведение на основе соотношения факторов риска и факторов защиты. Результаты СПТ используются для разработки дополнительных адресных мер и оценки эффективности профилактической деятельности в образовательной среде. От качества проведения информационно-разъяснительной работы с обучающимися, родителями (законными представителями), педагогами, зависит то, с каким отношением субъекты образования подойдут к процедуре тестирования, каковы будут результаты и количество участников СПТ. Для усиления мотивационного воздействия рекомендуется:
- разместить на сайте образовательной организации информацию о тестировании, где будут обоснована актуальность СПТ как психопрофилактической меры;
- просветить принципы (конфиденциальности, ненаказуемости, добровольности);
- разъяснить тезис о том, что СПТ выполняет роль социального контроля за соблюдением общепринятых социальных норм, обеспечивающих стабильность общества;
- привлекать волонтерские группы или советы старшеклассников к мотивационным мероприятиям, т.к. работает принцип «равный равному»;
- провести тематические классные часы, индивидуальные беседы, родительские собрания и обучающие семинары;
- Приглашение родителей для проведения родительского собрания.
- Привлечение педагога-психолога, социального педагога, нарколога (в качестве консультанта) для проведения родительского собрания.
- Знакомство с формами согласий обучающихся достигших возраста 15 лет, а также согласий для родителей/ законных представителей, обучающихся в возрасте от 13 лет.
- Сбор информированных согласий.
- Формирование мотивационной готовности родителей к участию их детей в СПТ.2.В начале собрания необходимо обозначить важность проведения СПТ, и личное отношение к тому, что эта мера введена в вашей ОО.3.Затем перейти к информированию . Информирование — это когда обозначаются все феномены, которые имеют место быть.4.Показать тревожные тенденции в подростковом мире 5.Диалог с родителями. Пусть родители выскажут свое отношение к тестированию и свои страхи, касающиеся результатов и последствий для ребенка. 6.Обозначить задачи тестирования. Задача тестирования – выявить у детей личностные (поведенческие, психологические)7.Особенности, которые при определенных обстоятельствах могут стать значимыми факторами риска употребления ПАВ. 8.Тестирование является добровольным. В тестировании принимают участие только учащиеся в возрасте 13 лет и старше, которые дали письменное информированное согласие.
- Если ваш ребенок уже закончил пятый класс, то не стоит вмешиваться в его конфликт с учителем, если он против. Дайте ему возможность решить проблему самостоятельно. 2. Не обсуждайте с ребенком учителя в негативном тоне. Это только еще больше настроит его против педагога и усугубит ситуацию. 3. При любом конфликте вы должны быть всегда на стороне ребенка. Но постарайтесь разобраться в ситуации и выслушать всех участников конфликта. 4. Не наказывайте и не осуждайте ребенка за правду. Иначе он решит, что говорить правду небезопасно для него и перестанет вам доверять.
- Перед тем как поговорить с учителем, попросите его назначить вам встречу. Педагог может быть занят, если вы придете без предупреждения, и не сможет уделить вам достаточно времени. 2. Обсуждайте с педагогом не его личность или личность ребенка, а проблему. Постарайтесь совместно найти выход из ситуации. 3. Разговаривайте с педагогом спокойным, уважительным и твердым голосом. Если вы будете кричать на него, хамить или мямлить, конструктивного разговора не получится. 4. Если вы выслушали все доводы учителя и понимаете, что ваш ребенок действительно виноват, извинитесь перед педагогом. Извинение не признак слабости.
Суицид не передается по наследству
Суициденты, как правило, психически здоровы. Но часто они находятся в состоянии острого эмоционального конфликта, от чего в течение короткого промежутка времени думают о самоубийстве. Лишь у очень небольшого числа молодых людей, в определенном возрасте, наблюдаются серьезные химические и физические нарушения мозговой деятельности, в связи с чем их поступки и ощущения могут в течение долгого времени отличаться неадекватностью. Психически нездоровые люди уходят из жизни из-за резких перепадов настроения и неадекватного поведения. Тот, кто говорит о суициде, способен совершить суицид. Из десяти покушающихся на свою жизнь подростков семь делились своими планами. Поэтому большинство подростков, которые говорят о суициде, не шутят. Не рискуйте жизнью своего друга: раз он заговорил о самоубийстве, значит это серьезно. Суицид – следствие не одной неприятности, а многих. "Последняя капля, которая переполнила чашу терпения". Причины, ведущие к суициду, подобны капающим в чашу терпения каплям. Каждая капля – ничто, двум каплям, десяти каплям ни за что не заполнить чашу доверху. А теперь представьте, что капель этих не десять и даже не сто, а многие тысячи. В какой-то момент чаша терпения будет переполнена. Обычно люди не совершают самоубийство из-за одной какой-то неприятности. Большей частью они пытаются уйти из жизни не из-за одной неудачи, а из-за серии неудач. Кто склонен к суициду? Предотвращать суицид было бы проще всего, если бы его совершали только определенные подростки. К сожалению, такой тип установить сложно. Подростки из богатых семей подвержены суицидальным настроениям ничуть не меньше, чем подростки из семей нуждающихся. Суицид совершают не только те подростки, которые плохо учатся и ни с кем не ладят, но и молодые люди, у которых нет проблем ни в школе, ни дома. На первый взгляд может показаться, что вашей подруге не грозит суицид, потому что у нее все есть, но благополучие – вовсе не гарантия от суицида. Важно то, что твои друзья говорят и делают, а не то, сколько у них денег и что они, по-твоему, чувствуют. Чем лучше настроение у суицидента, тем больше риск. Самоубийство подростка, который вроде бы уже выходит из кризиса, для многих является полной неожиданностью. Большинство молодых людей пытаются покончить с собой всего один раз в жизни; для тех же подростков, которые могут совершить вторичную суицидальную попытку, самое опасное время – 80–100 дней после первой попытки. После первой попытки расстаться с жизнью подростки ощущают постоянную поддержку окружающих. Друзья, родители, учителя уделяют им повышенное внимание, и у них возникает чувство, что все их любят. Однако спустя три месяца жизнь возвращается в прежнее русло. Друзья, родители и учителя по-прежнему окружают совершившего суицид немалой заботой, однако жизнь, как говорится, "берет свое", появляются у них дела и поважнее. Тем более что настроение у подростка отличное – вот всем и кажется, что худшее позади. Однако совершивший суицидальную попытку подросток возвращается в нормальное состояние медленнее, чем может показаться. Страхи и неприятности, подтолкнувшие его к суициду, еще не прошли окончательно, еще дают о себе знать. Вот почему этот этап наиболее опасен: все опекавшие подростка занялись своими делами, у него же возникает впечатление, что от него отвернулись, и ему может прийти в голову мысль совершить еще одну суицидальную попытку, чтобы "вернуть" к себе внимание окружающих. Иногда на то, чтобы окончательно изжить в себе суицидальные намерения, подросткам требуется не меньше трех месяцев. За это время может выясниться, что ситуация к лучшему не изменилась: любимая девушка к нему не вернулась, отметки лучше не стали, пристрастие к наркотикам или к алкоголю такое же сильное. Тут-то им и приходит в голову мысль, что единственный выход из положения – повторная попытка расстаться с жизнью. Они находятся в неплохой форме и начинают планировать суицидальную попытку номер два с удвоенной энергией. В этом случае их друзьям следует быть настороже. Тебе может показаться, что твой друг после первой попытки одумался и "пошел на поправку", – он же в это самое время задумал второй суицид активно приступил к осуществлению своего намерения. Вид у него при этом совершенно счастливый, ведь про себя он думает: "Ничего, скоро все это кончится". Коренная причина детских самоубийств непонимание их как взрослыми (родителями, учителями), так и ровесниками. Основанием для ухода из жизни могут стать плохие отношения между родителями, их развод, смерть близких, унижение ребенка родителями, боязнь перед жестоким наказанием, не сложившиеся взаимоотношения в школьном коллективе, неудачная ("разбитая") первая любовь и другие кризисные (экстремальные) стрессовые ситуации. Именно в эти моменты они ищут родительской поддержки и понимания, доброго слова и ласкового взгляда. Как предотвратить трагедию? При исследовании множества подростковых самоубийств – специалисты, занимающиеся данной проблемой, обнаружили одно сходное обстоятельство: у этих детей очень сильно нарушаются эмоциональные взаимодействия с семьей, в частности отношения с матерью. Как бы подросток не был ориентирован на ценности своей возрастной группы, острота его переживаний становится несовместимой с жизнью, если он отвергнут в родной семье. Формы отвержения всегда бывают разные и далеко не всегда это – подчеркнутое равнодушие. Поэтому пересмотрите свои отношения с ребенком, больше ему доверяйте, воспринимайте его как самостоятельную взрослую личность с его индивидуальным мировоззрением, мнением, ценностями и убеждениями, желаниями и требованиями. Отнеситесь всерьез к любому намеку на суицид в его словах, даже если он просто выкрикнет сгоряча: "Я не хочу с вами жить!" Самое главное – покажите своему ребенку, что он вам небезразличен. Дайте ему почувствовать, что он любимый и желанный. Постарайтесь уверить его, что все душевные раны со временем заживут. Убедите его в том, что безвыходных ситуаций не бывает! Помогите ему увидеть этот выход. Е.М. Вроно пишет о том, что сейчас все "шлюзы раскрылись", причем для всего – не только для хорошего, но и для плохого (например, для наркотиков и препаратов, которые у подростков вызывают очень быстрое привыкание и тяжелую зависимость). Доступность детям интернет-пространства, также таит в себе угрозы. Например, тема интернет-самоубийств широко обсуждается во всём мире. Большое количество сайтов предлагают своим посетителям информацию о "добровольном уходе из жизни" активно подталкивая к самоубийству. Специалисты отмечают, что подобная реклама во многих случаях приводит к трагическим последствиям, так как в основном в чатах и на сайтах данной тематики ищут общения молодые люди, которые имеют серьёзные личностные проблемы. Например, давно известно, что человек в стрессе, испытывающий острое чувство душевной боли и отчаяния или находящийся в изменённом состоянии сознания под воздействием психоактивных веществ легко внушаем и поддаётся на уговоры, которые к тому же обещают избавление от боли и уход от проблем, снимают ответственность за происходящее в жизни. Посетители суицидальных чатов и интернет-клубов самоубийц знакомятся, обсуждают свои проблемы (которые склонны преувеличивать, особенно в подростковом возрасте), делятся своими намерениями и согласовывают свои действия. В результате деятельности этих социальных сетей существует опасность бесконтрольного саморазрушительного поведения. Так как все формы проявлений такого поведения тесно связаны между собой (суициды, алкоголизм, наркомания, проституция, экстремизм, сатанизм, противоправные действия и другие асоциальные явления) уместно будет затронуть тему обеспечения безопасного пользования интернет-ресурсами несовершеннолетними, в частности с некоторыми общими рекомендациями родителям и (или) значимым взрослым, для детей разного возраста. ПРИЗНАКИ, СВИДЕТЕЛЬСТВУЮЩИЕ О СУИЦИДАЛЬНОЙ УГРОЗЕПоведенческие | Словесные | Эмоциональные |
Любые внезапные изменения в поведении и настроении, особенно, отдаляющие от близких людей | Уверения в беспомощности и зависимости от других | Амбивалентность (двойственность) переживаний ("люблю-ненавижу") |
Склонность к опрометчивым и безрассудным поступкам | Прощание | Беспомощность, безнадежность |
Чрезмерное употребление алкоголя или таблеток | Разговоры или шутки о желании умереть | Переживание горя |
Посещение врача без очевидной необходимости | Сообщение о конкретном плане суицида | Признаки депрессии |
Расставание с дорогими вещами или деньгами | Двойственная оценка значимых событий | Вина или ощущение неудачи, поражения |
Приобретение средств совершения суицида | Медленная, маловыразительная речь | Чрезмерные опасения или страхи |
Подведение итогов, приведение дел в порядок, приготовления к уходу | Высказывания самообвинения | Чувство собственной малозначимости |
Пренебрежение внешним видом | Рассеянность или растерянность |
Дети | Подростки |
Печальное настроение | Печальное настроение |
Потеря свойственной детям энергии | Чувство скуки |
Нарушения сна, соматические жалобы | Чувство усталости |
Изменение аппетита или веса | Нарушения сна, соматические жалобы |
Ухудшение успеваемости | Неусидчивость, беспокойство |
Снижение интереса к обучению | Фиксация внимания на мелочах |
Страх неудачи, чувство неполноценности | Чрезмерная эмоциональность |
Самообман - негативная самооценка | Замкнутость |
Чувство "заслуженного отвержения" | Рассеянность внимания |
Заметное снижение настроения при малейших неудачах | Агрессивное поведение |
Чрезмерная самокритичность | Непослушание, склонность к бунту |
Сниженная социализация | Злоупотребление алкоголем или наркотиками |
Агрессивное поведение | Прогулы в школе, колледже, плохая успеваемость |
- Наказывать следует, когда Вы наедине с ребенком, и никто не наблюдает за вами.
- Заранее сообщите ребенку, что Вы собираетесь сделать ему выговор за плохое поведение.
- Наказание должно следовать сразу за проступком.
- Посмотрите ребенку в глаза и прямо скажите о том, что он натворил, указывая конкретные факты. Данный пункт помогает не срываться на своих детях из-за плохого настроения, т.к. перечисление фактов сильно отрезвляет, и родитель может выбрать адекватный способ наказания.
- Потом расскажите о том, что Вы чувствуете. Важно не обманывать себя и ребенка. Если Вы чувствуете презрение, гнев или ненависть – так и скажите. Спорить по поводу чувств не надо. Вы просто сообщаете своему ребенку, что Вы чувствуете, как факт, который нужно принять.
- Теперь надо сделать глубокий вдох и успокоиться.
- Когда Вы будете готовы – посмотрите на своего ребенка и прикоснитесь к нему как к своему самому любимому человеку.
- Спокойно скажите: «Твое поведение нельзя назвать хорошим, но ты у меня хороший. Именно поэтому я расстроен (а). Ты ведь лучше, чем твое поведение. Я знаю. Что ты хороший человек. И я тебя люблю».
- Обнимите своего ребенка.
- Выговор закончен. Больше к этой ситуации не возвращаетесь и не упоминаете.
- Метод естественных последствий– один из видов наказания, исходящий от самой жизни. Когда малыш обожжется, прикоснувшись к горячей чашке, или уколется, схватив иголку, он, может быть, впервые почувствует смысл и жизненную необходимость родительского требования. Такой метод, несомненно, поможет ребенку сделать самостоятельный вывод из случившегося. Наказание может исходит и от взрослого. Такие наказания называют условными следствиями непослушания, потому что они не вытекают естественным образом из действий ребенка, а назначаются родителями по их усмотрению. Все начинается с предупреждения: «Если ты не…, то…», а кончается выполнением обещанного. Например: «Если ты не уберешь игрушки, то не пойдешь гулять».
- Лишение удовольствия. Лучше наказывать. Лишая хорошего, чем делая плохое. Такой способ может использоваться с первого года жизни ребенка. К примеру, когда годовалый малыш бьет маму по лицу ладошкой, проверяя «можно или нет», она должна тут же спустить драчуна на землю и строго сказать «нельзя». В этом случае ребенок лишается любимых рук и маминого тепла. И для него это очень существенная потеря. Нескольких повторений будет достаточно. В семье, где заведено, что перед сном мама или папа читают малышу книгу, чтение отменяется. Для детей постарше может быть наложен запрет на просмотр телевизора, игры за компьютером. Однако не стоит перегибать палку и наказывать слишком длительным лишением чего-либо. Так как ребенок может просто почувствовать себя несчастным. А этого допускать нельзя.
- Лишение внимания. Поверьте, для детей самое важное – это Ваше внимание. Нужно знать, что большинство плохих поступков они совершают именно из-за желания быть замеченными. Поэтому ребенка можно наказать отсутствием внимания, то есть просто не обращать на его выкрутасы никакого внимания, чтобы он понял, что подобная тактика не принесет никаких результатов. Но, перед тем, как начать игнорировать, ему обязательно нужно объяснить, что это Вы делаете, так как решили его наказать, а не потому, что у Вас плохое настроение. Также необходимо определиться и поставить ребенка в известность, сколько Вы будете наказывать его подобным образом. Например: «Я не буду с тобой разговаривать до тех пор, пока ты не соберешь все свои игрушки (не перестанешь кричать). Все, просто занимайтесь своими делами. Конечно, ребенок тут же захочет проверить, и после нескольких попыток, убедившись, что вы не отступите, перестанет делать то, за что наказан.
- Наказание детей – пауза. Данный метод отлично подойдет в тех случаях, когда дети пытаются манипулировать родителями, чтобы привлечь их внимание. Собственно это даже не является способом наказать ребенка, а просто способ прекратить детские капризы или шалости. Метод крайне прост – отправьте ребенка в уединенную комнату подумать о своем поведении (пресловутое: иди к себе в комнату или угол). Только помните, что наказывать малышей так нельзя. В случае, если ребенок очень мал, можно самим выйти из комнаты. Наказывать надолго таким образом маленького ребенка тоже не стоит, так как через некоторое время он просто забудет, за что его наказали.
Актуально для родителей будущих первоклассников.
Помимо базовых знаний, полученных на подготовительных занятиях, важно обратить внимание на психологическую готовность ребенка к школе. Итак, на что следует обратить внимание:- Умеет ли ребенок себя обслуживать. Сюда отнесем вопросы из разряда: сможет ли ребенок сам переобуться в сменку? Сможет ли найти нужное в портфеле и сложить после уроков обратно? Сможет ли сам отыскать кабинет, если задержался в столовой или раздевалке? Сможет ли переодеться перед физкультурой? Все это очень важные моменты, и если вы не на все вопросы можете с уверенностью дать положительный ответ, то есть о чем задуматься.
- Умеет ли ребенок просить о помощи, если что-то случается. В рамках одного и того же кабинета первокласснику может быть все понятно, но не растеряется ли он, если попадет в непредвиденную ситуацию?!
- Вопросы безопасности. Знает ли ребенок как вести себя с незнакомцами? Будет ли он выполнять просьбы постороннего человека? Не сядет ли в чужую машину? Легко ли его обмануть? Знает ли он номера телефонов родителей?
- Способность управлять своим телом: спокойно сидеть за партой и делать то, что нужно в нужный момент. Дети, плохо владеющие телом, тратят много сил на то, чтобы сидеть спокойно, писать, доставать предметы, поэтому быстро устают и плохо усваивают материал.
- Самое главное - желание самого ребенка. Хочет ли он сам в школу? Если мечтает и просится, то отказывая ребенку, вы снижаете его мотивацию. Если не хочет, попытайтесь разобраться в причинах.
Уважаемые родители выпускников!
Советы психолога при подготовки к экзаменам
Вы, вероятно, почувствовали, что этот учебный год особенный для вас и ваших детей. Особенный он тем, что вам предстоит определиться в выборе экзаменов, будущей профессии ребёнка, тем, что ваши дети сдают ЕГЭ!. Экзамены – это испытание для личности в любом возрасте, особенно – в подростковом. Психологическая подготовка и поддержка ребенка со стороны семьи – важнейшая составляющая его успеха на экзаменах. Примите к сведению несколько простых рекомендаций.- Учитывая особенности вашего ребёнка, помогите ему выбрать наиболее оптимальную тактику подготовки к экзаменам.
- Помогите отрегулировать режим дня, режим сна, режим питания. В экзаменационный период ребенку нужен хороший отдых: прогулки на свежем воздухе, чередование умственной деятельности с двигательной активностью (танцы, игры, катание на велосипеде). И полноценный сон. Установлено, что одна бессонная ночь снижает интенсивность работы мозга на 9%.
- Чтобы снять тревожность ребенка перед экзаменом, не увлекайтесь успокоительными лекарственными средствами. Лучше предложить ребенку крепкий чай с лимоном, немного шоколада и банан, в котором содержатся вещества, успокаивающе действующие на организм.
- Психологи подчеркивают, что детям свойственно «настраиваться» на эмоциональную волну своих родителей. Они копируют не только поступки, но и чувства. Поэтому постарайтесь строже контролировать не только слова, но и свои эмоциональные «всплески». Иногда разногласия в семье порождают стрессовое состояние ребенка.
- Постарайтесь быть терпимыми друг к другу и сохранять мир и согласие в семье. Проявите чуть больше, чем обычно, внимания к ребенку. Дружеское похлопывание по плечу, прикосновение рукой вызывает успокаивающий эффект. Недаром в народе говорят: «Любую беду рукой разведу!»
- Забыть о прошлых неудачах ребенка;
- Помочь ребенку обрести уверенность в том, что он справится с данной задачей;
- Помнить о прошлых удачах и возвращаться к ним, а не к ошибкам.
- приготовление ребенку его любимых блюд. ·получение у врача (детского невропатолога, психотерапевта, психиатра) лечения, укрепляющего и успокаивающего нервную систему ребенка (отметим, что современное успокаивающее лечение не только не тормозит нервную систему, а, наоборот, способно стимулировать интеллект и работоспособность); начинать лечение следует за 1-3 месяца до ЕГЭ.
Наказывая, подумай: «Зачем?».
- Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому.
- Если есть сомнение, наказывать или не наказывать, - не наказывайте. Никаких наказаний в целях «профилактики».
- За один раз – одно. Не лишайте ребенка заслуженной похвалы и награды.
- Срок давности. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало.
- Наказан – прощен.
- Наказание без унижения.
- Ребенок не должен бояться наказания.
- Собрать дома простейший инвентарь для занятий: санки, лыжи, коньки, гантели, обруч, скакалку, мяч, эспандер.
- Каждое утро начинать с гигиенической гимнастики, закаливающих процедур: обтирания, обливания, душа.
- В выходные дни отправляться в туристские походы, на лыжные или пешие прогулки, экскурсии. Игры на свежем воздухе — ежедневно!
- По возможности организовать занятия детей в спортивных секциях.
- Контролировать систематически домашние задания по физической культуре.
- Знать результаты тестирования физической подготовленности ребенка.
- Составить и соблюдать режим дня для ребенка.
- Научить детей плавать.
- Участвовать в семейных соревнованиях по различным физическим упражнениям, подвижным и спортивным играм.
- Помогать детям в чтении учебников физической культуры, литературы о здоровом образе жизни, о самостоятельных занятиях и самоконтроле при занятиях физической культурой и спортом.
- Помнить, что следование в быту всем правилам здорового образа жизни — задача не на один год, а результат — здоровая семья, деятельные дети, взаимопонимание поколений.
Правила пожарной безопасности.
- Прежде чем уйти из дома, необходимо поручить наблюдение за ребенком старшим детям или кому-нибудь из взрослых.
- Не оставлять на виду спички, зажигалки.
- Не позволять детям покупать спички, зажигалки, сигареты.
- Следить, как дети проводят свободное время, чем интересуются, отвлекать их от пустого времяпрепровождения.
- По возможности не оставлять детей без присмотра в запертых квартирах или комнатах.
- Не доверять маленьким детям наблюдать за топящимися печами и нагревательными приборами, пользоваться газовыми приборами.
- Запрещать игры, связанные с разведением костров.
20 самых интересных способов занять ребенка летом


Рекомендации на лето от учителя - логопеда
Чтобы лето не прошло даром, а ребенок не потерял приобретённые за год навыки, предлагаем вам потренировать дыхание и мелкую моторику некоторыми из описанных способов: Начнём с дыхания. Можно предложить ребёнку игры, которые тренируют силу и длительность выдоха:- Обдувать одуванчики несколькими короткими, а потом одним долгим выдохом;
- Пускать мыльные пузыри через соломинку (разводить детский шампунь);
- Надувать воздушные шарики;
- Стараться надувать надувные игрушки, круги, мячи;
- Учиться плавать, выдыхая в воду, нырять;
- Дуть на детские флюгера.
- Самообслуживанию (молнии, кнопки, пуговицы, шнурки);
- Собирать, перебирать ягоды;
- Помогать взрослому полоть грядки;
- Выкладывать рисунки из камней (шишек, спичек, круп);
- Играть с глиной, мокрым песком;
- Играть с мячами и мячиками (бросать, ловить, бить в цель)
- Собирать мозаики, конструкторы, пазлы;
- Перебирать крупы;
- Раскрашивать раскраски цветными карандашами;
- Складывать простые игрушки из бумаги (оригами);
- Вышивать (крупным крестиком);
- Завинчивать гайки (игрушечные и настоящие);
- Плести из бисера;
- Лепить из пластилина, пластика, теста.
- Жевать мясо (а не только сосиски и котлеты);
- Жевать сырые овощи (морковь, редис, огурцы) и фрукты (яблоки, груши…);
- Лизать языком с блюдца варенье, сметану, йогурт – для распластывания языка;
- Полоскать рот;
- Жевать боковыми зубами;
- Сосать сухарики из хлеба, булки (солёные);
- Лизать эскимо.
Профилактика насилия в семье
Мотивы проблемного поведения детей:- борьба за внимание - если ребенок не получает нужного количества внимания, которое ему так необходимо для нормального развития и эмоционального благополучия, то он находит его через такой способ, как непослушание. Лучше внимание с замечаниями, чем никакого.
- борьба за самоутверждение - поведение направлено против чрезмерной власти или опеки (общение в форме указаний, замечаний, опасений) выражается в упрямстве, своеволии, действии наперекор.
- желание отомстить - в случае несправедливого отношения: вы мне сделали плохо, пусть и вам будет плохо.
- потеря веры в собственный успех - из-за сформированной низкой самооценки, ребенок приходит к выводу: "нечего стараться, все равно ничего не получится", и внешним поведением показывает: мне все равно, пусть я буду плохой.
При использовании родителями суровых наказаний, возрастает склонность детей к агрессивному поведению!!!
Следует учитывать следующие недостатки наказаний:- Наказание часто может считаться несправедливым, особенно если ребенок видит, что подобные действия сходят с рук другим лицам, чьими руками осуществляется наказание, зачастую становятся моделями агрессивного поведения.
- Наказание может играть роль подкрепления отрицательного поведения ребенка.( Например, если на ребенка повышают голос дома - это может ему понравиться, так как он своим поведением привлекает внимание родителей или других родственников, т.е. выделяет его).
- Наказание может вообще разрушать поведение, так как оно вызывает панику или обиду ребенка. У него может возникнуть ощущение постоянной тревоги.
- "Компенсация". Используется для тех детей, у которых чего-то серьезно не хватает (физический недостаток, плохой характер, неудачи в жизни). Их надо хвалить за то, что есть у них хорошего, не обязательно достигнутое ими самостоятельно (лучше не злоупотреблять такой похвалой, ибо такие дети могут превратиться в избалованных деспотов).
- "Аванс" – это похвала за то, что будет, опережающий тип. Он внушает человеку веру в себя. Наша вера превращает возможность в действительность. Похвала за то, чего нет – это далеко не всегда то же самое, что говорить неправду.
- "Подъемная" похвала. Если мы собираемся повышать требования к ребенку, то начинать их надо с похвалы, как вдохновения на новые подвиги.
- Косвенное одобрение. Похвала, при которой вроде бы не хвалят, т.е. попросить помощи, совета и т.п. В разговоре с другим человеком как бы между прочим сказать добрые слова о ребенке, но так, чтобы он слышал их. Эти слова должны быть на уровне констатации достоинств ребенка, но нельзя задевать при этом его отрицательные качества.
- "Взрыв любви" (скорая психологическая помощь). Используется в крайних случаях, когда у ребенка кризисное состояние.