Информация для родителей

Особенный ребенок   Дети - самое ценное, что может быть в нашей жизни. Они такие разные, но объединяет их одно – потребность в родительской ласке, любви, развитии и самосовершенствовании. Ошибка природы, наследственность, генетическая предрасположенность или родовая травм. Особенный ребенок может родиться в абсолютно благополучной семье, в результате удачных родов и девяти безоблачных месяцев ожидания. От этого не застрахована ни одна мать, и чаще всего видимых причин, объясняющих появление на свет неполноценного малыша, не находится даже у врачей. Нередко серьезные отклонения в развитии и функциональные расстройства здоровья звучат как приговор для малыша и становятся непреодолимым барьером в общении со здоровыми детьми. Специалисты-дефектологи, педагоги, психологи стараются в самые ранние сроки выявить, распознать и провести своевременную диагностику нарушений развития ребенка. На сегодняшний день проблема ранней помощи детям с отклонениями в развитии является крайне актуальной. На этапе школьного обучения резко увеличивается число учащихся с задержкой психического развития, что свидетельствует о позднем включении таких детей в коррекционно-развивающие программы. Поэтому особую актуальность приобретает проблема организации системы ранней диагностики, профилактики и комплексного психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей раннего возраста. Уязвимость малыша с ограниченными возможностями здоровья, повышенная потребность в уходе за ним приводят к тому, что у семьи возникают трудности не только материального характера. Решение многих вопросов, легко решаемых в семье, имеющей здорового ребенка (устройство на работу; посещение ребенком детского сада, а затем школы и тому подобное), в семье с ребенком с ОВЗ порой приводит к возникновению неразрешимых проблем, к пересмотру ценностных позиций, смысла и цели жизни, родители концентрируются на своих проблемах и пытаются изолировать семью от общества. Постепенно родители детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, начинают испытывать трудности общения с малышом.   Семьям с такими детьми в службе ранней помощи (СРП) оказывается специальная помощь.   Специалистами СРП специальная помощь оказывается детям в возрасте до 3-х лет следующий категорий: детям, родившимся раньше срока или перенёсшим родовую травму; с врожденными нарушениями развития; с задержками двигательного развития; с задержками речевого развития; с нарушением познавательного развития; с нарушением эмоциональных проявлений; с нарушением слуха до и после кохлеарной имплантации, независимо от возраста и сопутствующих нарушений в развитии. Работа с СРП основывается на реализации индивидуальных программ. Такие программы учитывают все особенности ребенка и характер семейных взаимоотношений. Продолжительность программ помощи, формы и периодичность ее оказания определяются специалистами СРП в зависимости от особенностей ребенка и семьи. Отличительной чертой деятельности СРП является междисциплинарный подход к диагностической и коррекционной работе. В службах ранней помощи сложились определенные формы оказания помощи ребенку и семье: систематические совместные с родителями индивидуальные, индивидуально-правовые и групповые занятия; групповые и подгрупповые занятия с детьми; консультирование родителей по вопросам развития, воспитания и обучения ребенка раннего возраста, взаимодействия с ребенком; групповая, тренинговая работа с родителями; домашнее визитирование. В работе службы могут быть использованы однократное консультирование семьи и ребенка; кратковременное консультирование, индивидуальные и групповые занятия; долговременное консультирование, индивидуальные и групповые занятия (до нескольких лет). Могут использоваться индивидуальные и/или групповые (подгрупповые) формы работы, ориентированные как на ребенка и его семью, так и только на взрослых членов семьи. Консультация на базе службы проводиться 1-2 раза в неделю, в зависимости от потребности и возможностей семьи, а также индивидуальных особенностей ребенка. Длительность консультирования и занятий от 1 часа до 1 часа 30 минут. Индивидуальная работа с ребенком и семьей опирается на результаты психолого-педагогического обследования, и строится на основе индивидуальной программы развития ребенка. Работа ведется по основным линиям развития ребенка: социальное, физическое, познавательное развитие. Индивидуальное консультирование на дому (домашнее визитирование). Длительность встречи от двух часов до 3 часов. Форма эффективна для работы с семьей, воспитывающей ребенка младенческого возраста или ребенка со сложными множественными нарушениями в развитии, ребенка с тяжелой двигательной патологией. Групповые занятия создают необходимое пространство для получения опыта взаимодействия с другими детьми и взрослыми, для подготовки ребенка к детскому саду. Программы групповых занятий разрабатываются для детей от 1 года с учетом их психических и физиологических возможностей. Занятия проводятся в игровой форме, при активном участии родителей. Таким образом, работа специалистов таких  службы показывает , что специально организованный процесс, взаимодействие всех специалистов в работе с детьми раннего возраста, имеющими ОВЗ и испытывающими трудности в обучении, общении, поведении, дает положительный результат в их развитии и социализации в обществе сверстников, если вовремя обратить внимание на ребенка, а также, позволяет снизить количество детей с нарушениями в развитии . Великая ценность каждого человека – здоровье. Уважаемые родители, берегите ваших детей, ведь их здоровье - главное богатство страны, это - наше будущее!   Информирует педагог-психолог, Азякова О.В.