Информирует учитель-логопед

Формирование правильного речевого дыхания

Голосо- и речеобразование осуществляются координированной деятельностью дыхательного, голосового и артикуляционного аппаратов. Их взаимодействие обеспечивается и контролируется деятельностью центральной нервной системы. Процессы жизненного и речевого дыхания значительно отличаются друг от друга.

Процесс жизненного (физиологического) дыхания протекает ритмично, в одной и той же последовательности: вдох – выдох – остановка.

Особенности речевого дыхания связаны с тем, что оно включено в процесс речи, обслуживает его, является основой голосообразования, формирования речевых звуков, речевой мелодии. Дыхание в речи связано с её разнообразным течением и чередованием речевых звеньев (групп слов от паузы до паузы), которые в зависимости от содержания могут быть длинными и короткими, медленными и быстрыми. В речевом дыхании выдох – самое главное и активное звено процесса, он значительно длиннее вдоха (1:20). Смена фаз происходит следующим образом: вдох – остановка – выдох. Весь процесс дыхания становится произвольным Физиологическое дыхание детей с речевой патологией имеет свои особенности. Оно поверхностное, легко нарушается при физической и эмоциональной нагрузке. Объём лёгких у них ниже возрастной нормы. У таких детей отмечаются недостаточный объём вдыхаемого воздуха перед началом речи, а также укороченный и нерационально используемый речевой выдох. Произнесение отдельных слов происходит в разных фазах дыхания – как на вдохе, так и на выдохе. Дошкольникам с речевой патологией необходимо развивать физиологическое дыхание, увеличивать объём лёгких. Работа по формированию правильного дыхания может проводиться в следующей последовательности.
  • Обучение длительному целенаправленному ротовому выдоху.
Первоначально проводится работа над развитием длительного выдоха без участия речи. При этом важно следить за тем, чтобы ребёнок не поднимал плечи, излишне не напрягал мышцы дыхательного аппарата, чтобы выдох был плавным, постепенным, длительным. С целью контроля рука логопеда кладётся на область диафрагмы ребёнка, а рука ребёнка ощущает дыхательные движения взрослого. После того как у ребёнка сформирован плавный длительный выдох, вводятся голосовые упражнения. Обращается внимание ребёнка на различную силу, высоту, тембр голоса.
  • Формирование таких качеств дыхания, как сила, продолжительность, постепенность, целенаправленность:
– добиваться умения длительно или многократно произносить звук на одном выдохе; – на одном выдохе произносить 3-4 слога; – правильно произносить фразу из 2-3 слов; – слитно, на одном выдохе, произносить фразу из 4 слов; – слитно, на одном выдохе, произносить фразу из 5-6 слов; – слитно, на одном выдохе, произносить 1-2 стихотворные фразы; – сочетать дыхание с проговариванием стихотворных текстов. В рамках данных этапов с детьми рекомендуется выполнять следующие упражнения: Пилка дров 2 ребёнка становятся друг против друга, берутся за руки и имитируют пилку дров: руки на себя – вдох, руки от себя – выдох. Погреться на морозе Ребёнок вдыхает через нос и дует на «озябшие» руки, плавно выдыхая через рот, как бы согревая руки. Надуй игрушку Ребёнку предлагается надуть резиновую надувную игрушку, воздушный шар, набирая воздух через рот и медленно выдыхая его через рот в отверстие игрушки. Листья шелестят Предлагаются полоски тонкой зеленой бумаги, вырезанной в виде листиков и прикрепленные к «ветке». По сигналу «подул ветерок» ребёнок плавно дует на листики так, чтобы они отклонились и шелестели. Бабочки Перед ребёнком раскладывают «зеленые полянки» с разноцветными бабочками, вырезанными из тонкой бумаги. Бабочки прикреплены тонкими нитками к «полянке». Логопед предупреждает, что дуть на бабочку можно только при одном выдохе. По сигналу «красная бабочка полетела» ребёнок дует на бабочек красного цвета и т. д. Задуть свечу По сигналу «тихий ветерок» ребёнок медленно выдыхает так, чтобы пламя свечи отклонялось, но не гасло. По сигналу «сильный ветер» ребёнок старается на одном выдохе задуть свечу. Вместо настоящей свечи можно предложить макет свечи с «огоньком» из тонкой красной бумаги. Покатай карандаш Ребёнку предлагается вдохнуть через нос и, выдыхая через рот, прокатить по столу круглый карандаш. Чайник закипел У ребенка пузырёк с узким горлышком диаметром 1 – 1,5 см. Он дует в отверстие пузырька, чтобы получился свист. Для этого нужно, чтобы нижняя губа касалась края горлышка, а струя воздуха была сильной. Эхо Логопед громко произносит гласные звуки ([а], [о], [у]) или сочетания гласных ([ау], [уа], [оа], [уи]). Ребёнок («эхо») тихо повторяет. Затем можно поменяться ролями. Вьюга Перед ребёнком сюжетная картинка «Вьюга». По сигналу «вьюга началась» ребёнок тихо гудит: У-у-у… По сигналу «вьюга затихает» ребёнок постепенно уменьшает силу голоса. По сигналу «вьюга кончилась» – замолкает. Речевые сигналы можно сопровождать движениями руки логопеда: горизонтальное движение руки – ребёнок говорит тихо, движение руки вверх – усиление голоса, движение руки вниз – уменьшение силы голоса. Лесенка Перед ребёнком картинка или макет лесенки. По ходу игры логопед ставит на каждую ступеньку фигурку определенного животного. Ребёнок воспроизводит звукоподражания, изменяя высоту и силу голоса. – На дворе стоит лесенка. На ней пять ступенек. На нижнюю ступеньку прыгнула большая собака и залаяла. (Ребёнок произносит низким и громким голосом: ав-ав-ав.) На вторую ступеньку прыгнула кошка и замяукала. (Ребёнок произносит более тихим и более высоким голосом: мяу-мяу-мяу.) На третью ступеньку вскочил петух и громко запел. (Ребёнок произносит громким и высоким голосом: ку-ка-ре-ку.) На четвёртую ступеньку прилетел жук, сел и зажужжал. (Ребёнок произносит низким и тихим голосом: ж-ж-ж.) На пятую ступеньку сел комар и запел свою песенку. (Ребёнок произносит тихим и высоким голосом: з-з-з.). Цветы Логопед ставит в вазу букет знакомых ребёнку цветов. Ребёнок называет их. Затем вынимает какой-либо цветок, нюхает его и на одном выдохе произносит заданную фразу. Фразы постепенно усложняются. Например: Хорошо пахнет. Роза хорошо пахнет. Роза очень хорошо пахнет.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *