ЧТО СЛЕДУЕТ ФОРМИРОВАТЬ У ШКОЛЬНИКА?
- Положительные установки, жизненная позиция, комплекс личностных факторов и психологических особенностей человека.
- Устойчивое позитивное отношение к жизни.
- Вариативность субъективно приемлемых путей разрешения конфликтных ситуаций.
- Высокий уровень социализации личности.
- Забота о собственном здоровье.
- Стремление к саморазвитию.
- Психологическая гибкость и адаптированность, умение компенсировать негативные личные переживания, использовать методы саморегуляции и снятия психической напряженности.
- Способность преодолевать кризисные ситуации.
- Представления о неиспользованных жизненных возможностях.
ДЛЯ НОРМАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПОДРОСТКОВ НЕОБХОДИМЫ СЛЕДУЮЩИЕ УСЛОВИЯ:
- сочетание свободы и ответственности в деятельности; подросткам необходимо конструктивное взаимодействие со взрослыми, принятие выработанных правил в школе, семье обществе.
- принятие себя (своего физического я, характера, особенностей, эмоций.
- обучение навыкам достойного поведения (взаимодействие, отстаивания чувства собственного достоинства).
- информация о современной жизни: они имеют право и должны получать достаточно достоверную информацию по всем волнующим подростков вопросом.
ЧТО МОЖЕТ НАСТОРОЖИТЬ ПЕДАГОГА:
- заявления ребенка о желании уйти из жизни;
- если в разговорах, рисунках и письмах ребенка проявляется озабоченность смертью;
- если ребенок раздаривает свои личные вещи;
- отдаление ребенка от семьи и друзей;
- агрессивное или враждебное поведение;
- побеги из дома;
- опасное поведение (например, неразборчивость в сексуальных взаимоотношениях);
- неуважительное отношение к собственной внешности;
- резкое изменение характера (например, ребенок был очень активным и неожиданно стал тихим).
ПРИЗНАКАМИ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ МОГУТ БЫТЬ:
- Изменения в сфере межличностных отношений.
- Изменения стереотипов поведения.
- Характерные высказывания.
- Изменение физического состояния.
- Изменения эмоционального фона (депрессия).
ПРИЗНАКИ ДЕПРЕССИИ:
- потеря интереса к деятельности, которая раньше доставляла удовольствие;
- изменения режима питания и режима сна;
- ребенку трудно думать и трудно сконцентрироваться;
- ребенок постоянно жалуется на скуку;
- при отсутствии проблем с физическим здоровьем ребенок постоянно жалуется на головные боли, на боли в желудке и на усталость;
- ребенок постоянно страдает от чувства вины и не разрешает никому себя хвалить.
ЧТО МОЖЕТ ПОДДЕРЖАТЬ:
- Установите заботливые взаимоотношения с ребёнком.
- Будьте внимательным слушателем.
- Будьте искренними в общении с ребёнком. Спокойно и доходчиво спрашивайте о тревожащей ситуации.
- Помогите определить источник психического дискомфорта.
- Вселяйте надежду, что все проблемы можно решить конструктивно.
- Помогите ребёнку осознать его личностные ресурсы.
- Окажите поддержку в успешной реализации ребёнка в настоящем и помогите определить перспективу на будущее.
Кризис (от греч. krisis — решение, поворотный пункт, исход) — это переломный момент, тяжелое переходное состояние, обострение, опасное неустойчивое состояние.
Кризис возникает в ситуациях, когда усвоенных ранее образцов поведения недостаточно для совладания с обстоятельствами.
НЕОБХОДИМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА
- Знать особенности развития и воспитания личности детей в разные возрастные периоды.
- Владеть приёмами эффективной коммуникации.
- Иметь навыки наблюдения.
- Уметь оказать психологическую поддержку.