Работа с детьми с ОВЗ

Образовательная политика сегодня ориентирована на раннее выявление детей с ОВЗ и своевременное оказание коррекционной помощи, обеспечение доступности образования. Важное место в организации коррекционно-развивающего сопровождения в ГБУ ЦППМСП м. р. Большечерниговский отведено системе раннего выявления детей с ограниченными возможностями здоровья, одной из ее форм является Служба ранней помощи, функционирующая на базе ППМС –центра. Служба ранней помощи на территории округа функционирует, начиная с 2003 года. Созданная система оказания ранней помощи позволяет  охватить услугами  семьи. м. р. Больше черниговский и м. р Большеглушицкий Основные задачи Службы:
  • Выявление детей раннего возраста, нуждающихся в ранней специальной помощи.
  • Своевременная коррекция и профилактика отклонений в развитии ребенка раннего возраста.
  • Квалифицированная помощь семье ребенка раннего возраста
  • Методическая помощь педагогам структурных подразделений ГБОУ, реализующих программу дошкольного образования, в вопросах организации и проведения образовательной работы с детьми раннего возраста, имеющих ОВЗ.
На основании приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 года №1082 г Москва «Об утверждении Положения о психолого- медико- педагогической комиссии» и на основании приказа министерства образования и науки Самарской области и министерства социально-демографической политики Самарской области «О создании в Самарской области психолого- медико-педагогических комиссий» от 31.12.2014 года функционирует Южная ПМПК. Основными направлениями деятельности комиссии являются: а) проведение обследования детей в возрасте от 0 до 18 лет в целях своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей; б) подготовка по результатам обследования рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, подтверждение, уточнение или изменение ранее данных комиссией рекомендаций; в) оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, работникам образовательных организаций, организаций, осуществляющих социальное обслуживание, медицинских организаций, других организаций по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) девиантным (общественно опасным) поведением; д) осуществление учета данных о детях с ограниченными возможностями здоровья и (или) девиантным (общественно опасным) поведением, проживающих на территории деятельности Южной ПМПК; е) участие в организации информационно-просветительской работы с населением в области предупреждения и коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей.  
Территориальная  ПМПК Контактная информация
Южная ПМПК 446290 Самарская область ,Больше черниговский район, с. Большая Черниговка ,ул. Озерная д.33,телефон 8(846)72- 2 -28 -35
Основополагающим законодательным актом, регулирующим процесс образования детей с ОВЗ в РФ, является Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - ФЗ № 273), регламентирующий право детей с ОВЗ и с инвалидностью на образование и обязывающий федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления создавать необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами названных категорий, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации. В нескольких статьях ФЗ № 273 говорится об организации образования лиц с ОВЗ и лиц с инвалидностью, и даже предусмотрена отдельная статья 79, регламентирующая организацию получения образования лицами с ОВЗ.К категории детей-инвалидов относятся дети до 18 лет, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушений развития и роста ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контроля за своим поведением, обучения, общения, трудовой деятельности в будущем, статус которых установлен учреждениями медико-социальной экспертизы. Частью 16 статьи 2 ФЗ № 273 впервые в российской законодательной практике закреплено понятие "обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий". Таким образом, категория "обучающийся с ОВЗ" определена не с точки зрения ограничений по здоровью, а с точки зрения необходимости создания специальных условий получения образования, исходя из решения коллегиального органа - психолого-медико-педагогической комиссии. Обучение детей с ОВЗ регламентируется нормативными актами: Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ, Приказом Мин  образования России от 30.08.2013 N 1015"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего       и       среднего       общего        образования"     , ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, ФГОС     образования     обучающихся      с умственной отсталость СанПиН 2.4.1.3049-13 от 10.07.2015 Одним из неотъемлемых условий успешного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья является специальная подготовка педагогов. Эта задача успешно решается благодаря тесному сотрудничеству и партнерству с региональными структурами: ГБОУ ДПО ЦПК «Центр специального образования Самарской области», факультетом специального образования СГСПУ, ГБОУ ДПО ЦПК «Региональный социобиологический центр», Центром дистанционного и инклюзивного образования СИПКРО г. о. Самара. Тематика курсов разнообразна.  Это : «Технологии, содержание и методическое обеспечение обучения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования в соответствии с требованиями ФГОС», «Методология внедрения и реализация ФГОС ОВЗ в ОО», «Коррекционно-педагогическое сопровождение обучения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного обучения в соответствии с требованиями ФГОС ОВЗ», «Организационно-методическое сопровождение введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».Сегодня для педагогов актуальной является проблема организации обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Дети с ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания – удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их психического или физического развития. Число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов неуклонно растет. Вместе с тем отмечается и тенденция качественного изменения структуры дефекта, комплексного характера нарушений у каждого отдельного ребенка. Дети с ограниченными возможностями здоровья – неоднородная по составу группа школьников. Это определяется тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития. Образовательное пространство формируется культурными традициями обучения детей разных возрастов в условиях семьи и образовательного учреждения. Отклонения в развитии ребенка приводят к его выпадению из социально и культурно обусловленного образовательного пространства. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию. Существуют особые по своему характеру потребности, свойственные всем детям с ОВЗ: - начинаем специальное обучение ребенка сразу же после выявления первичного нарушения развития; - вводятся в содержание обучения ребенка специальные разделы, не присутствующие в программах образования нормально развивающихся сверстников; - используются специальные методы, приемы и средства обучения (в том числе специализированные компьютерные технологии); - индивидуализируется обучение в большей степени, чем требуется для нормально развивающегося ребенка; - обеспечивается особая пространственная и временная организация образовательной среды; в наших школах обучаются дети с задержкой психического развития, тяжелыми речевыми нарушениями, а также с незначительными нарушениями опорно-двигательного аппарата (есть дети со слабо выраженной формой ДЦП), с нарушением зрения, с нарушением слуха, умственно отсталые дети. Педагоги регулярно повышают свой уровень профессионализма, посещая курсы, семинары, мастер-классы, ежегодно проводится межрегиональная конференция, на которой педагоги имеют возможность в одной из секций делиться опытом работы на межрегиональном уровне по работе с детьми с ОВЗВ обучении, воспитании, развитии и социализации детей с ОВЗ важна работа каждого специалиста. Важное место в работе с детьми с ОВЗ отводится социальному педагогу. Он поддерживает связь с учителями-предметниками, школьным психологом, медицинским работником, администрацией школы, родителями (законными представителями). Совместно с классным руководителем, педагогом-психологом и учителями-предметниками социальный педагог составляет индивидуальный маршрут сопровождения обучающегося, в котором намечаются пути ликвидации задолженностей и направления коррекционной работы. Психолого-логопедическое сопровождение детей с ОВЗ – это важнейшее направление коррекционно-развивающей работы. Целью функционирования службы является создание единого коррекционного пространства, способствующего устранению речевых нарушений, развитию психических и мыслительных процессов, мотивации, коммуникативной деятельности обучающихся с ОВЗ. Разработаны и реализуются   следующие программы:адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),адаптированная основная образовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.1), адаптированная основная образовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2), адаптированная основная образовательная программа начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.1), и др. Дети с ОВЗ имеют возможность обучаться   интегрированно в  классах и индивидуально на дому, в соответствии со справкой ВК. Согласно рекомендациям ПМПК педагоги- психологи проводят индивидуальные коррекционно- развивающие занятия с учащимися школы. Педагоги-психологи реализуют программы «Коррекция коммуникативных компетенций», «Развитие высших психических функций», «Развитие учебно-познавательной мотивации» и др. Занятия проводятся в соответствии с рекомендациями ПМПК. Вся психолого-педагогическая деятельность по сопровождению   детей с ОВЗ строится на принципах успешной социализации и создания благоприятного психологического климата в тех классах, где они обучаются. Системно осуществляется целевая деятельность по обеспечению качественного и доступного образования для каждого ученика через введение в учебно-воспитательный процесс новых методик, современных информационных технологий в соответствии ФГОС, создание условий для максимального раскрытия творческого потенциала учителя, комфортных условий для развития личности ребе