Советы психолога Психологическая готовность ребенка к школе

Психологический аспект готовности ребенка к школе включает в себя три компонента:
 интеллектуальная готовность,
 личностная и социальная,
 эмоционально-волевая.

Интеллектуальная готовность к школе:
• к первому классу у ребенка должен быть запас определенных знаний (речь о них пойдет ниже);
• он доложен ориентироваться в пространстве, то есть знать, как пройти в школу и обратно, до магазина и так далее;
• ребенок должен стремиться к получению новых знаний, то есть он должен быть любознателен;
• должны соответствовать возрасту развитие его памяти, речи, мышления.
Личностная и социальная готовность подразумевает следующее:
• ребенок должен быть коммуникабельным, то есть уметь общаться со сверстниками и взрослыми; в общении не должно проявляться агрессии, а при ссоре с другим ребенком должен уметь оценивать и искать выход из проблемной ситуации; ребенок должен понимать и признавать авторитет взрослых;
• толерантность; это означает, что ребенок должен адекватно реагировать на конструктивные замечания взрослых и сверстников;
• нравственное развитие, ребенок должен понимать, что хорошо, а что – плохо;
• ребенок должен принимать поставленную педагогом задачу, внимательно выслушивая, уточняя неясные моменты, а после выполнения он должен адекватно оценивать свою работу, признавать свои ошибки, если таковые имеются.
Эмоционально-волевая готовность ребенка к школе предполагает:
• понимание ребенком, почему он идет в школу, важность обучения;
• наличие интереса к учению и получению новых знаний;
• способность ребенка выполнять задание, которое ему не совсем по душе, но этого требует учебная программа;
• усидчивость – способность в течение определенного времени внимательно слушать взрослого и выполнять задания, не отвлекаясь на посторонние предметы и дела.
"Добрым быть совсем не просто, Не зависит доброта от роста"
В Большеглушицком районе, в дошкольном учреждении прошел "День Доброты".Этот день стал ещё одним поводом напомнить детям о важности и необходимости совершать добрые дела. В этот день была проведена беседа о добре и дружбе, дети слушали сказку, где узнали о героях, которые совершали добрые поступки. Затем своими руками изготовили улыбающиеся смайлики и подарили сотрудникам детского сада, пожелав им крепкого здоровья и хорошего настроения.
20 марта педагоги-психологи нашего центра в ГБОУ СОШ пос. Восточный провели тренинговое занятие в 5 - 7 классах по профилактике терроризма и экстремизма на тему: "Терроризм - угроза обществу" .
Основной целью данного мероприятия являлось: формирование общественного сознания и гражданской позиции подрастающего поколения.
Педагоги -психологи ставили в ходе работы следующие задачи:
1.Показать значимость человеческой жизни для каждого человека и общества в целом;
2.Показать неприемлемость применения экстремизма в общественной жизни.
Специалисты рассказали учащимся о понятиях : "террор", "экстремизм", и видах экстремизма, "патриотизм", " толерантность". Для участников были предложены проблемные ситуации , которые могли бы возникнуть во время террористического акта. Все дети активно включились в работу и рассуждали о действиях заложников при захвате их террористами. В ходе занятия разобрали причины молодёжной агрессивности: желание самоутвердиться и возвыситься над собой .Напомнили о том,что это явление чаще всего лежит в основе многого зла, школьного буллинга, феномена "Белой вороны" и "Козла отпущения".
!!! Помните, что агрессия это высвобождение внутренней боли, будьте внимательны к тем, с кем учитесь рядом, помогайте друг другу. Перед вами открыты сейчас все пути - выберите путь мира, путь развития, путь создания своей жизни, а не разрушения чужой!
Завершился тренинг подведением итогов и рефлексией.
18 марта в ГБОУ СОШ «ОЦ» с.Августовка педагоги-психологи ГБУ ЦППМСП м. р. Большечерниговский провели групповые занятия для обучающихся в 6-7классах на тему "Вредные привычки и их влияние на здоровье".
📌Педагоги рассказали детям о том, как сформировать положительные привычки, чем опасно употребление алкоголя, наркотиков и табакокурения, про ответственность за употребление и распространение наркотиков.
📌Объяснили учащимся как формируется зависимость, рассказали о проблемах возникающих у людей, злоупотребляющих ПАВ.
11 марта педагоги-психологи нашего центра в ГБОУ СОШ "ОЦ" пос.Глушицкий провели тренинг в 7 классе по профилактике буллинга среди подростков. Основной целью которого являлось: выявление признаков буллинга, определение возможности для позитивного взаимодействия, оценка различных стратегий поведения. Для участников были предложены проблемные ситуации для анализа, а также игры и упражнения для на сплочение классного коллектива и развитие жизнестойкости у участников тренинга. Все дети включились в процесс работы. В процессе занятия основной акцент был сделан на формирование устойчивых доброжелательных отношений в группе подростков, в ходе занятия приобретались навыки конструктивного реагирования в конфликте, снижалась агрессия, изменялись представления о самом себе. После снятия напряжения обсудили с детьми имеющиеся у них ресурсы. Все участники тренинга занимались выполнением упражнений, направленных на развитие позитивной адекватной самооценки, расширением спектра способов взаимопонимания, снижением враждебных и агрессивных реакций участников, оптимизацией межличностных и межгрупповых отношений, а также работой над формированием навыков конструктивного реагирования в конфликте. Завершился тренинг подведением итогов и рефлексией. Профилактические мероприятия позволяют создать в образовательной организации безопасное психологическое пространство в ходе групповой и коллективной работы, а также позволяют проанализировать предложенные проблемные ситуации, связанные с буллингом.
В ГБОУ ООШ п. Пензено прошло занятие с элементами тренинга "Мы выбираем дружбу". Основными целями были: развитие коммуникативных навыков, чувства сплочённости, умение преодолевать трудности. Дать обобщенное представление о дружбе, доброжелательности и уникальности каждого человека. Воспитывать доброе отношение к окружающим людям. Ребята охотно приняли участие в упражнениях и играх: " Моё настроение ", " Мы разные, но похожие ", " Комплименты ", " Хлопни в ладоши".
В рамках Акции «Сдаем ОГЭ для родителей», на региональном родительском собрании 27 февраля педагог-психолог Пересадина А.Ю. ГБОУ ООШ пос.Аверьяновский выступила с полезными советами для родителей выпускников 9 класса. Особое внимание было уделено индивидуальным и конкретным рекомендациям, которые непосредственно касались проблем и переживаний родителей. На собрании родители активно задавали вопросы, делились своими тревогами и получали ценные советы от специалиста.

Памятка об оказании медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях

Медицинская помощь несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных учреждениях, оказывается в виде: первичной медико — санитарной помощи; скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 5 ноября 2013 г. N 822н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях» (с изменениями и дополнениями) Уведомления родителей (законных представителей) воспитанников о мероприятиях в сфере охраны здоровья детей, проводятся с целью сохранения и укрепления здоровья воспитанников. Информирование родителей о состоянии здоровья и проведении профилактических мероприятий проводится:
— на родительских собраниях;
— через информационно-наглядные пособия на информационных стендах, буклетах, памятках.
— по согласованию с образовательным учреждением для оперативного размещения информации используются родительские чаты
Размещение информации на официальном сайте образовательной организации о мероприятиях по здоровьесбережению:
— план профилактической и оздоровительной работы, включающий мероприятия по предупреждению заболеваний, сохранению и укреплению здоровья детей;
— положение об организации режима дня, режима двигательной активности.
Медицинский работник доводит до сведения родителей (законных представителей) о результатах:
— динамического медицинского наблюдения за физическим развитием и ростом детей;
— антропометрические измерения воспитанников;
— распределение детей по группам здоровья;
— медицинского осмотра и иммунопрофилактики (совместно с врачом — педиатром);
— дает индивидуальные рекомендации о необходимости углубленного консультирования по вопросам коррекции веса, правильного питания, организации двигательной активности
— дает рекомендации по необходимости наблюдения в медицинском учреждении по поводу хронических заболеваний
-Медицинский работник образовательной организации осуществляет — оказание первичной медицинской помощи при возникновении несчастных случаев; — — наблюдение за самочувствием и физическим состоянием детей после прививок и на физкультурных занятиях; — дифференциацию детей по группам для занятий физической культурой в целях профилактики и коррекции имеющихся нарушений. Медицинский работник участвует в проведении общих собраний, классных часов или индивидуальных встреч для родителей (законных представителей):
— консультации по вопросам физического развития и оздоровления детей;
— консультационно-просветительскую работу по вопросам физического развития детей, воспитания здорового образа жизни, профилактики инфекционных заболеваний, адаптации детей;
— проводит интерактивные мероприятия, направленные на профилактику потребления алкоголя, психоактивных веществ, курения, в том числе использования соответствующих электронных устройств
— мероприятия по профилактике и предупреждению заболеваний (о необходимости проведения прививок, витаминизации, фитотерапии и др.);
— мероприятия с воспитанниками по формированию здорового образа жизни.
— привлекает к работе партнерские социально-ориентированные некоммерческие организации реализующие гранты Президента Российской Федерации или министерства социально-экономического развития и инвестиций в сфере формирования здорового образа жизни и профилактики заболеваний
— во взаимодействии с ГБУЗ «СОЦОЗМП» обеспечивает размещение и распространение информационно-образовательных материалов профилактической направленности
При возникновении риска возникновения или распространения инфекционного или социально-значимого заболевания, медицинский работник немедленно информирует законного представителя и руководителя образовательной организации.

Как помочь ребенку, если в классе буллинг.

Буллинг — это направленное осознанное агрессивное поведение одного человека против другого. И если мы говорим «осознанное агрессивное поведение», то это точно не дошкольники. Хотя, конечно, нет исключений из правил. Самый большой процент булли отмечается с 8 до 15-16 лет. Кто же эти агрессоры? Первое, что приходит на ум, это дети с патологией нервной системы, заболеваниями психики. И это будет правильно. Во- вторых, это дети, систематически наблюдающие агрессию в своей жизни. Т.е. когда пьяный отец систематически бьет мать, мать кричит на парализованную бабушку, когда побои — легализированный способ наказания. Но инициаторами буллинга могут быть и совершенно обычные дети, с нормальной самооценкой и без проблем в семье. Да, это дети в данный момент могут переживать какое-то свое личное горе (мама во второй раз вышла замуж, смерть близкого). Особое место занимают дети, пережившие материнскую депривацию (отсутствие заботы о ребенке). Это дети с враждебностью вообще ко всему миру. Не получив теплоты, любви и принятия в раннем возрасте, такие дети считают людей вокруг изначально опасными. Что делать родителям? Родители ребёнка-жертвы испытывают чувство вины, стыда, гнева, боли и бессилия. Из-за этого иногда вместо поддержки и сочувствия обрушиваются на него с советами и обвинениями: «Что же ты не дал сдачи?!», «Не будь тряпкой!», «Сам виноват» и так далее. Важно понять, что это может случиться с любой семьёй. Здесь никто не виноват, особенно сам ребёнок. Если вы чувствуете, что как родитель не справляетесь с ситуацией (а это нормально), то прежде всего нужно самому получить поддержку близких или психолога. После консультации со специалистом вы сможете нормально поговорить о случившемся с ребёнком. Вот фразы, которые помогут вам начать диалог.  «Я тебе верю». Это даст ребёнку понять, что вместе вы справитесь с проблемой.  «Мне жаль, что с тобой это случилось». Это сигнал, что вы разделяете его чувства. «Это не твоя вина». Покажите ребёнку, что в этой ситуации он не одинок, многие его сверстники сталкиваются с разными вариантами запугивания и агрессии.  «Хорошо, что ты мне об этом сказал». Докажите, что ребёнок правильно сделал, обратившись к вам.  «Я люблю тебя и постараюсь сделать так, чтобы тебе больше не угрожала опасность». Эта фраза позволит ощутить защиту и с надеждой посмотреть в будущее. Старайтесь всегда поддерживать с детьми доверительные отношения, чтобы они смогли вовремя попросить о помощи. Что же делать учителю? 1. Поговорите с зачинщиками. Агрессоры уверены, что правы и их никто не видит. Поэтому даже не разговор в кабинете директора, а на начальных этапах обычный разговор даст понять — вы в луче прожектора и все ваши противоправные действия видны. Объясните детям, что их поведение недопустимо, может привести к суровым последствиям. Расскажите, что чувствует жертва. 2. Проведите разъясняющий разговор в классе. Вы можете не называть имен, но и так все и все поймут. 3. Не провоцируйте буллинг сами и не легализуйте его. Если учитель неоднократно высказывался осуждающе об одном и том же ученике, это даст детям повод думать, что это нормально. Исключите фразы типа «Из-за тебя, Семенов, мы не смогли снова пройти материал на уроке», «Опять, Иванов, ты не сделал домашнее задание. Ты подводишь весь класс», «Твои родители не занимаются тобой, я буду тебя воспитывать» и т.п. 4. Если это не единичный случай, то нужно подключать других специалистов — психологов, социальных педагогов и родителей. Тех, которые будут решать проблему практически в рамках своей компетентности. Возможно, это будут не только тренинги и консультации, но и беседы с родителями, выходы в семью. 5. Самый лучший способ — профилактика. Включайте в классные часы информацию о конфликтах и способах их разрешения. Трудно ли остановить травлю? И да, и нет. У уверенного в себе взрослого с осознанной собственной моральной позицией, имеющего хороший контакт с детьми, это может занять несколько минут. Ему достаточно, увидев травлю в самом начале, выразить детям свое неприятие этой ситуации, и все немедленно стихнет. Если ситуация уже существует давно и запущена, понадобится больше внимания и усилий, возможно, понадобятся новые знания или помощь коллег, но результат обязательно будет.