Информация для родителей

Понятие Служба Ранней Помощи. Что входит? Какие цели и задачи осуществляет?

Комплексное психолого-педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями должно начинаться как можно раньше, охватывать медицинский, социальный аспекты и вопросы образования, учитывать, что дети со стойкими нарушениями развития и ограниченными возможностями здоровья представляют собой неоднородную группу лиц и потребности их различны. Необходимость развития ранней помощи в Российской Федерации соответствует положениям Всеобщей декларации прав человека, Конвенции о правах ребенка в части создания комфортной и доброжелательной для жизни среды, обеспечения доступности и качества дошкольного образования для детей-инвалидов, детей с ограничениями жизнедеятельности, не имеющих статуса ребенка-инвалида, детей из групп риска, включая детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся в социально опасном положении.
В системе образования Южного управления МОиНСО   была создана Служба ранней помощи на базе Ресурсного центра с. Большая Глушица в 2005 году, на базе Большечерниговского ППМС –центра в это же время был открыт Косультационный пункт ранней помощи детям, имеющим отклонения в развитии. Позже, в 2007 году в Большечерниговской ППМС –центре Служба ранней помощи была передана из РЦ в ППМС-центр, для осуществления ранней помощи детям в пределах территории двух муниципальных образований Большечерниговского и Большеглушицкого, исходя из территориальной доступности Службы для ребенка и семьи. В СРП Южного управления система ранней помощи начала свое формирование в 2005 году в рамках областных целевых программ:
«Здоровье населения Самарской области» на 2001-2005 годы, утвержденная Законом Самарской области от 08.05.2001 № 37-ГД. «Развитие региональной системы комплексной реабилитации детей и подростков с проблемами в развитии на 2001-2004 годы «Реабилитация», утвержденная Законом Самаркой области от 15.06.2001 № 44-ГД. «Программа мер по улучшению положения семей в Самарской области и профилактике детской безнадзорности на 2003-2005 годы», утвержденная Законом Самарской области от 04.04.2003 № 19-ГД. «Организация образовательных ресурсов Самарской области для интеграции детей и молодых людей с проблемами в развитии на 2005-2008 годы», утвержденная Законом Самарской области от 02.11.2004 № 140-ГД.
Цель и задачи службы ранней помощи в системе образования: -содействие оптимальному развитию и формированию психического здоровья и благополучию детей, их социализации и адаптации в обществе, нормализации жизни семьи, повышению компетентности родителей (законных представителей), включению ребенка в среду сверстников и жизнь сообщества. Основными задачами Службы являются: -  проведение психолого-педагогического обследования детей с нарушениями развития (риском нарушения) и их семей; - оказание комплексной коррекционно-развивающей помощи детям с нарушениями развития (риском нарушения) и психолого-педагогической поддержки их семьям; - осуществление работы по адаптации, социализации и интеграции детей с нарушениями развития; - включение родителей (законных представителей) в процесс воспитания и обучения «особого» ребенка, гармонизация детско-родительских взаимоотношений; - определение дальнейшего образовательного маршрута ребенка. В СРП  оказываются услуги, направленные на раннее выявление детей от рождения до семи лет с ограничениями жизнедеятельности, в том числе, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, а также детей групп риска развития ОВЗ; на содействие формированию их физического и психического здоровья и благополучия, включение их в среду сверстников и жизнь сообщества; на содействие оптимальному развитию детей, сопровождение и поддержку семей, имеющих детей с отклонениями в развитии
В СРП работает педагог-психолог, который тесно взаимодействует  с педагогами –психологами , учителями-логопедами    ДОУ .  В СРП принимаются дети, имеющие проблемы в развитии и поведении, подтвержденные медицинскими диагнозами:
  • дети с задержкой психического, речевого развития;
  • дети с психическими заболеваниями и ранним детским аутизмом;
  • дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
  • дети с синдромом Дауна;
  • дети с комплексными нарушениями развития;
  • дети группы с риском отставания в развитии в следующих областях: познавательное развитие; речевое развитие; двигательное развитие; эмоциональное развитие; социальное развитие.

Основное содержание психолого-педагогического сопровождения семьи – реализация индивидуально-ориентированной образовательной программы. Таким образом, СРП становится первым звеном образовательного маршрута для «особого» ребенка. В основную группу СРП включаются дети,  как посещающие ,так не посещающие детский сад. В  СРП чаще всего  зачисляются дети «группы риска» для   кратковременной помощи и консультирования родителей. Детям, посещающим ДОУ, и их семьям нередко тоже необходима специальная помощь. Ребенку и семье в СРП может быть оказано кратковременное (5 –7 встреч) и пролонгированное (изредка, но регулярно, до достижения 4-х лет,5 лет) психолого-педагогическое сопровождение.    Также, в рамках «пролонгированного консультирования» специалисты СРП могут помогать своим воспитанникам в адаптации к следующему образовательному учреждению, в которое поступает ребенок.
Содержание индивидуальных занятий соответствует плану индивидуальной программы развития ребенка и проводится специалистами Службы. Иногда занятия проводятся вместе с родителями: Чаще всего  приходится решать  задачи индивидуально - ориентированной программы, связанных с социальной и коммуникативной сферами,  иногда игровой сеанс  проводим для двух и более детей и их родителей  в рамках групповой работы.
В ходе этих занятий могут  можем наблюдать : -  за свободной игрой ребенка с целью оценки динамики психического развития и психологического состояния; -  за совместной игрой ребенка и родителя, с целью обследования стратегий родительского поведения; -  за  совместной игры ребенка и родителя с целью обучения родителей техникам стимуляции и поддержки развития ребенка, нормализации детско-родительских отношений, преодоления поведенческих проблем ребенка и др.; - совместная игра специалиста с ребенком и родителем, с целью решения задач индивидуально-ориентированной программы, обучения родителей техникам стимуляции и поддержки развития ребенка и др.; - занятие специалиста с ребенком с целью решения задач индивидуально-ориентированной программы (рисование, лепка, конструирование, развитие сенсорного восприятия, мелкой и крупной моторики и др); - беседа с родителями: обсуждение результатов совместной работы, планирование работы на дому и др.
Информирование родителей об услугах предоставляемых СРП Южного управления МО и НСО, осуществляется через средства массовой информации, в том числе через официальный Сайт ГБУ ЦППМСП м.Р.Большечерниговский. Основное содержание деятельности СРП :
Организация психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям) на основе интеграции деятельности специалистов: педагога-психолога Центра , учителей –логопедов детских садов  и других специалистов. Консультирование родителей (законных представителей) может проводиться одним или несколькими специалистами одновременно. Работа с родителями (законными представителями), воспитывающими детей дошкольного возраста проводится в различных формах: групповых, подгрупповых, индивидуальных., предоставляемые консультативными пунктами: - просвещение родителей (законных представителей) – информирование родителей, направленное на предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей с целью объединения требований к ребенку в воспитании со стороны всех членов семьи, формирование положительных взаимоотношений в семье; - диагностика развития ребенка - психолого-педагогическое изучение ребенка, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, потенциальных возможностей, а также выявление причин и механизмов нарушений в развитии, социальной адаптации, разработка рекомендаций по дальнейшему развитию и воспитанию ребенка; - консультирование (психологическое, педагогическое) – информирование родителей о физиологических и психологических особенностях развития ребенка, основных направлениях воспитательных воздействий, преодолении кризисных ситуаций;  - методическая помощь родителям и специалистам ДОО по направлениям развития и коррекции нарушений развития ребенка; - проведение коррекционных и развивающих занятий на основе индивидуальных особенностей развития ребенка, направленных на обучение родителей организации воспитательного процесса в условиях семьи; - социальная адаптация ребенка в детском коллективе – развитие у ребенка навыков социального поведения и коммуникативных качеств личности. В рамках нового направления – деятельности Службы ранней комплексной помощи в системе образования Южного управления МО и СО проводятся круглые столы, семинары, родительские собрания  и другие мероприятия, направленные на повышение информированности специалистов системы образования о развитии ранней помощи  и повышение психолого-педагогической компетентности педагогов в вопросах раннего развития, воспитания и здоровья. Неоднократно специалисты СРП являлись участниками областных конференции, которые ежегодно проводит Центр специального образования Самарской области. В ГБУ ЦППМСП м.р.Большечерниговский   осуществляется межведомственное взаимодействие с   системой здравоохранения и социальной защиты и реализуется на основании договоров с ГБУЗ СО Большечерниговская ЦРБ, ГБУЗ СО Большеглушицкая ЦРБ.  Возможную информацию о здоровье детей получаем из ЦРБ, также, получаем информацию о необходимости ранней помощи детям от комплексного центра «Семья», КДН, ИДН . Методы диагностики нервно – психического развития детей раннего возраста Пантюхина Г.В.,Печора К.Л. Ведущие направления деятельности СРП:
1. Диагностическое направление: - комплексное или дифференцированное изучение личности ребенка с использованием диагностических методик психолого-педагогического обследования; - выявление уровня и особенностей развития различных видов деятельности ребенка: познавательной, речевой, изобразительной, конструктивной, игровой, физической; - выявление особенностей поведения и взаимодействия ребенка с окружающими.
2. Коррекционно-развивающее направление: - разработка плана психолого-педагогического сопровождения семьи специалистами и педагогами Службы совместно с родителями (законными представителями) ребенка; - обучение родителей (законных представителей) способам коррекционно-развивающего взаимодействия с ребенком; - проведение индивидуальных развивающих и коррекционных занятий с детьми раннего возраста.
3. Информационно-консультативное направление: - информирование родителей об образовательных услугах, предоставляемых Службой ранней помощи; - консультирование родителей по вопросам воспитания, обучения, развития детей, коррекции нарушений в развитии (риск нарушений), осуществления взаимодействия с детьми в условиях семейного воспитания.
Результаты деятельности Службы ранней помощи. По итогам деятельности Службы ранней помощи, можно с уверенностью отметить положительные результаты: Разработана система взаимодействия с родителями; Повысилась профессиональная компетентность педагогов раннего возраста и специалистов ДОУ; Удачно решаются проблемы адаптации детей при поступлении в дошкольное учреждение. Перспективы: Продолжить деятельность Службы ранней помощи.  Информировать населения об услугах, предоставляемых Службой ранней помощи.
Особенный ребенок
Дети - самое ценное, что может быть в нашей жизни. Они такие разные, но объединяет их одно – потребность в родительской ласке, любви, развитии и самосовершенствовании. Ошибка природы, наследственность, генетическая предрасположенность или родовая травм. Особенный ребенок может родиться в абсолютно благополучной семье, в результате удачных родов и девяти безоблачных месяцев ожидания. От этого не застрахована ни одна мать, и чаще всего видимых причин, объясняющих появление на свет неполноценного малыша, не находится даже у врачей. Нередко серьезные отклонения в развитии и функциональные расстройства здоровья звучат как приговор для малыша и становятся непреодолимым барьером в общении со здоровыми детьми. Специалисты-дефектологи, педагоги, психологи стараются в самые ранние сроки выявить, распознать и провести своевременную диагностику нарушений развития ребенка. На сегодняшний день проблема ранней помощи детям с отклонениями в развитии является крайне актуальной. На этапе школьного обучения резко увеличивается число учащихся с задержкой психического развития, что свидетельствует о позднем включении таких детей в коррекционно-развивающие программы. Поэтому особую актуальность приобретает проблема организации системы ранней диагностики, профилактики и комплексного психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей раннего возраста. Уязвимость малыша с ограниченными возможностями здоровья, повышенная потребность в уходе за ним приводят к тому, что у семьи возникают трудности не только материального характера. Решение многих вопросов, легко решаемых в семье, имеющей здорового ребенка (устройство на работу; посещение ребенком детского сада, а затем школы и тому подобное), в семье с ребенком с ОВЗ порой приводит к возникновению неразрешимых проблем, к пересмотру ценностных позиций, смысла и цели жизни, родители концентрируются на своих проблемах и пытаются изолировать семью от общества. Постепенно родители детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, начинают испытывать трудности общения с малышом.
Семьям с такими детьми в службе ранней помощи (СРП) оказывается специальная помощь.
Специалистами СРП специальная помощь оказывается детям в возрасте до 3-х лет следующий категорий: детям, родившимся раньше срока или перенёсшим родовую травму; с врожденными нарушениями развития; с задержками двигательного развития; с задержками речевого развития; с нарушением познавательного развития; с нарушением эмоциональных проявлений; с нарушением слуха до и после кохлеарной имплантации, независимо от возраста и сопутствующих нарушений в развитии.
Работа с СРП основывается на реализации индивидуальных программ. Такие программы учитывают все особенности ребенка и характер семейных взаимоотношений. Продолжительность программ помощи, формы и периодичность ее оказания определяются специалистами СРП в зависимости от особенностей ребенка и семьи. Отличительной чертой деятельности СРП является междисциплинарный подход к диагностической и коррекционной работе. В службах ранней помощи сложились определенные формы оказания помощи ребенку и семье: систематические совместные с родителями индивидуальные, индивидуально-правовые и групповые занятия; групповые и подгрупповые занятия с детьми; консультирование родителей по вопросам развития, воспитания и обучения ребенка раннего возраста, взаимодействия с ребенком; групповая, тренинговая работа с родителями; домашнее визитирование. В работе службы могут быть использованы однократное консультирование семьи и ребенка; кратковременное консультирование, индивидуальные и групповые занятия; долговременное консультирование, индивидуальные и групповые занятия (до нескольких лет). Могут использоваться индивидуальные и/или групповые (подгрупповые) формы работы, ориентированные как на ребенка и его семью, так и только на взрослых членов семьи. Консультация на базе службы проводиться 1-2 раза в неделю, в зависимости от потребности и возможностей семьи, а также индивидуальных особенностей ребенка. Длительность консультирования и занятий от 1 часа до 1 часа 30 минут. Индивидуальная работа с ребенком и семьей опирается на результаты психолого-педагогического обследования, и строится на основе индивидуальной программы развития ребенка. Работа ведется по основным линиям развития ребенка: социальное, физическое, познавательное развитие. Индивидуальное консультирование на дому (домашнее визитирование). Длительность встречи от двух часов до 3 часов. Форма эффективна для работы с семьей, воспитывающей ребенка младенческого возраста или ребенка со сложными множественными нарушениями в развитии, ребенка с тяжелой двигательной патологией. Групповые занятия создают необходимое пространство для получения опыта взаимодействия с другими детьми и взрослыми, для подготовки ребенка к детскому саду. Программы групповых занятий разрабатываются для детей от 1 года с учетом их психических и физиологических возможностей. Занятия проводятся в игровой форме, при активном участии родителей. Таким образом, работа специалистов таких  службы показывает , что специально организованный процесс, взаимодействие всех специалистов в работе с детьми раннего возраста, имеющими ОВЗ и испытывающими трудности в обучении, общении, поведении, дает положительный результат в их развитии и социализации в обществе сверстников, если вовремя обратить внимание на ребенка, а также, позволяет снизить количество детей с нарушениями в развитии . Великая ценность каждого человека – здоровье. Уважаемые родители, берегите ваших детей, ведь их здоровье - главное богатство страны, это - наше будущее!
Информирует педагог-психолог Почколина М.Н.
Консультация с родителями Мастер-класс для родителей