Диагностика первоклассников в образовательных организациях

  В образовательных организациях района начали педагоги-психологи  работу по диагностике обучающихся первоклассников по формированию формирования УУД учащихся начальной школы. Одно из основных требований в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования – формирование универсальных учебных действий (метапредметных результатов) и личностных образовательных результатов. В этой связи необходима с первого года обучения организация системного мониторинга их формирования, в том числе средствами психолого-педагогического оценивания. В диагностику входят такие методики, как:
  1. Прогрессивные матрицы Дж. Равена
  2. Тест тревожности.
  3. Определение эмоционального уровня самооценки.
  4. Методика «Дерево»
  5. Беседа о школе
  6. Тест Тулуз-Пьерона
Диагностическая работа позволяет увидеть основные трудности детей, неготовых к обучению в 1 классе, что чаще всего  связано и  с психологическими проблемами: недостаточными познавательными, мотивационными, волевыми, коммуникативными, регуляторными способностями, недостаточным темпом выполнения заданий, слабо развитой моторикой, ограниченным запасом знаний об окружающем мире; небольшими познавательными потребностями :недостаточностью формирования «внутренней позиции» школьника, преобладанием игровой мотивации, поведенческими реакциями: недостаточностью развития произвольности психических функций, деятельности, что в целом заметно может влиять  на оценку уровня УУД.  Определить уровень развития метапредметных и личностных УУД первоклассника, его сильные и слабые стороны в развитии познавательных функций, саморегуляции, коммуникабельности, школьной мотивации; Выделить группу детей с недостаточным уровнем развития параметров УУД. После проведенной диагностики педагоги –психологи оказывают комплексную психолого-педагогическую поддержку, позволяющую детям приспосабливаться к школьным требованиям, учебным нагрузкам, развиваться в различных сферах общения и деятельности    

Буллинг в школах

  Буллинг -  агрессивное преследование одного из членов коллектива (особенно школьников и студентов) со стороны остальных его членов или его части и проявляется в виде оскорбления, угрозы, физической агрессии, постоянной негативной оценки жертвы и ее деятельности, отказе в доверии и делегирование полномочий. (Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва) В современных образовательных учреждениях наиболее типичными являются следующие формы: физический (побои, умышленное членовредительство), поведенческий (бойкот, сплетни, игнорирование, шантаж, вымогательство), вербальная агрессия (насмешки, подколки, оскорбления), кибербуллинг (травля в социальных сетях) – самый распространённый на сегодняшний день. Причины буллинга: ревность, мстительность (когда страдающая сторона перемещается в разряд буллеров: проучить за обиды и нанесённые мучения); неприязнь; устранение конкурента выражением превосходства над ним; утверждение своей личности вплоть до удовлетворения потребностей садистской направленности у некоторых индивидов; потребность выделяться; стремление поразить, впечатлить; желание разрядиться, «приколоться»; жажда подавить, запугать неугодного человека. Ребенок, испытывающий травлю, чаще всего физически слабее своих одноклассников. Объектами буллинга могут быть и дети из этнических, национальных или религиозных меньшинств. Собственно буллинг наступает только при определенной длительности, регулярности и настойчивости такого рода отношений, приводящих к виктимизации, как ни странно, обоих участников буллинга. Дело в том, что активно взаимодействуя с жертвой, агрессивно настроенный подросток невольно ориентируется на непривлекательные качества партнера, перенимает и бессознательно копирует их. Агрессор, жертва и наблюдатель Агрессор. С точки зрения клинической понятно, что инициаторами травли выступают дети с нарциссическими чертами характера. Основная особенность нарцисса – стремление к власти, самоутверждению за счет других. Быть «крутым», иметь авторитет среди сверстников, как человека, которому никто ничего не может сделать. «Ты мне ничего не сделаешь» - скрытое послание, сквозящее за всем поведением этого ученика. И такое поведение, направленное на утверждение своей власти над кем-то или чем-то, становится все более распространенным. Жертва. Буллинг можно вычислить по 3 признакам: повторяемость, намеренность, неравность сил. Если ребёнок сам рассказывает о своих драках и хвастается как дал отпор хулиганам, это не буллинг. Если же все три признака налицо – самое время бить тревогу и вмешиваться в ситуацию, пока не стало слишком поздно. У жертв буллинга врачи диагностируют депрессию и тревожность. Дети закрываются от сверстников, родителей и учителей. Из-за этого они начинают хуже учиться, меньше занимаются любимыми хобби. Так же буллинг способствует психосоматическим расстройствам, нарушениям в работе сердца, проблемам с питанием Наблюдатель. Дети, которые поддерживают агрессора, чаще всего просто бояться быть на месте жертвы. Они не хотят выделяться из толпы. У некоторых из них личные мотивы, например, они дорожат отношениями с лидером или у них жестокие родители. Самое худшее в буллинге - его влияние на тех детей, которые в нем активно не участвуют. Буллинг провоцирует негативные черты людей, вызывая психодинамику самого низкого толка. В школьной ситуации буллинга основная масса детей – наблюдатели. И они также нуждаются в серьезной помощи для осмысления полученного опыта. При этом разговор с каждой категорией участников ситуации будет различным. Очевидцы буллинга часто испытывают страх в школе, а также чувство, характерное для жертв – беспомощность перед лицом насилия. Даже если оно направлено не на них непосредственно. Они даже могут испытывать чувство вины из-за того, что не вступились или, в некоторых случаях, из-за то, что они присоединились к буллингу. Методы прекращения буллинга в школе Исходя из распространенности буллинга в образовательной среде, особую актуальность приобретает профилактика буллинга в образовательных учреждениях. Психологическая профилактика как вид деятельности администрации школы, педагогапсихолога, классного руководителя и учителей-предметников сконцентрирована на сохранение и укрепление психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного и школьного детства. Её целью является создание психолого-педагогических условий, способствующих охране физического и психологического здоровья детей, их эмоционального благополучия.   Наиболее существенные элементы программ профилактики:
  1. Осведомление педагога, сотрудников учреждения образования, детей и родителей о проблеме буллинга
  2. Одинаковый для школы регламент в отношении травли
  3. Обучение учителей
  4. Совместные занятия с детьми
  5. Оказание поддержки жертвам буллинга
  6. Сотрудничество с родителями
Также нужно помнить, что разговор с детьми младшего школьного возраста. До 12 лет решить проблемы буллинга намного проще, чем в старшие годы. В этом возрасте у школьников еще не сформированы моральные принципы, и они опираются на мнение учителя. Преподавателю хватит пары бесед с участниками травли, которыми он покажет своё недовольство ситуацией. После 12 лет моральные убеждения уже сформировались, и их будет не так просто изменить. Личность и авторитет взрослого отходят на второй план, а на первый выходит референтная группа сверстников. Поэтому действовать придется тонко, постепенно формируя общественное мнение. Существуют методы профилактики, рекомендуемые к применению классными руководителями. Например, использовать для бесед классные часы. Периодические короткие беседы возымеют больший эффект, нежели нечастые долгие нотации. Просмотр фильмов, сочинения, упражнения на доверие и многое другое. Рекомендации подросткам для предотвращения буллинга: игнорирование обидчика (не получив желаемой реакции, они могут сдаться), умение постоять за себя (если «жертва» окажется крепче ожидаемого, то обидчик может отступить), обращение к старшему (не бояться и говорить о своих проблемах старшим). Важно понять, что при работе с агрессорами можно критиковать и корректировать их поведение, но ни в коем случае нельзя переходить на личности. Нужно учитывать, что в основном дети теряют интерес к насилию, если находят хобби, в котором они могут почувствовать себя значимыми и которое приносит чувство побед. Привлечение авторитетного союзника. Сначала надо попробовать переубедить, объяснить недопустимость буллинга. Разговаривать с классом должен авторитетный для детей педагог или взрослый, потому что здесь все зависит от силы убеждения и внутренней веры в то, что говорится. Дети должны уважать этого человека, прислушиваться к нему. План беседы с детьми должен содержать такие ключевые моменты.
  1. Прямота. Называем проблему своим именем – это травля, гнобление. Не стоит ходить вокруг да около, дети этого не любят. Нужно объяснить, что травля – это проблема класса, а не конкретного человека. Насилие похоже на инфекционную болезнь, которой заболел коллектив, и нужно всем заботиться о здоровье внутри их группы.
  2. Смена ролей. Привести пример таким образом, чтобы каждый мог почувствовать себя на месте жертвы. Этот метод можно применить наедине с агрессором или с учителями, если они не понимают серьезности происходящего: «Представь себе, что ты заходишь в класс, здороваешься, а от тебя все отворачиваются, что ты почувствуешь?». Нужно объяснить, что люди разные, и у каждого человека имеются особенности, которые могут раздражать других.
  3. Введение новых правил поведения и ответственность. Предложить инициаторам насилия взять на себя ответственность за новшества. Это поможет им сохранить лицо и выйти из деструктивной позиции.
  4. Помощь специалиста. Можно пригласить психолога, чтобы провел специальные психологические игры, дающие возможность почувствовать себя на месте жертвы и осознать недопустимость буллинга.
Буллинг как социальное явление был всегда, но в последнее время о нем заговорили чаще, т.к. в сети Интернет стали появляться ролики об избиениях, издевательствах подростков над сверстниками. Жестокость обретает все более привычные рамки. Поэтому очень важно проводить профилактику буллинга в школах, работать как с учениками, так и с преподавателями. А также, просто наблюдать за поведением и атмосферой в классе, чтобы своевременно среагировать на первые проявления буллинга.                            

Работа с детьми с ОВЗ

Образовательная политика сегодня ориентирована на раннее выявление детей с ОВЗ и своевременное оказание коррекционной помощи, обеспечение доступности образования. Важное место в организации коррекционно-развивающего сопровождения в ГБУ ЦППМСП м. р. Большечерниговский отведено системе раннего выявления детей с ограниченными возможностями здоровья, одной из ее форм является Служба ранней помощи, функционирующая на базе ППМС –центра. Служба ранней помощи на территории округа функционирует, начиная с 2003 года. Созданная система оказания ранней помощи позволяет  охватить услугами  семьи. м. р. Больше черниговский и м. р Большеглушицкий Основные задачи Службы:
  • Выявление детей раннего возраста, нуждающихся в ранней специальной помощи.
  • Своевременная коррекция и профилактика отклонений в развитии ребенка раннего возраста.
  • Квалифицированная помощь семье ребенка раннего возраста
  • Методическая помощь педагогам структурных подразделений ГБОУ, реализующих программу дошкольного образования, в вопросах организации и проведения образовательной работы с детьми раннего возраста, имеющих ОВЗ.
На основании приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 года №1082 г Москва «Об утверждении Положения о психолого- медико- педагогической комиссии» и на основании приказа министерства образования и науки Самарской области и министерства социально-демографической политики Самарской области «О создании в Самарской области психолого- медико-педагогических комиссий» от 31.12.2014 года функционирует Южная ПМПК. Основными направлениями деятельности комиссии являются: а) проведение обследования детей в возрасте от 0 до 18 лет в целях своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей; б) подготовка по результатам обследования рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, подтверждение, уточнение или изменение ранее данных комиссией рекомендаций; в) оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, работникам образовательных организаций, организаций, осуществляющих социальное обслуживание, медицинских организаций, других организаций по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) девиантным (общественно опасным) поведением; д) осуществление учета данных о детях с ограниченными возможностями здоровья и (или) девиантным (общественно опасным) поведением, проживающих на территории деятельности Южной ПМПК; е) участие в организации информационно-просветительской работы с населением в области предупреждения и коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей.  
Территориальная  ПМПК Контактная информация
Южная ПМПК 446290 Самарская область ,Больше черниговский район, с. Большая Черниговка ,ул. Озерная д.33,телефон 8(846)72- 2 -28 -35
Основополагающим законодательным актом, регулирующим процесс образования детей с ОВЗ в РФ, является Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - ФЗ № 273), регламентирующий право детей с ОВЗ и с инвалидностью на образование и обязывающий федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления создавать необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами названных категорий, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации. В нескольких статьях ФЗ № 273 говорится об организации образования лиц с ОВЗ и лиц с инвалидностью, и даже предусмотрена отдельная статья 79, регламентирующая организацию получения образования лицами с ОВЗ.К категории детей-инвалидов относятся дети до 18 лет, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушений развития и роста ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контроля за своим поведением, обучения, общения, трудовой деятельности в будущем, статус которых установлен учреждениями медико-социальной экспертизы. Частью 16 статьи 2 ФЗ № 273 впервые в российской законодательной практике закреплено понятие "обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий". Таким образом, категория "обучающийся с ОВЗ" определена не с точки зрения ограничений по здоровью, а с точки зрения необходимости создания специальных условий получения образования, исходя из решения коллегиального органа - психолого-медико-педагогической комиссии. Обучение детей с ОВЗ регламентируется нормативными актами: Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ, Приказом Мин  образования России от 30.08.2013 N 1015"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего       и       среднего       общего        образования"     , ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, ФГОС     образования     обучающихся      с умственной отсталость СанПиН 2.4.1.3049-13 от 10.07.2015 Одним из неотъемлемых условий успешного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья является специальная подготовка педагогов. Эта задача успешно решается благодаря тесному сотрудничеству и партнерству с региональными структурами: ГБОУ ДПО ЦПК «Центр специального образования Самарской области», факультетом специального образования СГСПУ, ГБОУ ДПО ЦПК «Региональный социобиологический центр», Центром дистанционного и инклюзивного образования СИПКРО г. о. Самара. Тематика курсов разнообразна.  Это : «Технологии, содержание и методическое обеспечение обучения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования в соответствии с требованиями ФГОС», «Методология внедрения и реализация ФГОС ОВЗ в ОО», «Коррекционно-педагогическое сопровождение обучения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного обучения в соответствии с требованиями ФГОС ОВЗ», «Организационно-методическое сопровождение введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».Сегодня для педагогов актуальной является проблема организации обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Дети с ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания – удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их психического или физического развития. Число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов неуклонно растет. Вместе с тем отмечается и тенденция качественного изменения структуры дефекта, комплексного характера нарушений у каждого отдельного ребенка. Дети с ограниченными возможностями здоровья – неоднородная по составу группа школьников. Это определяется тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития. Образовательное пространство формируется культурными традициями обучения детей разных возрастов в условиях семьи и образовательного учреждения. Отклонения в развитии ребенка приводят к его выпадению из социально и культурно обусловленного образовательного пространства. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию. Существуют особые по своему характеру потребности, свойственные всем детям с ОВЗ: - начинаем специальное обучение ребенка сразу же после выявления первичного нарушения развития; - вводятся в содержание обучения ребенка специальные разделы, не присутствующие в программах образования нормально развивающихся сверстников; - используются специальные методы, приемы и средства обучения (в том числе специализированные компьютерные технологии); - индивидуализируется обучение в большей степени, чем требуется для нормально развивающегося ребенка; - обеспечивается особая пространственная и временная организация образовательной среды; в наших школах обучаются дети с задержкой психического развития, тяжелыми речевыми нарушениями, а также с незначительными нарушениями опорно-двигательного аппарата (есть дети со слабо выраженной формой ДЦП), с нарушением зрения, с нарушением слуха, умственно отсталые дети. Педагоги регулярно повышают свой уровень профессионализма, посещая курсы, семинары, мастер-классы, ежегодно проводится межрегиональная конференция, на которой педагоги имеют возможность в одной из секций делиться опытом работы на межрегиональном уровне по работе с детьми с ОВЗВ обучении, воспитании, развитии и социализации детей с ОВЗ важна работа каждого специалиста. Важное место в работе с детьми с ОВЗ отводится социальному педагогу. Он поддерживает связь с учителями-предметниками, школьным психологом, медицинским работником, администрацией школы, родителями (законными представителями). Совместно с классным руководителем, педагогом-психологом и учителями-предметниками социальный педагог составляет индивидуальный маршрут сопровождения обучающегося, в котором намечаются пути ликвидации задолженностей и направления коррекционной работы. Психолого-логопедическое сопровождение детей с ОВЗ – это важнейшее направление коррекционно-развивающей работы. Целью функционирования службы является создание единого коррекционного пространства, способствующего устранению речевых нарушений, развитию психических и мыслительных процессов, мотивации, коммуникативной деятельности обучающихся с ОВЗ. Разработаны и реализуются   следующие программы:адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),адаптированная основная образовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.1), адаптированная основная образовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2), адаптированная основная образовательная программа начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.1), и др. Дети с ОВЗ имеют возможность обучаться   интегрированно в  классах и индивидуально на дому, в соответствии со справкой ВК. Согласно рекомендациям ПМПК педагоги- психологи проводят индивидуальные коррекционно- развивающие занятия с учащимися школы. Педагоги-психологи реализуют программы «Коррекция коммуникативных компетенций», «Развитие высших психических функций», «Развитие учебно-познавательной мотивации» и др. Занятия проводятся в соответствии с рекомендациями ПМПК. Вся психолого-педагогическая деятельность по сопровождению   детей с ОВЗ строится на принципах успешной социализации и создания благоприятного психологического климата в тех классах, где они обучаются. Системно осуществляется целевая деятельность по обеспечению качественного и доступного образования для каждого ученика через введение в учебно-воспитательный процесс новых методик, современных информационных технологий в соответствии ФГОС, создание условий для максимального раскрытия творческого потенциала учителя, комфортных условий для развития личности ребе