Как помочь ребенку, если в классе буллинг.

Буллинг — это направленное осознанное агрессивное поведение одного человека против другого. И если мы говорим «осознанное агрессивное поведение», то это точно не дошкольники. Хотя, конечно, нет исключений из правил. Самый большой процент булли отмечается с 8 до 15-16 лет. Кто же эти агрессоры? Первое, что приходит на ум, это дети с патологией нервной системы, заболеваниями психики. И это будет правильно. Во- вторых, это дети, систематически наблюдающие агрессию в своей жизни. Т.е. когда пьяный отец систематически бьет мать, мать кричит на парализованную бабушку, когда побои — легализированный способ наказания. Но инициаторами буллинга могут быть и совершенно обычные дети, с нормальной самооценкой и без проблем в семье. Да, это дети в данный момент могут переживать какое-то свое личное горе (мама во второй раз вышла замуж, смерть близкого). Особое место занимают дети, пережившие материнскую депривацию (отсутствие заботы о ребенке). Это дети с враждебностью вообще ко всему миру. Не получив теплоты, любви и принятия в раннем возрасте, такие дети считают людей вокруг изначально опасными. Что делать родителям? Родители ребёнка-жертвы испытывают чувство вины, стыда, гнева, боли и бессилия. Из-за этого иногда вместо поддержки и сочувствия обрушиваются на него с советами и обвинениями: «Что же ты не дал сдачи?!», «Не будь тряпкой!», «Сам виноват» и так далее. Важно понять, что это может случиться с любой семьёй. Здесь никто не виноват, особенно сам ребёнок. Если вы чувствуете, что как родитель не справляетесь с ситуацией (а это нормально), то прежде всего нужно самому получить поддержку близких или психолога. После консультации со специалистом вы сможете нормально поговорить о случившемся с ребёнком. Вот фразы, которые помогут вам начать диалог.  «Я тебе верю». Это даст ребёнку понять, что вместе вы справитесь с проблемой.  «Мне жаль, что с тобой это случилось». Это сигнал, что вы разделяете его чувства. «Это не твоя вина». Покажите ребёнку, что в этой ситуации он не одинок, многие его сверстники сталкиваются с разными вариантами запугивания и агрессии.  «Хорошо, что ты мне об этом сказал». Докажите, что ребёнок правильно сделал, обратившись к вам.  «Я люблю тебя и постараюсь сделать так, чтобы тебе больше не угрожала опасность». Эта фраза позволит ощутить защиту и с надеждой посмотреть в будущее. Старайтесь всегда поддерживать с детьми доверительные отношения, чтобы они смогли вовремя попросить о помощи. Что же делать учителю? 1. Поговорите с зачинщиками. Агрессоры уверены, что правы и их никто не видит. Поэтому даже не разговор в кабинете директора, а на начальных этапах обычный разговор даст понять — вы в луче прожектора и все ваши противоправные действия видны. Объясните детям, что их поведение недопустимо, может привести к суровым последствиям. Расскажите, что чувствует жертва. 2. Проведите разъясняющий разговор в классе. Вы можете не называть имен, но и так все и все поймут. 3. Не провоцируйте буллинг сами и не легализуйте его. Если учитель неоднократно высказывался осуждающе об одном и том же ученике, это даст детям повод думать, что это нормально. Исключите фразы типа «Из-за тебя, Семенов, мы не смогли снова пройти материал на уроке», «Опять, Иванов, ты не сделал домашнее задание. Ты подводишь весь класс», «Твои родители не занимаются тобой, я буду тебя воспитывать» и т.п. 4. Если это не единичный случай, то нужно подключать других специалистов — психологов, социальных педагогов и родителей. Тех, которые будут решать проблему практически в рамках своей компетентности. Возможно, это будут не только тренинги и консультации, но и беседы с родителями, выходы в семью. 5. Самый лучший способ — профилактика. Включайте в классные часы информацию о конфликтах и способах их разрешения. Трудно ли остановить травлю? И да, и нет. У уверенного в себе взрослого с осознанной собственной моральной позицией, имеющего хороший контакт с детьми, это может занять несколько минут. Ему достаточно, увидев травлю в самом начале, выразить детям свое неприятие этой ситуации, и все немедленно стихнет. Если ситуация уже существует давно и запущена, понадобится больше внимания и усилий, возможно, понадобятся новые знания или помощь коллег, но результат обязательно будет.
В 2025 году в России был объявлен годом Защитника Отечества, и в рамках тематической недели "Мальчики защитники»с большим интересом познакомились с этим важным государственным праздником. Дети узнали о почётной обязанности защищать Родину, о том, как важно быть смелым и готовым прийти на помощь. В ходе занятий ребята изучили различные военные профессии и познакомились с военной техникой. Они с увлечением лепили, рисовали, конструировали готовя подарки своим папам — настоящим защитникам Отечества. Каждый ребёнок вложил в свои творения частичку любви и уважения к своим родителям. Эта неделя стала не только увлекательным, но и познавательным опытом для детей, укрепившим их патриотические чувства и уважение к защитникам Родины.
26.02.2025 г состоялось рабочее совещание руководителей психологических служб. Тема совещания «Реализация Концепции развития системы психолого-педагогической помощи в сфере общего образования и среднего профессионального образования в Самарской области на период до 2030 года». Татьяна Николаевна Клюева –директор Регионального социопсихологического центра осветила вопросы, касающиеся развития и совершенствования психолого-педагогической службы Самарской области. Подробно остановилась на всех мероприятиях Концепции, запланированных на 2025 год. Еще раз обратила внимание на то, С 1 марта 2025 года вступает в силу Приказ от 6 ноября 2024 года № 778 «Об утверждении типового порядка организации деятельности по оказанию психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, в том числе типового порядка деятельности центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи». Руководитель рассказала о предстоящих конкурсах: конкурс психолого-педагогических программ и конкурс «Психолог-года 2025». Татьяна Николаевна ответила на вопросы присутствующих. Совещание было насыщенными, были затронуты все актуальные на сегодня вопросы психолого-педагогического сопровождения обучающихся и воспитанников.  
Особое внимание в детском саду уделяется индивидуальной работе с детьми. Индивидуальные занятия, проводимые психологом с детьми, имеют как коррекционную, так и развивающую направленность. Психолог на занятиях помогает овладеть тем, чем по каким-то причинам ребенок не может овладеть в ходе групповой работы - освоить правила, научиться новому, опередить или догнать остальных, и конечно же поверить в собственные силы. Все они проходят в игровой форме, часто в работе используются сказки, психогимнастические этюды, элементы арт-терапии (творческая деятельность).Индивидуальная работа дает ребенку почувствовать, что он не один, что рядом есть взрослый- источник поддержки! Педагог-психолог Коробкова О.В.

Рекомендации психолога по снятию тревожности.

  Тревожность - это склонность человека к переживанию тревоги. Это эмоциональное состояние. Во время тревоги человек ощущает напряжение, беспокойство, появляются мрачные предчувствия. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичным во времени. Как проявляется тревожность :
-В беспомощности -В неуверенности в себе -В преувеличении значимости ситуаций и ощущение бессилия перед ними. Очень важный момент в работе над тревогой – научиться ставить цели и уметь прислушиваться и оценивать свои чувства – это называется рефлексией. Внимательно нужно относиться и к нагрузкам – переутомление также может вызывать тревожность. Кроме этого, есть метод поиска и укрепления своего «островка безопасности», человек учится чётко обозначать границы своих негативных чувств и создавать условия, при которых появляется возможность выговориться и превратить чувства в образ. Приёмы психологической защиты.
1 Переключение. Начинайте думать о чем-нибудь для вас актуальном, полезном, приятном. Через некоторое время неприятное переживание ослабнет. 2. Сравнение. Сравните своё состояние с состоянием и положением других людей и вы найдёте, что у многих оно тяже лее, чем у вас. Это ослабит ваше переживание. 3.Накопление радости. Вспоминайте события, вызвавшие у вас даже маленькую радость. 4.Мобилизация юмора Смех — противодействие стрессу. 5.Интеллектуальная переработка. «Нет худа без добра». 6.Разрядка (физическая работа, игра, любимые занятия). 7.Быстрое общее мышечное расслабление (релаксация). Способы снятия тревожного состояния.
1.Упражнение «приятное воспоминание». Подростку предлагается представить себе ситуацию, в которой он испытывал полный покой, расслабление и как можно ярче, стараясь вспомнить все ощущения. 2.Дыхательные упражнения. На 4 счета вдох, на 4 счета – задержка дыхания, на 4 счета – выдох. Делается вдох, например на 4 счета, а выдох делается в 2 раза дольше, т. е. на 8. Упражнения для снятия усталости, напряжения глаз. - посмотри попеременно вверх-вниз (25 секунд, влево-вправо (15 секунд); - напиши глазами своё имя, отчество, фамилию; - попеременно фиксируй взгляд на удалённом предмете (20 секунд, - потом на листе бумаги перед собой (10 секунд); - нарисуй квадрат, треугольник - сначала по часовой стрелке, потом в противоположную сторону; Беречь глаза, делать перерыв каждые 20-30 минут, (оторвать глаза от книги, тетради, посмотреть вдаль). 3.Кинезиологические упражнения. Большим и указательным пальцами одной руки с силой сдавливаем фалангу каждого пальца другой руки, начиная с ногтевой фаланги, сначала в тыльно-ладонной, затем межпальцевой плоскости. Потом меняем руки. Большим пальцем правой руки нажимаем на середину левой ладони. С ощутимым нажимом совершать круговые движения от центра ладони к периферии, по спирали с выходом на большой палец. Затем, то же другой рукой. Упражнение “Колечко”. Поочерёдно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале методика выполнятся каждой рукой отдельно, затем вместе.
!!!Помните, что гарантией вашего успеха, является умение видеть позитивные стороны в любой ситуации и уверенность в своих силах, позволяющая преодолеть все сомнения и колебания.