В преддверии сдачи государственных экзаменов…

    Наступает пора экзаменов. Почти все её боятся. Три составляющих успеха сдачи ЕГЭ - психологически подготовленный педагог, родитель и ребенок.

   Педагогам хорошо известно, что результаты экзамена не всегда определяются уровнем знаний ученика. Порой те, кто готовился не щадя сил, без сна и отдыха и, казалось бы, знает все назубок, получают худшие оценки, чем те, кто ничем не жертвовал, работал в меру, без перенапряжения. Иногда говорят "повезло", но дело не в везении, а в том, что успех на экзамене зависит не только и не столько от уровня знаний, сколько от способности ребенка справиться с волнением, сосредоточиться, мобилизоваться, организовать свою деятельность и правильно рассчитать силы. Реакция на экзаменационный стресс во многом определяет результат ЕГЭ. Почему одни дети спокойно сдают экзамены, а другие - очень волнуются, боятся? Любой экзамен - испытание, которое связано с физическим, интеллектуальным и эмоциональным напряжением. Именно это состояние и называют экзаменационным стрессом.

  Каковы основные факторы, вызывающие или усиливающие экзаменационный стресс? Можно выделить следующие: негативный настрой; ситуации неопределенности и ограничения времени; сомнения в полноте и прочности знаний, в собственных способностях - логическом мышлении, умении анализировать. Кроме того, причинами могут быть особенности организации деятельности, присущие каждому отдельному ребенку, например медленный темп, длительное врабатывание, трудности планирования; психофизиологические качества - сниженная работоспособность, повышенная утомляемость, сложности концентрации и переключения внимания, низкая стрессоустойчивость; индивидуальные особенности нервной системы, физическое и интеллектуальное перенапряжение, а также груз ответственности перед родителями и школой.

       В преддверии сдачи государственных экзаменов велась работа в ГБУ ЦППМСП Большечерниговского района.  Одним из таких мероприятий стала встреча педагога-психолога с учащимися ГБОУ СОШ «ОЦ» им. С.Ф. Зинченко пос. Глушицкий. Главной целью встречи было развитие психологической устойчивости к предстоящему единому государственному экзамену (перестать бояться ЕГЭ и стать более уверенным; контролировать свое психологическое состояние в период подготовки и сдачи единого государственного экзамена; развить установку на успешную сдачу ЕГЭ; преодолевать психологические барьеры, мешающие успешной сдаче ЕГЭ). Занятия проходили в виде игровых упражнений, дискуссий, деловых игр, лекций.image (1)