Буллинг в школах

  Буллинг -  агрессивное преследование одного из членов коллектива (особенно школьников и студентов) со стороны остальных его членов или его части и проявляется в виде оскорбления, угрозы, физической агрессии, постоянной негативной оценки жертвы и ее деятельности, отказе в доверии и делегирование полномочий. (Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва) В современных образовательных учреждениях наиболее типичными являются следующие формы: физический (побои, умышленное членовредительство), поведенческий (бойкот, сплетни, игнорирование, шантаж, вымогательство), вербальная агрессия (насмешки, подколки, оскорбления), кибербуллинг (травля в социальных сетях) – самый распространённый на сегодняшний день. Причины буллинга: ревность, мстительность (когда страдающая сторона перемещается в разряд буллеров: проучить за обиды и нанесённые мучения); неприязнь; устранение конкурента выражением превосходства над ним; утверждение своей личности вплоть до удовлетворения потребностей садистской направленности у некоторых индивидов; потребность выделяться; стремление поразить, впечатлить; желание разрядиться, «приколоться»; жажда подавить, запугать неугодного человека. Ребенок, испытывающий травлю, чаще всего физически слабее своих одноклассников. Объектами буллинга могут быть и дети из этнических, национальных или религиозных меньшинств. Собственно буллинг наступает только при определенной длительности, регулярности и настойчивости такого рода отношений, приводящих к виктимизации, как ни странно, обоих участников буллинга. Дело в том, что активно взаимодействуя с жертвой, агрессивно настроенный подросток невольно ориентируется на непривлекательные качества партнера, перенимает и бессознательно копирует их. Агрессор, жертва и наблюдатель Агрессор. С точки зрения клинической понятно, что инициаторами травли выступают дети с нарциссическими чертами характера. Основная особенность нарцисса – стремление к власти, самоутверждению за счет других. Быть «крутым», иметь авторитет среди сверстников, как человека, которому никто ничего не может сделать. «Ты мне ничего не сделаешь» - скрытое послание, сквозящее за всем поведением этого ученика. И такое поведение, направленное на утверждение своей власти над кем-то или чем-то, становится все более распространенным. Жертва. Буллинг можно вычислить по 3 признакам: повторяемость, намеренность, неравность сил. Если ребёнок сам рассказывает о своих драках и хвастается как дал отпор хулиганам, это не буллинг. Если же все три признака налицо – самое время бить тревогу и вмешиваться в ситуацию, пока не стало слишком поздно. У жертв буллинга врачи диагностируют депрессию и тревожность. Дети закрываются от сверстников, родителей и учителей. Из-за этого они начинают хуже учиться, меньше занимаются любимыми хобби. Так же буллинг способствует психосоматическим расстройствам, нарушениям в работе сердца, проблемам с питанием Наблюдатель. Дети, которые поддерживают агрессора, чаще всего просто бояться быть на месте жертвы. Они не хотят выделяться из толпы. У некоторых из них личные мотивы, например, они дорожат отношениями с лидером или у них жестокие родители. Самое худшее в буллинге - его влияние на тех детей, которые в нем активно не участвуют. Буллинг провоцирует негативные черты людей, вызывая психодинамику самого низкого толка. В школьной ситуации буллинга основная масса детей – наблюдатели. И они также нуждаются в серьезной помощи для осмысления полученного опыта. При этом разговор с каждой категорией участников ситуации будет различным. Очевидцы буллинга часто испытывают страх в школе, а также чувство, характерное для жертв – беспомощность перед лицом насилия. Даже если оно направлено не на них непосредственно. Они даже могут испытывать чувство вины из-за того, что не вступились или, в некоторых случаях, из-за то, что они присоединились к буллингу. Методы прекращения буллинга в школе Исходя из распространенности буллинга в образовательной среде, особую актуальность приобретает профилактика буллинга в образовательных учреждениях. Психологическая профилактика как вид деятельности администрации школы, педагогапсихолога, классного руководителя и учителей-предметников сконцентрирована на сохранение и укрепление психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного и школьного детства. Её целью является создание психолого-педагогических условий, способствующих охране физического и психологического здоровья детей, их эмоционального благополучия.   Наиболее существенные элементы программ профилактики:
  1. Осведомление педагога, сотрудников учреждения образования, детей и родителей о проблеме буллинга
  2. Одинаковый для школы регламент в отношении травли
  3. Обучение учителей
  4. Совместные занятия с детьми
  5. Оказание поддержки жертвам буллинга
  6. Сотрудничество с родителями
Также нужно помнить, что разговор с детьми младшего школьного возраста. До 12 лет решить проблемы буллинга намного проще, чем в старшие годы. В этом возрасте у школьников еще не сформированы моральные принципы, и они опираются на мнение учителя. Преподавателю хватит пары бесед с участниками травли, которыми он покажет своё недовольство ситуацией. После 12 лет моральные убеждения уже сформировались, и их будет не так просто изменить. Личность и авторитет взрослого отходят на второй план, а на первый выходит референтная группа сверстников. Поэтому действовать придется тонко, постепенно формируя общественное мнение. Существуют методы профилактики, рекомендуемые к применению классными руководителями. Например, использовать для бесед классные часы. Периодические короткие беседы возымеют больший эффект, нежели нечастые долгие нотации. Просмотр фильмов, сочинения, упражнения на доверие и многое другое. Рекомендации подросткам для предотвращения буллинга: игнорирование обидчика (не получив желаемой реакции, они могут сдаться), умение постоять за себя (если «жертва» окажется крепче ожидаемого, то обидчик может отступить), обращение к старшему (не бояться и говорить о своих проблемах старшим). Важно понять, что при работе с агрессорами можно критиковать и корректировать их поведение, но ни в коем случае нельзя переходить на личности. Нужно учитывать, что в основном дети теряют интерес к насилию, если находят хобби, в котором они могут почувствовать себя значимыми и которое приносит чувство побед. Привлечение авторитетного союзника. Сначала надо попробовать переубедить, объяснить недопустимость буллинга. Разговаривать с классом должен авторитетный для детей педагог или взрослый, потому что здесь все зависит от силы убеждения и внутренней веры в то, что говорится. Дети должны уважать этого человека, прислушиваться к нему. План беседы с детьми должен содержать такие ключевые моменты.
  1. Прямота. Называем проблему своим именем – это травля, гнобление. Не стоит ходить вокруг да около, дети этого не любят. Нужно объяснить, что травля – это проблема класса, а не конкретного человека. Насилие похоже на инфекционную болезнь, которой заболел коллектив, и нужно всем заботиться о здоровье внутри их группы.
  2. Смена ролей. Привести пример таким образом, чтобы каждый мог почувствовать себя на месте жертвы. Этот метод можно применить наедине с агрессором или с учителями, если они не понимают серьезности происходящего: «Представь себе, что ты заходишь в класс, здороваешься, а от тебя все отворачиваются, что ты почувствуешь?». Нужно объяснить, что люди разные, и у каждого человека имеются особенности, которые могут раздражать других.
  3. Введение новых правил поведения и ответственность. Предложить инициаторам насилия взять на себя ответственность за новшества. Это поможет им сохранить лицо и выйти из деструктивной позиции.
  4. Помощь специалиста. Можно пригласить психолога, чтобы провел специальные психологические игры, дающие возможность почувствовать себя на месте жертвы и осознать недопустимость буллинга.
Буллинг как социальное явление был всегда, но в последнее время о нем заговорили чаще, т.к. в сети Интернет стали появляться ролики об избиениях, издевательствах подростков над сверстниками. Жестокость обретает все более привычные рамки. Поэтому очень важно проводить профилактику буллинга в школах, работать как с учениками, так и с преподавателями. А также, просто наблюдать за поведением и атмосферой в классе, чтобы своевременно среагировать на первые проявления буллинга.