-В беспомощности -В неуверенности в себе -В преувеличении значимости ситуаций и ощущение бессилия перед ними. Очень важный момент в работе над тревогой – научиться ставить цели и уметь прислушиваться и оценивать свои чувства – это называется рефлексией. Внимательно нужно относиться и к нагрузкам – переутомление также может вызывать тревожность. Кроме этого, есть метод поиска и укрепления своего «островка безопасности», человек учится чётко обозначать границы своих негативных чувств и создавать условия, при которых появляется возможность выговориться и превратить чувства в образ. Приёмы психологической защиты.
1 Переключение. Начинайте думать о чем-нибудь для вас актуальном, полезном, приятном. Через некоторое время неприятное переживание ослабнет. 2. Сравнение. Сравните своё состояние с состоянием и положением других людей и вы найдёте, что у многих оно тяже лее, чем у вас. Это ослабит ваше переживание. 3.Накопление радости. Вспоминайте события, вызвавшие у вас даже маленькую радость. 4.Мобилизация юмора Смех — противодействие стрессу. 5.Интеллектуальная переработка. «Нет худа без добра». 6.Разрядка (физическая работа, игра, любимые занятия). 7.Быстрое общее мышечное расслабление (релаксация). Способы снятия тревожного состояния.
1.Упражнение «приятное воспоминание». Подростку предлагается представить себе ситуацию, в которой он испытывал полный покой, расслабление и как можно ярче, стараясь вспомнить все ощущения. 2.Дыхательные упражнения. На 4 счета вдох, на 4 счета – задержка дыхания, на 4 счета – выдох. Делается вдох, например на 4 счета, а выдох делается в 2 раза дольше, т. е. на 8. Упражнения для снятия усталости, напряжения глаз. - посмотри попеременно вверх-вниз (25 секунд, влево-вправо (15 секунд); - напиши глазами своё имя, отчество, фамилию; - попеременно фиксируй взгляд на удалённом предмете (20 секунд, - потом на листе бумаги перед собой (10 секунд); - нарисуй квадрат, треугольник - сначала по часовой стрелке, потом в противоположную сторону; Беречь глаза, делать перерыв каждые 20-30 минут, (оторвать глаза от книги, тетради, посмотреть вдаль). 3.Кинезиологические упражнения. Большим и указательным пальцами одной руки с силой сдавливаем фалангу каждого пальца другой руки, начиная с ногтевой фаланги, сначала в тыльно-ладонной, затем межпальцевой плоскости. Потом меняем руки. Большим пальцем правой руки нажимаем на середину левой ладони. С ощутимым нажимом совершать круговые движения от центра ладони к периферии, по спирали с выходом на большой палец. Затем, то же другой рукой. Упражнение “Колечко”. Поочерёдно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале методика выполнятся каждой рукой отдельно, затем вместе.
!!!Помните, что гарантией вашего успеха, является умение видеть позитивные стороны в любой ситуации и уверенность в своих силах, позволяющая преодолеть все сомнения и колебания.
